Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Интервью с экспертом // Новость

Жанна Халиуллина: «Сохраняя лучшее, мы создаем будущее!»

  • /
  • 28 сентября 2023

Жанна Халиуллина: «Сохраняя лучшее, мы создаем будущее!»
Фото: vo.apkpro.ru

О том, чем сегодня живет «КАМАЗ» – одно из крупнейших предприятий страны, бережно хранящее традиции, стремительно внедряющее инновации и уделяющее особое внимание работе с персоналом, в интервью нашему журналу рассказала заместитель генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению ПАО «КАМАЗ» Жанна Халиуллина.

– Жанна Евгеньевна, когда слышишь слово «КАМАЗ», то невольно возникает образ большого и мощного грузовика. Расскажите об истории Вашей компании, о людях.

– История «КАМАЗа» уникальна, и началась она еще в 1969 году. Тогда страна нуждалась в автомобилях большой грузоподъемности с экономичным дизельным двигателем. И комплекс заводов по производству таких машин был создан в Набережных Челнах, это положило начало большим переменам в отечественном машиностроении.

Сегодня ПАО «КАМАЗ» – динамично развивающаяся корпорация, известная во всем мире, ориентированная на обеспечение транспортной безопасности России и укрепление ее технологического суверенитета. Особенно ценно, что каждое подразделение и организация заинтересованы не только в результате своей работы, но и в успешной работе всей группы компаний «КАМАЗ». Безусловно, наша главная ценность – это наш персонал, работа которого заслуживает высокой оценки. По состоянию на июль 2023 года численность сотрудников в группе организаций ПАО «КАМАЗ» составляет более 57,5 тысяч человек. К сильным сторонам компании как работодателя я бы отнесла стабильность, динамичное развитие и социально ответственную политику, которой компания следует многие годы.

Наш коллектив объединяет особый «камазовский дух» – преемственность поколений и ощущение связи сотрудников с компанией, чувство сопричастности, личной ответственности за результаты ее деятельности. 13 декабря следующего, 2024 года, исполняется 55 лет со дня начала строительства «КАМАЗа». Это была комсомольская стройка, на которую приехали лучшие профессионалы со всего Советского Союза. Они построили город Набережные Челны, запустили завод, остались здесь жить и работать. Эти люди совершили истинный трудовой подвиг на Каме. Сейчас в компании работает уже второе и третье поколение первопроходцев-камазовцев.

Мы находимся в постоянном развитии, персонал гордится своей профессиональной принадлежностью к «КАМАЗу», помнит, хранит и укрепляет добрые традиции, заложенные машиностроителями-энтузиастам

kamaz3.jpg

– Расскажите, пожалуйста, чем живет «КАМАЗ» сегодня. Какие автомобили производит? Каковы основные продукты компании?

– Основной особенностью нашей компании является то, что ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и ее сервисного сопровождения. Без преувеличения нашу компанию можно назвать автогигантом: за время работы «КАМАЗа» выпущено более 2,4 миллиона автомобилей. Для понимания масштабов: сегодня каждый третий грузовик в России и странах СНГ – это «КАМАЗ». Наши машины эксплуатируются более чем в 80 странах мира, а компания занимает 14-е место в мировом рейтинге производителей тяжелых грузовиков. Традиционно ПАО «КАМАЗ» позиционируется на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн, но сегодня мы активно осваиваем и другие сегменты. К примеру, в 2022 году успешно вышли на рынок среднетоннажных грузовиков, представив новый продукт – автомобиль «КАМАЗ-Компас». Уже за первый год мы выпустили первую тысячу этих автомобилей. Сфера использования наших грузовиков очень широка. Автомобили «КАМАЗ» задействованы в различных климатических условиях, при добыче нефти и газа, в лесном, сельском и дорожном хозяйстве, строительстве и коммунальном хозяйстве, а также во многих других отраслях экономики.

ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую линейку грузовой техники: грузовые автомобили (свыше 60 основных моделей и 1 500 комплектаций модельного ряда), прицепы, двигатели, силовые агрегаты и различные инструменты. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счет новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъемности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.

Стоит также отметить, что сегодня «КАМАЗ» производит не только грузовые автомобили, но и успешно выпускает и развивает линейку пассажирского транспорта, который востребован в российских регионах. К примеру, в 2018 году «КАМАЗ» приступил к серийному производству электробусов, которые сейчас являются одним из основных видов общественного транспорта в Москве. Также начат выпуск беспилотной техники и электрокроссоверов.

На смену одному поколению приходят другие автомобили. Мы стремимся отвечать на вызовы времени и создаем автомобили нового уровня − автономные, на альтернативных источниках энергии. К примеру, по трассе «Нева» уже курсируют шесть наших беспилотных грузовиков, а в 2024 году мы планируем выпустить на трассу М-11 Санкт-Петербург – Москва еще не менее 15 беспилотных грузовиков.

– На Вашем предприятии сегодня занято более 57 тысяч работников, и понятно, что работа с персоналом – обучение новых и повышение квалификации действующих специалистов – задача сложная, требующая постоянного совершенствования. Как она решается на «КАМАЗе»?

– В компании создана эффективная система подготовки персонала, которая постоянно развивается и совершенствуется. В наших корпоративных учебных центрах обучаются и проходят курсы повышения квалификации все категории персонала: от рабочих до топ-менеджеров.

Например, для обучения молодых рабочих создано логически выстроенное пространство: колледж – учебный центр – учебный участок – рабочее место.

Обучение рабочим специальностям производится в специально созданном Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК). Это совместный проект ПАО «КАМАЗ» и Министерства образования и науки Республики Татарстан. Обучение в МЦПК на 50% состоит из практики. Шлифовка навыков для конкретных рабочих мест проводится в Учебно-технологическом комплексе, где мы сумели смоделировать технологический процесс в миниатюре. Далее навыки оттачиваются на рабочих местах под руководством опытных наставников. Что касается уже работающего персонала, то здесь тоже действует ряд программ – универсализация профессий, освоение вторых и смежных профессий, участков работ. Это повышает востребованность работников и дает им возможность заметно повысить свой профессионализм и доход.

Повышение квалификации и обучение специалистов и руководителей мы проводим в Международном институте техники, технологий и управления. Это позволяет нам подготавливать профессиональные кадры по стандартам компании. Всем, кто нацелен обучаться, развиваться и осваивать требуемые компетенции, компания дает возможность строить как горизонтальную, так и вертикальную карьеру, участвовать в глобальных проектах.

Кроме того, мы масштабируем нашу систему подготовки кадров и внедряем ее в компаниях наших поставщиков и партнеров, так как кооперационная цепочка влияет на результат конечного продукта. Обучаем работников дилерских и сервисных центров, например, по направлениям «Безопасное экологичное вождение» и «Эксплуатация автомобилей «КАМАЗ».

xkogfuq0kvm.jpg

– Глобальная стратегия «КАМАЗа» по роботизации производства предполагает внедрение к 2035 году интеллектуальной роботизации, и объем внедрения роботов составит 1 000 единиц на 10 000 работников. Планируется ли или уже ведется подготовка специалистов нового поколения, которые будут взаимодействовать с «умными машинами»?

– Да, роботизация процессов стала одним из приоритетных направлений, и подготовка персонала, конечно, адаптируется под этот приоритет. Проникновение цифровых технологий затронет всех: мы готовим как инженеров новых профессий, в задачи которых будет входить интеграция роботехнических комплексов, настройка их работы, так и персонал, который будет взаимодействовать с роботами в ходе выполнения технологических или логистических операций. Общая задача – привить навык взаимодействия с цифровыми интерфейсами, когда получение и передача информации происходят не словесно, а через программные интерфейсы – в планшетах, мобильных устройствах, персональных компьютерах. Проекты цифровизации постепенно охватывают все новые и новые участки и меняют отношение персонала к этому процессу.

– Москвичи сразу и навсегда полюбили электробусы, которые выпускает «КАМАЗ». И уже очевидно, что за этой технологией будущее. Как проходит подготовка следующего поколения специалистов в инженерных классах и колледжах? Участвует ли «КАМАЗ» в профориентации школьников?

– «КАМАЗ» не просто участвует в профориентации школьников, а уделяет большое внимание развитию инженерных компетенций с самого раннего возраста.

Мы прекрасно понимаем, что интерес к технике закладывается в детстве, и поэтому проводим активную работу со школьниками и студентами через проекты по профориентации.

689018.jpg

На протяжении многих лет мы формируем образовательную экосистему и создаем возможности для развития молодежи в сфере прикладных технических навыков. В нашем арсенале имеются все возможные форматы работы со всеми целевыми аудиториями: от детей и родителей до педагогов и администрации образовательных организаций. В первую очередь это корпоративная система профориентации. Сюда входят две организации дополнительного образования. Это детский технопарк «Кванториум», в котором реализуется новая модель дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, робототехники. Для привлечения детей и подростков к изучению технических наук в атмосфере автоспорта создан многофункциональный центр дополнительного образования «Техногород», который объединит учебные лаборатории, мастерские, спортивные испытательные трассы и музей.

Компания сотрудничает со всеми школами города. Мы на постоянной основе проводим экскурсии в подразделениях компании. С 2017 года успешно реализуется ставший уже традицией наш проект для школьников «День «КАМАЗа». За весь период в учебных заведениях города было проведено более 70 мероприятий с общим охватом более 75 тыс. участников. В рамках «Дня «КАМАЗа» для детей организуются профессиональные пробы, мастер-классы, гостевые лекции, интеллектуальные игры, квесты. Детям важна наглядность, поэтому для более яркого эмоционального рассказа о «КАМАЗе» и «КАМАЗах» в день мероприятия ко входу в образовательную организацию приезжает автомобиль «КАМАЗ-54901». Это настоящий праздник!

«КАМАЗ» курирует инженерные классы в школах города Набережные Челны, мы организуем инженерные летние смены в детских оздоровительных лагерях.

Мы всегда участвуем в профориентационных проектах федерального уровня. Например, в 2022 году, помимо традиционного VIII Молодежного форума «PROFдвижение-2022», мы провели Всероссийскую профориентационную смену с турниром по картингу «Техновызов-2022», а также профессиональные пробы в рамках федерального проекта «Больше чем работа».

Также «КАМАЗ» – участник двух больших федеральных проектов: «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы», которые привлекают в наш город федеральное финансирование, а значит, дают импульс инфраструктурному развитию привлекательной среды для молодежи.

Кроме того, в 2022 году на оборудование образовательных пространств, мастерских и лабораторий в вузах и колледжах «КАМАЗ» направил более 200 миллионов рублей. В 2022 году на заводах «КАМАЗ» прошли практику около 3 тысяч студентов, более тысячи студентов уже прошли или проходят целевую подготовку и дуальное обучение.

Вместе с тем мы понимаем, что выбор ребенка, как правило, предопределен родителями, и поэтому, конечно, работаем с родителями школьников и студентов, предлагая улучшенные условия по договорам о целевой подготовке и поощряя «камазовские династии».

По всем показателям за прошедший 2022 год у нас положительная динамика. Ежегодный охват различными образовательными и просветительскими программами составляет более 18 тысяч школьников и студентов.

kamaz4.jpg

– Как формируется пул специалистов, занятых в обучении и повышении квалификации работников компании?

– Специалисты, занятые в обучении и повышении квалификации, подбираются и развиваются по всем принципам технологии профессионального обучения. В основу наших программ мы заложили принципы производственных инструктажей и обучения на производственных площадках. Подобные образовательные работы проводят специалисты, имеющие практический производственный опыт, владеющие знаниями производственных процессов. При такой форме обучения теория неразрывно связана с практикой. При подборе инструкторов мы учитываем уровень их экспертности, опыт работы, а также желание и способность быть куратором. Для инструкторов производственного обучения в нашем корпоративном учебном центре регулярно проводятся программы повышения квалификации.

– Как устроена на «КАМАЗе» система наставничества? Привлекаются ли к наставничеству ветераны предприятия?

– В компании широко применяются инструменты наставничества в различных комбинациях для всех категорий персонала, а также при работе с потенциальным персоналом – школьниками и студентами.

Безусловно, мы привлекаем ветеранов предприятия, ведь старшее поколение – носитель компетенций и ценностей компании, это большая помощь для молодых в адаптации и освоении нюансов работы, передачи опыта. Такая деятельность у нас практикуется и на производстве, и среди специалистов и служащих.

Что касается рабочих-новичков на производстве, то в свой первый рабочий день они направляются на обучение в корпоративный учебный центр МЦПК. В мастерских центра они получают теорию и базовые навыки по профессии, а затем переходят на производственное обучение на рабочем месте. За каждым рабочим закрепляется наставник-инструктор производственного обучения из числа опытных рабочих. Его задача – научить навыкам работы на конкретном оборудовании, совершать операции с учетом требований охраны труда, качества и параллельно – адаптировать, закрепить в коллективе. За всеми процессами адаптации вновь принятых работников следит специалист по адаптации с использованием различных инструментов: специального программного обеспечения, регулярных бесед со всеми заинтересованными сторонами, встреч с руководителями ПАО «КАМАЗ». Мы учитываем современные тенденции, и для оптимизации процесса адаптации в компании программное обеспечение интегрировано в мобильное приложение KAMAZ Mobile.

Помимо работы с новичками, наставничество широко применяется в ходе повышения квалификации работников в процессе обучения на разряд, стажировок, преемничества и при реализации специальных программ обучения для сохранения уникальных компетенций и передачи опыта более опытными работниками.

kamaz1.jpg

– Какие проекты по взаимодействию с вузами реализуются в компании сегодня?

– 2022 стал годом начала глобальных изменений в системе образования России для кадрового обеспечения промышленности инженерными кадрами.

Нам крайне важно иметь технологическую независимость, иметь все отечественное – математические модели, лучшее программное обеспечение, эффективные алгоритмы, конкурентное оборудование.

«КАМАЗ» как основа национальной безопасности страны принял самое активное участие во всех федеральных проектах. Так, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета при поддержке ПАО «КАМАЗ» выиграл грант на создание и развитие «Передовой инженерной школы «КиберАвтоТех» («КФУ-КАМАЗ»). Ключевая идея федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) – обеспечить высокопроизводительные секторы экономики России высококвалифицированными инженерными кадрами. Для этого создаются условия, вовлекающие лучшие технические вузы в научные разработки компаний.

Наша передовая инженерная школа, основанная в 2022 году, нацелена на формирование инженерной элиты (исследователей) для создания передовых отечественных инженерных разработок в автомобилестроении. Поэтому фронтирные задачи были сформулированы под перспективное будущее нашего автопрома. В 2023 году на обучение в ПИШ принято 94 студента. В качестве основных направлений НИОКТР и образовательных программ определены интеллектуальный автомобиль; автомобили с низким/ нулевым углеродным следом и технологии интеллектуального производства.

Мы готовы инвестировать не только в финансовые, но и в самые ценные в любой отрасли экономики ресурсы – интеллектуальные и научные.

Особую востребованность подобных проектов подчеркивают факты демографической ямы, оттока талантливой молодежи в крупные города, мощное развитие сервисной отрасли. И без поддержки Минпросвещения России такие серьезные импульсы для развития регионального инженерного образования, его конкуренции со столичным, были бы невозможны. Мы ожидаем получить комплексное изменение подхода к инженерному образованию: усиление его межфункциональности, прикладного характера.

В рамках ПИШ завершается формирование материально-технической базы под фронтирные задачи: дозакуплено оборудование, стенды, программное обеспечение. То есть можно сказать, что наша учебно-материальная база будет соответствовать приоритетам технологического развития автопрома и работать на перспективу.

Другим примером и логическим развитием ПИШ является реализация совместного проекта по созданию стартап-студии, которая даст возможность студентам реализовать свои бизнес-идеи, разрабатывать прототипы и выводить их на рынок. ПАО «КАМАЗ» совместно с Инвестиционным венчурным фондом РТ и КФУ разработали концепцию создания университетской стартап-студии на базе ПИШ «КиберАвтоТех» как основу технологического предпринимательства у студентов. Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) в 2022 году провел конкурсный отбор программ развития университетских стартап-студий в целях предоставления им инфраструктурных и образовательных программ поддержки в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». По итогам конкурса стартап-студия «КАМАЗа» вошла в список 19 университетских стартап-студий – победителей. У «КАМАЗа» огромный опыт акселерации технологических стартапов. Основа для наших стартапов – это смена парадигмы автомобиля «автомобиль как услуга». Стартапы являются наполнением этой экосистемы, представляют как программные модули, например систему распознавания усталости водителя, так и отдельные сервисные решения – вроде «умных шин» по подписке.

Помимо участия в федеральных проектах, мы продолжаем свою регулярную работу по развитию и привлечению студентов и выпускников на «КАМАЗ». Так, в рамках сотрудничества с КНИТУ-КАИ созданы две базовые кафедры – лазерных и аддитивных технологий и бережливого производства. Совместно с КФУ созданы три базовые кафедры, размещенные в ПАО «КАМАЗ»: проектирования и моделирования наземного транспорта, бережливого производства, технологии производства автомобильной техники. «КАМАЗ» – традиционная площадка для производственной и преддипломной практик студентов машиностроительного профиля со всей России. Это отличная возможность продемонстрировать все свои навыки, а производству – привлечь и закрепить лучших.

Ежегодно на базе ПАО «КАМАЗ» проходят практику более 600 студентов вузов. Специалисты компании много лет традиционно участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий и итоговой аттестации (более 70 человек). Также проводятся «Дни «КАМАЗа», профессиональные пробы, экскурсии студентов и преподавателей на производство.

– Какое количество сотрудников обучается ежегодно?

– Ежегодно обучение проходит около 50 тысяч человек. Основной массив обучения проводится на собственной базе, а также в корпоративных учебных центрах: Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения и Международном институте техники, технологий и управления. Обучение реализуется как в очном, так и в дистанционном форматах с приоритетом поддержки обучением производства, продаж и сервиса.

Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения «КАМАЗа» так же, как Академия Минпросвещения России, занимается дополнительным профессиональным образованием. Это инновационное учебное заведение, максимально приближенное к производству.

– Расскажите, пожалуйста, об основных принципах его работы.

Корпоративный учебный центр МЦПК – ключевой элемент системы подготовки рабочих. Центр был создан 30 сентября 2015 года. Данный центр способствует развитию и поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации работников группы организаций ПАО «КАМАЗ», производителей автокомпонентов, предприятий и организаций Закамского региона через практические обучения. На сегодняшний день функционируют 10 мастерских, 2 лаборатории, 11 учебных кабинетов и 2 учебно-тренировочных полигона общей площадью более 3 тысяч квадратных метров. Количество обучающихся составляет более 12 тысяч человек ежегодно.

С момента открытия мы внедрили в процесс обучения в МЦПК ряд принципов, которые доказали свою эффективность и, безусловно, работают на высокие результаты компании в целом. Так же, как на производстве, от обучаемых требуется высокий уровень дисциплины и организации. Для мотивации в каждом модуле обучения ежедневно проводятся собрания для постановки задач и подведения итогов.

Контроль результатов обучения тестируется по окончании каждого учебного дня, при этом мастера обучения несут персональную ответственность за результаты своих учеников. В свою очередь, сотрудники, прошедшие обучение, получают визуализированные результаты и могут их проанализировать, чтобы подтянуть то или иное направление.

Важно, что работодатель также имеет доступ к результатам обучения сотрудников, что позволяет более эффективно управлять кадровым потенциалом огромной компании.

kamaz2.jpg

– Международный институт техники, технологий и управления был учрежден ПАО «КАМАЗ» еще в 1999 году. И можно сказать, что компания приступила к реализации политики технологического суверенитета еще 25 лет назад. Какие задачи стоят сегодня перед корпоративным институтом?

– Международный институт техники, технологий и управления (МИТТУ) – это обновленная и современная версия Регионального института передовых технологий и бизнеса (РИПТиБ), корпоративного учебного центра, созданного еще в 1975 году практически параллельно c «КАМАЗом». И, соответственно, институт эволюционировал вместе с нашей компанией. Сегодня институт оснащен новейшим оборудованием: есть двигатель Р6, диагностические приборы, широкий спектр моделей большегрузов, в том числе «КАМАЗ-54901», газодизельный 5490 NEO.

Основные направления обучения МИТТУ – это продажи, сервис, эксплуатация автотехники и менеджмент. Обучение по этим направлениям в МИТТУ ведется по широкому спектру программ, которые могут гибко настраиваться под конкретные задачи конкретной организации.

Мы умеем и готовы обучать персонал любой категории: от рабочих специальностей до руководителей высшего звена.

Например, курс «Технология продаж» в сочетании с глубоким знанием нашего продукта дает продавцам полный инструментарий для эффективных и успешных продаж. Количество ежегодно обучающихся варьируется в районе 10 тысяч. Например, в 2021 году курс окончили 11 199 человек, в 2022 году – 7 717, по состоянию на 30 июля 2023 года – 4 361.

Важно отметить, что программы создаются с учетом индивидуальных потребностей заказчика обучения, при этом всегда возможно и рекомендуется проведение оценки уровня подготовки выпускников по итогам обучения.

Мы не первый год применяем комплексный подход к процессу обучения в институте, чем очень гордимся. В современных реалиях мы также широко используем онлайн-обучение, что является мировым трендом.

– Как известно, в ПАО «КАМАЗ» ведется активная работа с молодежью. Поделитесь последними достижениями?

– Молодежь «КАМАЗа» – это настоящее и будущее компании. Сегодня это 13,5 тысяч работников в возрасте до 35 лет. Достойно выполняя общее дело, они активно участвуют в научно-технических конкурсах, в культурно-массовых, спортивных мероприятиях, волонтерских движениях города, республики и Российской Федерации, занимая призовые места. На счету молодежи ПАО «КАМАЗ» только за прошедший год более сотни побед во всевозможных конкурсах, соревнованиях, получение грантов. Например, радует, что в конкурсе «Молодой рационализатор и изобретатель Республики Татарстан» уже не первый год наши молодые работники занимают первые места – в номинациях «Машиностроение», «Рационализация», «Изобретательство», «Менеджмент качества», «Транспорт».

Молодые работники «КАМАЗа» вносят значительный вклад в развитие города и Республики Татарстан и укрепляют промышленный потенциал. Благодаря своевременным инициативам, развитию инженерной мысли, работе над созданием нового модельного ряда автомобильной техники и в целом высокому профессионализму специалистов ПАО «КАМАЗ» сохраняет лидирующие позиции в России.

В завершение нашей с Вами беседы и в преддверии юбилейного для «КАМАЗа» года – 2024 года двух «пятерок» – хочется с уверенностью сказать: мы не останавливаемся на достигнутом, перед нами открыты новые возможности, новые пути к достижению общих целей!

«Сохраняя лучшее, мы создаем будущее!» – это один из наших юбилейных лозунгов, который также ярко отражает сферу профессионального обучения, наставничества и подготовку кадров нашей компании.

Сделано много, еще многое предстоит сделать. Есть азарт к достижению положительных результатов в своей работе. Вместе мы смело идем в будущее!

Подготовила О.Н. Суханова. 

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии