Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Если вы такие умные, покажите, как надо»: легко ли провести урок на сцене?

  • /
  • 28 сентября 2023

«Если вы такие умные,  покажите, как надо»:  легко ли провести урок  на сцене?
Фото: vo.apkpro.ru

«Ребята, здравствуйте!» – «Здрааавствуйте», – отвечает нестройный хор. – «Вчера кто-то из вас меня спросил: Мадина Хароновна, а мы можем ошибаться? Было такое?» – «Дааа..» – «И что я ответила, кто напомнит? Девочка со второй парты: «Что мы живые, мы можем ошибаться». Так начинается урок литературного чтения в 3 классе, который проводит Мадина Тайсумова – руководитель Центра начального образования ИРО Чеченской Республики и одновременно учитель начальных классов школы села Хажи-Эвла Веденского района. У этого урока есть особенность: он проходит не в школе, а в здании ИРО, и не в обычной аудитории, а на сцене актового зала, в присутствии зрителей.

Региональный методический проект «Урок на сцене» стартовал в Чеченской Республике весной этого года. Инициатором проекта выступил министр образования и науки Хож-Бауди Дааев, а реализовал Институт развития образования. Идея проекта заключается в том, что лучшие учителя республики проводят на сцене актового зала открытые уроки, на которых могут присутствовать очно порядка двухсот человек. Эти уроки открыты для критики и в то же время могут стать примерами для подражания.

photo-2023-08-22-22-36-43.jpg

На фото сверху Мадина Тайсумова, руководитель Центра начального образования ИРО Чеченской Республики. 

Проект тесно связан с перезагрузкой методической службы в Чеченской Республике. «Когда методист приходит на урок к учителю, начинает теоретизировать и указывать на ошибки, которые тот допускает, учитель имеет все основания возразить: «Если вы такие умные, покажите, как надо». «Урок на сцене» – это когда методист показывает, как надо, а затем анализирует свой урок», – рассказывает ректор ИРО Ганга Эльмурзаева.

Когда проект начинали разрабатывать, возникали некоторые опасения – что детей не будет слышно, что и учитель, и дети будут излишне волноваться. Ведь урок фактически превращается в театральное представление, тем более что актовый зал ИРО отчасти напоминает театральный: бордовый занавес и шторы, орнаменты над сценой, двенадцать рядов кресел, обитых красной материей. На стене в конце зала – огромное панно с портретом первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова и его цитатой: «Я всегда гордился своим народом».

Куратором проекта «Урок на сцене» стала Мадина Тайсумова – руководитель Центра начального образования ИРО Чеченской Республики, куратор региональных методистов начальной школы. У нее солидный стаж педагогической и управленческой работы в школе, а последние несколько лет – еще и тьюторства. На тестировании ФИОКО она показала один из лучших результатов в республике. Несмотря на большую нагрузку в ИРО, чтобы не терять форму, продолжает преподавать в школе на полставки.

photo-2023-08-22-22-36-32.jpg

Были предложены следующие вводные.

Во-первых, учитель проводит урок со своими учениками, которые его знают и к нему привыкли (считается, что это помогает показать системность работы учителя).

Во-вторых, урок не должен быть отрепетирован с детьми и они не должны знать заранее о его содержании.

В-третьих, для зрителей урок на сцене – это не концерт, а руководство к действию. Каждый может получить его сценарий и в дальнейшем им воспользоваться. С учетом тематического планирования в проект включили такие уроки, которые в школах должны проводиться в ближайшее время.

Из зала, как в театре на спектакле, видно все происходящее на сцене, то есть на уроке. Справа расположена рабочая зона учителя – небольшая белая доска и экран, на который выводится презентация. 12 парт учеников стоят в два ряда «елочкой», под углом 45 градусов к рабочему месту учителя, то есть все дети видят доску и экран. Одновременно презентация выводится на большой экран, расположенный, как в кинотеатре, над сценой. Таким образом, зрители видят и учителя с учениками, и материалы урока, а учитель – и учеников, и зрителей.

Технические проблемы, которые изначально вызывали беспокойство, удалось решить. В расчете на каждого ученика закупили микрофоны, так что даже если дети говорили очень тихо, их было слышно в зале. С помощью привычного для институтов развития образования оборудования действо записывалось – видеозаписи и материалы уроков сегодня доступны всем желающим. Казалось бы, можно было транслировать уроки в интернете и не заморачиваться с залом и сценой, но организаторы считают, что тогда не удалось бы прочувствовать их атмосферу и зрители упустили бы важные детали.

photo-2023-08-22-22-36-17.jpg

По окончании урока учитель выступает с презентацией, объясняя его особенности с методической точки зрения: какие результаты были запланированы и достигнуты, какие виды деятельности с какими результатами соотносятся, какова была цель урока, как удалось ее достичь и т.д.

Чтобы получить от зрителей обратную связь, но не так, что самый активный говорит, а остальные молчат (включая тех, кому урок не понравился и кто считает, что мог бы провести его лучше), был придуман следующий прием. По окончании урока зрителей просят встать, разделиться на пары (по левому или правому плечу), познакомиться друг с другом, после чего обменяться впечатлениями об увиденном. На высказывание дается 30 секунд, первым говорит тот, кто ниже ростом. В результате ни одной молчащей пары не было.

Используются еще два способа обратной связи. Первый – так называемая «Парковка», доска, на которую можно прикрепить записки. Она расположена в конце зала, под портретом Ахмат-Хаджи Кадырова, и по окончании урока учителя охотно оставляли там анонимные замечания (были случаи, когда писали одно слово, – например, «Ерунда!»). Второй – сервис «Опросникум», разработанный в Академии Минпросвещения России: на большой экран выводятся несколько критериев оценки содержательной части урока, и учителям предлагается выставить балл по каждому из них.

photo-2023-08-22-22-36-29.jpg

Первый урок на сцене, как и подобает куратору проекта, провела Мадина Тайсумова. Тема – рассказ Василия Белова «Еще про Мальку» (о собаке Мальке, которая пыталась переплыть реку, чтобы покормить своего щенка), деление текста на смысловые части». В роли ее наставника выступила Ганга Эльмурзаева.

«Я наверное, очень переживала, потому что мой урок был первым, а я там в главной роли, – вспоминает Мадина Хароновна. – И мои дети тоже были первопроходцами. Когда мы с ними ехали в Грозный, они сказали: «Мы вас не подведем!» Оказалось, я за них зря переживала – они быстро влились в атмосферу. В зале были те, кто не верил, что урок мы специально не готовили и что это сельские дети – такой у них хороший русский язык».

С марта по май 2023 года состоялось 12 уроков (первый урок, судя по отзывам, оказался одним из лучших). Почти все уроки провели региональные методисты, лишний раз подтвердив, что вложения в их профессиональное развитие были не напрасны (исключение – урок музыки, проведенный обычным учителем при содействии методистов). Поначалу на сцене оказывались младшие классы, а затем подключилась основная школа. В анализе и оценке уроков приняли участие в общей сложности более 1,7 тыс. учителей, управленцев и студентов педколледжей и ЧГПУ, а видеозаписи сразу стали использовать на практикумах по современному учебному занятию в ИРО Чеченской Республики.

Несмотря на то что проект не предусматривал обязательное посещение (от каждого района приглашали по два человека), среди зрителей были те, кто присутствовал на всех или почти всех уроках. Начиная с третьего урока, учителя подходили к представителям ИРО и спрашивали, можно ли им тоже показать свой урок на сцене. По мнению Ганги Эльмурзаевой, это лучшее подтверждение успеха проекта.

В 2023/24 учебном году проект «Урок на сцене» будет продолжен.

photo-2023-08-22-22-36-21.jpg

Положительные эффекты реализации проекта «Урок на сцене»:

  • повышение мотивации учителей к трансляции своего профессионального опыта;
  • увеличение числа учителей, желающих принять участие в проекте и продемонстрировать профессиональное мастерство;
  • готовность учителей к публичному обсуждению результатов своей профессиональной деятельности;
  • расширение форматов горизонтального взаимодействия учителей и повышение их квалификации внутри профессионального сообщества.

qr-3.jpg

Подготовил Б.Ю. Старцев. 

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии