Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Прописались в мастерской»: Алихан Динаев создал в ЧГПУ сообщество наставников и наставляемых

  • /
  • 28 сентября 2023

«Прописались  в мастерской»: Алихан Динаев создал в ЧГПУ сообщество  наставников и наставляемых
Фото: vo.apkpro.ru

Педагогическая мастерская Алихана Динаева в Чеченском государственном педагогическом университете (ЧГПУ) была открыта три года назад. Ее основная задача – поддержка студентов и начинающих учителей в освоении эффективных и современных педагогических технологий. В основе работы мастерской – принципы наставничества и академической кооперации: младшие коллеги участвуют в ее проектах под руководством старших, перенимая их профессиональный и жизненный опыт.

Для педагогического сообщества всей страны Алихан Динаев – фигура знаковая. Он известен не только как победитель конкурса «Учитель года России», но и как популяризатор науки, умеющий легко и непринужденно передавать знания детям и взрослым. Его монографии, педагогические игры, учебные пособия, в том числе для подготовки к ЕГЭ, пользуются огромным спросом.

Свою мастерскую в ЧГПУ Алихан Мавладиевич называет сообществом наставников и наставляемых. Наставники – он сам и несколько штатных сотрудников, наставляемые – порядка тридцати студентов, которых здесь называют активистами. Алихан выступает в роли наставника и для своих сотрудников – молодых людей, недавно окончивших университет.

Мастерская хорошо известна в ЧГПУ, и хотя бы одно ее мероприятие в течение года посещает каждый студент-очник. Активисты же участвуют в них регулярно – как они говорят сами, «прописались в мастерской». Но занятия здесь не являются обязательными, экзамены и зачеты не предусмотрены, результаты нельзя засчитать на аттестации. Зато успехи в мастерской могут послужить причиной назначения стипендии имени первого ректора ЧГПУ Мухари Умарова.

Пространство

Мастерская занимает три небольших аудитории на первом этаже одного из корпусов ЧГПУ. В холле большой монитор, на котором открыта новостная страница ее сайта, на стене надпись: «Педагогическая мастерская Алихана Динаева», выполненная выпуклыми синими буквами с хештегами #ЧГПУ и #ПМД. Еще одна стена украшена афишами образовательных событий, которые проводит мастерская.

В основной аудитории для лекций и семинаров, рассчитанной на 25–30 человек, на полках стоят книги об образовании и издания классиков чеченской литературы. На стене инсталляция: сверху вниз протянуты веревки, на которых прищепками закреплены фотографии активистов и сотрудников мастерской, а также Антона Макаренко, Яна Амоса Коменского и других классиков педагогики.

К полкам прикреплены разноцветные листочки с цитатами: «Оценку мне тоже на двоих делить?», «Раз такой умный – выходи и проводи урок вместо меня», «Закрыли тетради – достали двойные листочки», «Звонок для учителя», «Завтра точка превратится в двойку», «А голову ты дома не забыл?» и т.д.

photo-2023-08-25-13-30-24.jpg

Образовательные события

Педагогическая мастерская ежедневно организует одно, два или даже три образовательных события – тренинги, семинары, открытые уроки, встречи разговорного клуба английского языка, мастер-классы по педагогике, личностному росту и саморазвитию, а также выездные мероприятия в школах Грозного. Под руководством специалистов мастерской студенты проводят там уроки, классные часы и внеурочные мероприятия.

«Фишка» мастерской – лекции в стиле TED, то есть короткие выступления на актуальные темы из области педагогики и смежных наук: как воспитывать без наказания, правильно хвалить детей и взрослых, научиться преодолевать страх поражений, бороться с законом Мерфи и т.д.

risunok1.png

На фото: Хеда Мутаева, специалист Педагогической мастерской.

«Мы помогаем студентам развивать гибкие навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, обучаем современным методикам, ораторскому мастерству, готовим к участию в конкурсах разного уровня», – рассказывает специалист Педагогической мастерской Хеда Мутаева. Она выпускница ЧГПУ (в бакалавриат поступила в 14-летнем возрасте), и заведующий мастерской называет ее «своей правой рукой». Те студенты, которые поначалу стесняются напрямую обратиться к Алихану, общаются с ней.

Как попасть в мастерскую

photo-2022-12-22-11-49-47.jpg

На фото: Марет Мислаева, студентка 3 курса ЧГПУ. 

Марет Мислаева пришла в Педагогическую мастерскую, когда училась на первом курсе, – посетила конференцию в стиле TED, где наблюдала за спикерами и размышляла, получится ли у нее выступить так же. На вопрос Алихана Динаева, не хочет ли она выступить на следующей конференции, Марет сказала: «Хочу, но боюсь». «Лишь только преодолевая страхи, мы растем, – ответил Алихан. – Иди туда, где тебе страшно, – там ты обретешь силу».

При содействии коллег по мастерской девушка подготовилась и, по оценке Алихана, прекрасно выступила. Сейчас она учится на третьем курсе. «Для меня мастерская больше, чем педагогическое пространство, где мы закрепляем полученные знания на практике, – говорит Марет. – Это место, где тебе внушают веру в себя, где ты осознаешь, что ошибаться нестрашно и что именно ошибка является точкой роста».

amina-kadieva.jpg

На фото: Амина Кадиева, специалист Педагогической мастерской.

Амина Кадиева, недавно окончившая ЧГПУ, работает в Педагогической мастерской специалистом. Сюда она впервые пришла сразу после ее открытия – в 2020 году, будучи студенткой, и уже была наслышана об Алихане. «Было очень интересно его слушать, и то, что он говорит, легко воспринималось. Смотря на Алихана, я вдохновлялась и думала, смогу ли когда-нибудь я, простая студентка, выйти перед большой аудиторией и говорить так же легко, просто и красиво. Хотелось научиться у этого человека такому навыку», – вспоминает девушка.

Студента факультета физической культуры ЧГПУ Майрбека Моцуева в мастерскую пригласила Хеда Мутаева, которая вела у него обществознание в Лицее ЧГПУ и была, по его оценке, «потрясающим учителем». С Алиханом лично он знаком не был, но знал о нем еще до победы на конкурсе «Учитель года».

Принципы

В основе атмосферы, сложившейся в Педагогической мастерской, – неформальное общение. Старший коллега для младших не просто наставник, к которому всегда можно обратиться за помощью, но и друг. Третьекурсница Хеди Махаева вспоминает, что до того, как увидела Алихана, представляла его как строгого и серьезного учителя, а он оказался добродушным и с чувством юмора.

photo-2023-08-25-13-31-14.jpg

На фото: Хеди Махаева, студентка 3 курса ЧГПУ.

«Наставник – это не должность, – размышляет Алихан. – Это, говоря обществоведческим языком, неофициальный социальный статус. Будучи наставником, я стараюсь устанавливать неформальные, отчасти дружеские отношения со своими студентами и учениками. Студенты в любое время могут зайти к нам в мастерскую, чтобы просто пообщаться, поделиться новостями из личной и профессиональной жизни. Это важное дополнение к основному содержанию нашей работы».

При этом, по мнению Алихана, избежать недопустимого в университетской среде панибратства вполне удается. В мастерской действует жесткое внутреннее правило, которое он перенял от своего наставника, – обращение к обучающимся на «Вы». Студенты обращаются к специалистам на «Вы» и называют их по именам, а заведующего мастерской – только по имени и отчеству.

Один из принципов мастерской – доступность. Сюда могут прийти любые студенты ЧГПУ, в том числе те, кто недостаточно успешен в учебе. Был случай, когда студентка явно не дотягивала до требуемого уровня из-за недостаточного для публичных выступлений владения русским языком, но с ней все равно начали работать и она провела два мероприятия.

Еще один принцип – недопустимость сравнения студентов между собой. «Я как наставник могу сравнивать не Майрбека с Марет, а Майрбека сегодняшнего с Майрбеком вчерашним», – говорит Алихан.

Учиться друг у друга

Одна из особенностей Алихана, которую отмечают его подопечные, – умение замотивировать людей учиться, узнавать новое и работать над собой. Выходя с его мастер-класса, студенты ощущают такую потребность особенно остро, а в Педагогической мастерской, при регулярном общении с мэтром, тем более.

В числе личностных особенностей Алихана коллеги называют дисциплинированность, трудолюбие («непонятно, он вообще отдыхает когда-нибудь или нет»), креативность («самую сложную тему он может сделать самой интересной, а урок на самую скучную тему – самым лучшим уроком, с которого дети не захотят уходить»), начитанность и невероятную насмотренность. «Недавно смотрели выступление одного учителя с прикольной презентацией, и Алихан сказал, что эта презентация сделана в стиле художника Пита Мондриана», – удивляется Майрбек Моцуев.

В свою очередь, заведующий мастерской хорошо знает сильные и слабые стороны каждого своего сотрудника и активиста.

Одного из коллег он характеризует как «активного и жизнерадостного, заражающего всех позитивом», но советует ему «чуть больше внимания уделять дисциплине, острее ощущать ответственность и концентрироваться на отдельных выбранных направлениях». А двум подругам-студенткам старается помочь в повышении самооценки и уверенности в себе, добавляя, что для успешной работы им необходим первоначальный импульс.

Несмотря на все свои регалии и должности, Алихан признает, что сам многому учится у коллег по Педагогической мастерской. Например, благодаря Хеде Мутаевой он усовершенствовал свои навыки графического дизайна: «Она превосходно делает презентации и любые другие визуальные иллюстративные материалы. Все эти годы я учусь у нее и надеюсь, что это повлияло на качество моих презентаций». А у Майрбека – «настоящего экстраверта в полном смысле этого слова» – Алихан перенимает стремление к открытости и умение находить общий язык с любым человеком (хотя, казалось бы, этими качествами заведующий мастерской обладает в полной мере).

Результаты

Критериями эффективности работы в качестве наставника Алихан считает победы своих подопечных в различных конкурсах, причем не только педагогических, и таких примеров немало. Два года назад Хеда Мутаева, в тот период студентка магистратуры, вошла в число победителей финала Всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты». Второкурсник Адам Хатоходжаев недавно победил на конкурсе «Лига лекторов» Российского общества «Знание», и Алихан радовался за него даже больше, чем в прошлом году, когда сам получал эту награду.

Еще один критерий – победы в грантовых конкурсах. Майрбек Моцуев недавно получил грант Росмолодежи почти на 400 тыс. рублей на профориентацию школьников в удаленных районах республики. И хотя Педагогическая мастерская ему в этом не помогала напрямую, заслуга наставников в этом наверняка есть.

Мастер-классы, которые проводят активисты Педагогической мастерской, становятся заметными событиями в университете – одним из гостей мастер-класса Майрбека «Как сделать так, чтобы дети на уроке двигались» был ректор ЧГПУ. Совместная работа с Алиханом, упоминание имен студентов на официальных страницах мастерской – хорошее дополнение к их резюме. Есть примеры, когда это становилось важным фактором их трудоустройства.

photo-2023-08-25-13-31-10.jpg

Опыт, который Алихан передает своим подопечным, они успешно применяют и за пределами его мастерской – прежде всего работая в школах.

«Алихан учит нас, что урок должен начинаться динамично – например, с физкультминутки или песни – и тогда удастся сразу привлечь внимание детей. Учитель может прийти в необычном костюме, а на уроках истории можно предложить детям нарядиться в костюмы исторических личностей. Так делали мои ученики: один мальчик пришел в костюме Петра I и принес картошку, а девочка в образе Клеопатры привела кошку», – рассказывает Амина Кадиева.

Будущее

Для активистов Педагогической мастерской общение с наставником  – это не только получение компетенций, но и формирование вполне обоснованных амбиций, свойственных далеко не каждому студенту педагогического вуза.

«Я хочу стать преподавателем английского языка, но не простым, а востребованным, которому родители мечтают отдать своих детей», – говорит Хеди Махаева. Майрбек Моцуев видит себя востребованным вообще в сфере физической культуры – можно ведь не просто работать в школе, но и «развивать население нашей республики, а то и страны»: «У меня большие амбиции, и надеюсь, хватит компетенций, чтобы их реализовать».

photo-2023-08-29-16-31-08.jpg

На фото справа: студент факультета физической культуры ЧГПУ Майрбек Моцуев. 

Подготовил Б.Ю. Старцев.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института