Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Интервью с региональным министром // Новость

Хож-Бауди Дааев: «Учитель должен чувствовать себя защищенным»


Хож-Бауди Дааев:  «Учитель  должен чувствовать себя  защищенным»
Фото: vo.apkpro.ru

Чеченская Республика является одним из лидеров среди российских регионов по темпам строительства новых школ. Демографическая ситуация здесь очень хорошая: за последние 20 лет число детей школьного возраста увеличилось более чем в 1,5 раза и ожидается дальнейший рост. Где найти учителей для работы в новых школах, как распределить ответственность за ребенка между школой и семьей, какие региональные проекты оказались востребованы на федеральном уровне, в интервью журналу «Время образования» рассказал министр образования и науки Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев.

– Хож-Бауди Буарович, Вы стали министром образования и науки почти два года назад, а до этого возглавляли республиканское министерство культуры. Как получилось, что Вы перешли в сферу образования?

– Я работал управленцем и до прихода в сферу культуры — занимал различные должности в администрации Главы Республики, затем стал заместителем мэра — руководителем аппарата мэрии города Грозного. Около двух лет был министром по делам молодежи и вроде бы неплохо справлялся.

Когда Глава Республики Рамзан Ахматович Кадыров принимал решение о назначении нового министра культуры, во мне он увидел молодого управленца, который не связан ни с одним из направлений культуры (мой предшественник был профессиональным хореографом и много внимания уделял хореографии). Я в сфере культуры никогда не работал, даже в здании министерства ни разу не был, а задержался там на целых восемь лет. Главной моей задачей стало объединение деятелей культуры и искусства Чеченской Республики, устранение раздробленности, существовавшей в этой среде.

Затем я некоторое время курировал социальный блок в должности вице-премьера. Мне это, честно говоря, нравилось, но Глава Республики вскоре поручил мне возглавить Министерство образования и науки. В здании этого министерства я тоже ни разу не был, но не скажу, что сфера образования оказалась для меня новой. Все-таки я десять лет был членом правительства и имел общее представление о ее работе, к тому же все мы учились в школе, у всех есть дети. Коллектив меня без проблем принял. Привычки приводить с собой людей с прежнего места работы, устраивать ротации и рокировки у меня нет: если сотрудник хорошо работает, пусть продолжает это делать. При переходе на новую должность меня обычно сопровождают два-три человека, а сработаться с остальными помогают навыки управленца. 

9e5450b1178d1b3414cf-2000x.jpg

На фото церемония открытия школы № 1 им. А.А. Цацаева в с. Хамби-Ирзи Ачхой-Мартановского района, слева направо: председатель Правительства Чеченской Республики Муслим Хучиев, министр образования и науки региона Хож-Бауди Дааев, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. 

– На что сразу обратили внимание, возглавив новую для Вас отрасль?

– На то, что в сфере образования постоянно происходят изменения. Современная школа похожа на полигон, на котором все время испытывают что-то новое.

– Могли бы выделить главную задачу, которая была перед Вами поставлена?

– Да, это создание новых школьных мест.

Демографическая ситуация в республике очень хорошая — за последние 20 лет число детей школьного возраста выросло с 200 до 304 тыс. В прошлом году прирост населения составил 19,7 тыс. человек. В большинстве наших школ как только первая смена отправляется домой, приходит вторая, а в некоторых — потом еще и третья.

В рамках нацпроекта «Образование» Чеченская Республика, наверное, является лидером по строительству новых школ. До конца 2023 года мы должны открыть в общей сложности 27 школ (порядка 15 тыс. новых мест) и поставить наконец точку в ликвидации трехсменного режима обучения. Одна из таких школ была открыта при участии Сергея Сергеевича Кравцова в конце июня, когда он проводил в Грозном совещание региональных министров образования.

Кроме того, в новом учебном году после капремонта у нас открылись более 76 школ — рекордное количество. Хотя, к сожалению, капремонт не подразумевает расширения площадей и даже в отремонтированных зданиях советского образца организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями довольно сложно.

Дай Бог, демографические процессы в республике не затормозятся, и мы рассчитываем, надеемся, верим, что строительство школ при беспрецедентной федеральной поддержке будет продолжено, что к трехсменному обучению мы больше не вернемся. Будет ли в 2024 году пролонгирована действующая программа строительства или появится новая, не имеет значения.

– Вы не раз бывали в новых школах. Какие чувства испытываете?

– Новые здания просто радуют глаз. Но больше всего я рад за учителей старшего поколения, которые пережили две войны и остались верны своему призванию в годы безденежья, когда зарплату им вообще не платили. Они верили в завтрашний день, благодаря им выросло уже не одно достойное поколение граждан России, и сегодня они имеют возможность работать в современных условиях.

Наши учителя видят, как образование в стране расцветает, что ему уделяется высочайшее внимание, что проводится Год педагога и наставника 

Хвала Всевышнему, идет хороший процесс, и главное здесь — не останавливаться.

13.jpg

– Каковы ожидания лично у Вас от Года педагога и наставника? Что должно измениться за этот год?

– Самое главное, чего мне хотелось бы, — вернуть учителю почет и высокий статус. Конечно, мы стараемся обеспечить нашим педагогам материальный достаток: при поддержке Регионального общественного фонда имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова поощряем их денежными премиями, в этом году начали строить учительские дома. Но не менее важно сделать так, чтобы учителя уверенно чувствовали себя в школе и не испытывали давления со стороны учеников и их родителей.

К сожалению, некоторые родители считают, что учителя должны не просто учить, воспитывать, готовить к жизни, но и вообще отвечать за все, что происходит с их ребенком. И если у такого ребенка в школе возникают проблемы, то он, заручившись поддержкой родителей, для себя находит любые оправдания, а виноватым стремится сделать учителя.

Мне как представителю старшего поколения такой подход представляется неприемлемым. Школа — второй дом, но первый дом — это семья, и ребенок, приходя в школу, должен быть носителем не только фамилии, но и ценностей, которые ему прививают дома в процессе воспитания. Поэтому мы поднимаем вопрос о том, что дети и родители должны относиться к учителю с неизменным уважением, а ответственность за ребенка должна быть распределена между семьей и школой.

Решая эту проблему, мы опираемся на традиции почитания старших, характерные для Чеченской Республики и для Кавказа в целом, и в то же время привлекаем участковые службы полиции, чтобы максимально аккуратно, в рамках закона, предотвращать случаи девиантного поведения наших детей. Здесь еще многое предстоит сделать, не ограничиваясь одним годом, и мы в этой работе хотим быть примером для других регионов.

– Что делается в Чеченской Республике для привлечения учителей в школы? Ведь в условиях демографического роста их число тоже должно расти.

– Сложный вопрос, и здесь есть несколько аспектов.

Во-первых, за две военные кампании целая плеяда жителей Чеченской Республики — представителей среднего поколения — оказалась абсолютно потерянной. Люди были отданы только инстинкту самосохранения, возможности получать образование, в том числе педагогическое, у них не было, а учить их сейчас, делать из них учителей уже поздно.

Во-вторых, несмотря на все усилия государства, направленные на популяризацию профессии педагога, ее престиж в молодежной среде еще не столь высок, как нам хотелось бы. В век информационных технологий велика конкуренция с другими профессиями, в том числе такими, где, как считают дети, можно быстро стать известным и достичь успеха без особого труда.

Но нашей республике повезло — у нас есть педагогический университет, которым не каждый регион может похвастаться, и три педагогических колледжа. Мы многое делаем для привлечения талантливых молодых людей именно в эти учебные заведения, показывая, что их выпускники будут работать в новых школах, получать достойные зарплаты, что профессии педагога придают особое значение лидеры страны и нашей республики.

Кроме того, мы начали привлекать педагогов из других российских регионов, создавая им лучшие условия, предоставляя жилье. В довоенное время у нас был немалый процент русскоязычного населения, в системе образования работали педагоги — носители русского языка, а сегодня их не хватает, и от этого особенно страдают воспитанники детских садов, ученики начальной школы.

Слава Всевышнему, уже есть примеры, когда педагоги из различных регионов России переезжают в Чеченскую Республику, чтобы работать в школах разных районов, в том числе горных. Для этого мы, можно сказать, проводим рекламную кампанию, и нам хотелось бы, чтобы таких коллег было намного больше.

14.jpg

– Что особенно интересного, оригинального есть в системе образования Чеченской Республики? Чем регион гордится?

– Мы гордимся нашими педагогами, которые демонстрируют высокие результаты на всероссийском уровне. В 2018 году наш Алихан Динаев стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года», в 2022 году наш Ахмед Ламаркаев вошел в пятерку призеров этого же конкурса, а на Всероссийском конкурсе «Флагманы образования. Школа», финал которого прошел в Грозном, по числу команд-победителей Чеченская Республика уступила только Санкт-Петербургу.

Мы гордимся нашими детьми. Работаем и с теми, кто демонстрирует высокие результаты, и с теми, кому пока это не удается. Хорошо понимаем, что в особой заботе нуждаются не только будущие участники олимпиад и стобалльники, но и те, кто с трудом преодолевает минимальный порог. Каждый ребенок одарен, и если учитель уделит ему чуть больше внимания, то он обязательно добьется высоких результатов, займет призовое место на олимпиаде, вернется с конкурса с самым большим кубком.

2023 год объявлен в республике Годом чеченского языка, и, конечно, мы уделяем особое внимание его изучению в школах. Я называю чеченский язык многострадальным — у нас долгое время не было своей письменной грамоты и алфавита. В разные годы использовалась и арабская письменность, и даже латиницу пытались приспособить, потом перешли на кириллицу, но и здесь есть проблемы: в русском алфавите 33 буквы, а у нас — 49. У чеченского народа много диалектов, и это тоже усложняло формирование единого литературного языка.

16.jpg

В 2020 году Глава Республики утвердил своим указом Свод основных орфографических правил чеченского языка, составленный нашими учеными, преподавателями, писателями, и в ближайшее время с учетом этих правил будут полностью заменены учебники чеченского языка с 1 по 11 класс. Завершено формирование нового содержания образования по чеченской литературе с 1 по 4 класс, готовы учебные пособия по истории чеченского народа для 6–9 классов.

В республике реализуются оригинальные проекты, способствующие профессиональному развитию педагогов. Например, чтобы учителя лучше понимали, как давать уроки по обновленным образовательным стандартам и программам, мы запустили проект «Урок на сцене»: самые успешные педагоги вместе со своими учениками демонстрируют коллегам, как нужно проводить современный урок, и объясняют каждый свой шаг.

15.jpg

Различные молодежные движения и патриотические клубы в наших школах начали работать лет пятнадцать назад, а на федеральном уровне подобные инициативы стали востребованы только в последние несколько лет. Благодаря дальновидной политике Рамзана Ахматовича еще в феврале 2013 года была утверждена Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики — глубокий содержательный документ, предусматривающий взаимодействие всех ветвей власти и всех ведомств в вопросах воспитания.

Именно в Чеченской Республике начинались проекты «Я сдам ЕГЭ» и «Я сдам ОГЭ», которые оказались востребованы на федеральном уровне. Коллеги по всей России перенимали наш опыт обеспечения объективности проведения итоговой аттестации, и Анзор Ахмедович Музаев, один из моих предшественников на посту министра, сегодня возглавляет Рособрнадзор.

В конце июня в Грозном состоялось совещание руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования, и, наверное, это еще одно признание наших заслуг. Но мы не спешим сами себя оценивать — пусть лучше это делает федеральное ведомство.

17.jpg

– А как Вы оцениваете работу Минпросвещения Российской Федерации? Какие инициативы лично Министра Вам представляются особенно важными?

– Лично я считаю, что Сергею Сергеевичу Кравцову досталась тяжелая ноша от его предшественников — ему предстояло обеспечить достижение национальных целей, поставленных Президентом России, в том числе вхождение в топ-10 стран по качеству общего образования. Руководство страны предъявляет высокие требования к системе образования, и Министр делает все возможное для того, чтобы она этим требованиям соответствовала.

Вскоре после своего назначения Сергей Сергеевич принял в ведение Минпросвещения России все педагогические вузы, которые раньше относились к Минобрнауки России, и с тех пор он очень многое сделал для активизации их взаимодействия с системой общего образования. Они теперь представлены на совещаниях по вопросам общего образования, участвуют в совместных межрегиональных проектах, и их руководители, преподаватели гораздо лучше понимают, какие кадры необходимо готовить.

Все эти годы мы видим, как Министр просвещения Российской Федерации защищает нацпроект «Образование» перед Президентом, председателем Правительства, Федеральным собранием. Даже в этом году, когда некоторые нацпроекты подвергались секвестру, объем федеральных средств в образовании не сокращался, и это, несомненно, его заслуга.

В последние годы налажены тесные контакты между Главой нашей республики, Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, и руководителем Минпросвещения России. Сергей Сергеевич неоднократно приезжал в Чеченскую Республику и многое сделал для системного развития ее образования. Думаю, его вклад должен найти достойное отражение в истории образования Чеченской Республики.

– И в заключение несколько слов о дальнейшем развитии образования в Чеченской Республике. Каковы Ваши приоритеты на ближайшую перспективу?

– Прежде всего, извините за нескромность, но мне бы хотелось, чтобы в период моей работы учителя видели, что региональный министр — это не тот, кто постоянно кого-то критикует и увольняет, а тот, кто берет на себя ответственность за ошибки и не пытается переложить вину на педагогов. Учитель должен чувствовать себя защищенным, и обеспечить ему эту защиту — архиважная задача и министерства, и лично министра.

Конечно, в числе наших приоритетов не только дополнительные меры поддержки наших педагогов, но и увеличение их зарплаты, мы будем этого добиваться, понимание со стороны руководства есть. Продолжая строить новые школы, планируем постепенно отказываться и от второй смены. Еще один приоритет — цифровизация образования: предъявляя учителю требования в части использования новых технологий, мы должны создать ему такие же условия для их выполнения, как и в тех регионах России, которые считаются в этом вопросе лидерами.

В этом году в городе Грозном начал работать филиал МГУ — проведен первый набор студентов, и теперь наши ребята смогут получить диплом МГУ, не выезжая за пределы региона. А мы будем использовать его потенциал для обмена опытом, привлечения лучших ученых, для дальнейшего развития системы образования Чеченской Республики.

Подготовил Б.Ю. Старцев.

Источник: Apkpro


Читайте также в рубрике «Интервью с региональным министром»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Проект Института