Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Чтобы подрастающему поколению было интересно с нами взаимодействовать»: как готовят педагогов со школьной скамьи

  • /
  • 28 сентября 2023

«Чтобы подрастающему  поколению было интересно  с нами взаимодействовать»:  как готовят педагогов  со школьной скамьи
Фото: vo.apkpro.ru

Число новых школ в Чеченской Республике растет с каждым годом, и в этих школах требуются учителя. Решение о том, что будущих учителей нужно готовить со школьной скамьи, в регионе было принято еще в 2020 году по инициативе ректора ЧГПУ Исмаила Баутдиновича Байханова. Исходили из того, что гуманитарные вузы готовят себе абитуриентов в гуманитарных профильных классах, инженерные – в инженерных, медицинские – в медицинских, а педагогические вузы чем хуже? Так в чеченских школах появились первые 12 педагогических классов – еще до того, как аналогичная инициатива была реализована на федеральном уровне.

Рассказываем, как ЧГПУ работает со школами и как формируется мотивация старшеклассников, выбирающих педагогическую карьеру.

adzhiev.jpg

Проректор Ахмед Ажиев (на фото) курирует в ЧГПУ социальную и воспитательную работу, а также внешние связи. В его функционал входит и взаимодействие с психолого-педагогическими классами – едва ли не каждого их ученика он знает в лицо.

«Лето, в университете начинается прием документов, иду по коридору, – рассказывает он. – Со мной здоровается студентка, спрашивает: «Ахмед Вахаевич, Вы меня помните?» А как же не помнить? Она на второй курс перешла, отличница, а перед тем, как к нам поступить, училась в школе № 60, была лучшей ученицей психолого-педагогического класса. Оказывается, она только что привела в приемную комиссию свою младшую сестру, которая в этом году тоже окончила психолого-педагогический класс и тоже к нам поступает».

Совместный проект

Психолого-педагогические классы в Чеченской Республике – детище не только ЧГПУ, но и Министерства образования и науки Чеченской Республики и Института развития образования. Институт повышает квалификацию кураторов психолого-педагогических классов и учителей, которые ведут там курс «Введение в педагогическую деятельность». Хорошо зная ситуацию в муниципалитетах и в конкретных школах, сотрудники института помогают университету организовать с ними взаимодействие.

С каждым годом число психолого-педагогических классов в Чеченской Республике растет. В 2021/22 учебном году они работали уже в 24 школах, в 2022/23 году – в 33. Но если поначалу классы создавались на основе региональной «нормативки», то теперь все участники проекта руководствуются также федеральными нормами, прежде всего Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (она утверждена распоряжением Правительства России в июне 2022 года) и рекомендациями Минпросвещения России.

Поскольку ЧГПУ является центром учебно-методического округа, он осуществляет поддержку психолого-педагогических классов также в двух соседних регионах – в Республике Ингушетии (10 классов) и в Карачаево-Черкесской Республике (19 классов).

Проект рассчитан на 10 и 11 классы, и учащихся туда принимают в заявительном порядке – вступительных экзаменов нет. Помимо обязательной психолого-педагогической составляющей, можно выбрать один из трех предметных профилей: гуманитарный, технологический и социально-экономический (чаще всего выбирают гуманитарный). Раньше в рамках каждого профиля можно было выбрать одну дисциплину для углубленного изучения, а с этого учебного года при переходе на федеральную образовательную программу – две.

bnaa4626.jpg

Обязательная программа

За исключением курса «Введение в педагогическую деятельность», за преподавание психолого-педагогической составляющей в школах отвечает ЧГПУ – по 72 часа в течение двух лет отводится на «Основы педагогики» и «Основы психологии». На каждом таком занятии, как правило, очно присутствуют ученики одного или двух классов, а остальные подключаются дистанционно. Кроме того, старшеклассников знакомят с университетом, погружают их в пространство высшей школы: они посещают «Кванториум», технопарк универсальных педагогических компетенций, мастер-классы для них проводят лучшие преподаватели.

Часть обязательной программы – знакомство с Алиханом Динаевым.

«В своей педагогической мастерской он демонстрирует учащимся, что в профессии учителя тоже можно быть успешным, – поясняет Ахмед Ажиев. – Алихан своей незаурядной личностью, своими успехами опровергает миф о том, что учителями становятся неудачники. Он молод – ему почти столько же лет, сколько я работаю в университете, он помощник Министра просвещения, мастер слова, везде нарасхват. Общение с ним – хороший стимул для профессионального развития».

При посещении ЧГПУ школьники должны обязательно увидеть студентов – оценить условия, в которых они учатся, и представить себя на их месте. Впрочем, одним наблюдением дело не ограничивается – студенты-активисты сами охотно взаимодействуют со школьниками, выступая в роли наставников (одна из пяти самых распространенных форм наставничества, выделенных в методических рекомендациях Минпросвещения России, – «студент – ученик»).

«Одна наша студентка бывает в школе раза три в неделю, – рассказывает Ахмед Ажиев. – Дети из психолого-педагогического класса за ней по пятам ходят. Недавно подошла ко мне, спрашивает, можно ли дополнительно привести их в университет. Конечно же, можно – любые студенческие мероприятия для этих школьников открыты».

Форум и конкурс

В апреле этого года в ЧГПУ прошел первый региональный педагогический форум «Теория и практика функционирования профильных классов психолого-педагогической направленности: современные реалии и перспективы развития». О том, как работают психолого-педагогические классы в Чеченской Республике и что нужно сделать, чтобы они работали еще лучше, высказывали свои мнения организаторы образования, ученые, преподаватели, методисты и даже школьники.

Ключевым событием форума стали «уроки мечты» – выступления детей в роли педагогов: другие участники мероприятия на это время стали их учениками. В завершение форума для учеников была проведена проектная сессия «Проектирование современного урока».

В Чеченской Республике ежегодно проходит конкурс для учеников психолого-педагогических классов. В мае 2023 года он состоялся в третий раз и имел межрегиональный статус – в нем также приняли участие ребята из Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Конкурс проводился в трех номинациях: «Лучший педагогический класс 2023 года», «Выпускник педагогического класса 2023 года» (для 11-классников), «Лучший ученик педагогического класса 2023 года» (для 10-классников). Победители и призеры получили не только дипломы, но и существенные денежные премии.

«В конкурсе участвовали дети, которые уже хорошо понимают, что представляет собой педагогическая профессия. Среди них нет случайных людей. Благодаря хорошему старту им легче будет учиться в вузе и достигать успеха в профессии», – считает организатор конкурса, заведующая кафедрой педагогики ЧГПУ Ровзат Алиханова. По ее мнению, такие конкурсы необходимы, поскольку профессия педагога – это всегда взаимодействие с людьми, а здесь ребята получили возможность не только проявить себя при выполнении различных заданий, но и пообщаться со сверстниками и педагогами из разных школ и разных регионов.

Мотивация

img-4282-lida-noxaevna-abubakarova.jpg

Лида Нохаевна Абубакарова (на фото) работает в школе села Кень-Юрт Грозненского района. Она является куратором 11 класса, команда которого заняла I место в номинации «Лучший педагогический класс 2023 года». «Наша самая лучшая, терпеливая, мудрая, нежная, стойкая и добрая», – пишут о ней выпускники 2023 года в республиканской детско-юношеской газете. В ее классе 12 учеников (6 девочек и 6 мальчиков), в школе она также является педагогом дополнительного образования – ведет театральный кружок.

По мнению Лиды Нохаевны, профессия педагога многогранна и за время обучения в психолого-педагогическом классе ученик должен попробовать себя в разных ролях – не только учителя, стоящего у доски, но и лидера, наставника младших школьников, вожатого, волонтера. Особое внимание она уделяет вовлечению детей во внеурочную деятельность, будь то литературный конкурс, акция «Бессмертный полк», изучение традиций священного месяца Рамадан или помощь в реставрации моста в своем селе. Чем больше таких активностей, тем больше шансов, что из ребят получатся неравнодушные педагоги.

Одиннадцатиклассница Гистама Хажбиева – ученица Лиды Нохаевны. Свой первый урок обществознания, посвященный правам человека, она провела для 8-классников еще в октябре 2021 года. Детям урок понравился, после чего девушка почувствовала себя уверенно и решила  поступать в ЧГПУ. 

По ее мнению, «современный учитель должен быть таким, чтобы подрастающему поколению было интересно с нами взаимодействовать», а для этого нужно уметь вызвать интерес у ребенка – например, использовать на уроках истории и обществознания фрагменты фильмов, видео из соцсетей, музыку.

Имам Арсаев, 11-классник из Цоци-Юртовской школы № 1 Курчалоевского района, занял третье место в номинации «Выпускник педагогического класса 2023 года». Он тоже хочет выучиться на педагога –преподавать математику и информатику.

«Еще в прошлом году у меня не было желания идти по педагогическому направлению, – рассказывает он. – Но после того, как мы с ребятами стали участвовать в мероприятиях, которые организует ЧГПУ, то однозначно решили, что нам надо туда идти. Мы видели, какие там студенты, какая там атмосфера. За время учебы в психолого-педагогическом классе нам многое удалось узнать, были новые знакомства. А главное – стало понятно, к чему стремиться, в какой вуз поступать».

Своим идеалом в педагогической профессии Имам считает Алихана Динаева. «Ты такой – смотришь на него и хочешь стать таким же успешным. Кому-то кажется, что педагог – это скучная профессия, неинтересная, что там нельзя заработать. А это не так. И еще важно, что педагог не просто дает знания, но и учит тебя жизни, ведет тебя по верному пути».

90% студентов ЧГПУ – девушки (профессия учителя в Чеченской Республике традиционно считается женской), но Имам видит в этом дополнительную мотивацию для поступления: «Есть коллектив в школе, там очень мало мужчин, и ты такой – думаешь: надо, чтобы их было больше. Почему женщин много, а мужчин мало? Мы отстаем от них? Надо это исправлять!»

dsc03015.jpg

Перспективы

В 2022 году не менее 10% учеников педагогических классов, сформированных в 2020 году, стали студентами ЧГПУ, и есть все основания полагать, что с каждым годом этот показатель будет расти. Но даже если выпускник отдает предпочтение другому вузу и другой профессии, в ЧГПУ не считают это трагедией. В конце концов, одна из ключевых задач любого профильного обучения – не просто обучить школьника азам профессии, но и дать возможность примерить ее на себя, понять, примет ли она его, соответствует он ее требованиям или нет. Да и мягкие навыки, полученные за время учебы в психолого-педагогическом классе, в любом случае пригодятся выпускнику по жизни.

В конце мая 2023 года министр образования и науки Чеченской Республики утвердил дорожную карту по развитию сети психолого-педагогических классов в регионе. Их число с этого учебного года возрастает до 63, для их учеников, педагогов, кураторов и организаторов запланирован широкий спектр мероприятий. В декабре 2023 года состоится научно-практическая конференция по диссеминации опыта психолого-педагогических классов с участием других регионов.

ЧГПУ проведет для школьников серию мастер-классов, лекции по педагогике, психологии и межкультурной коммуникации, специальную региональную олимпиаду и даже отдельный день открытых дверей. Первым пунктом в тематическом плане на 2023/24 учебный год, разработанном в университете и состоящем из 32 позиций, – лекция Ахмеда Ажиева «Роль осознанного выбора профессии в успешности жизненного пути».

Подготовил Б.Ю. Старцев. 

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института