Главное // Новость
Возрождение наставничества: в стране, в образовании, в педагогическом сообществе
- /
- 28 сентября 2023
В современной России интерес к наставничеству стал возрождаться примерно пять-шесть лет назад. Основой для его развития на новом витке, которое иногда называют перезагрузкой или «Наставничеством 2.0», стали традиции, сложившиеся в нашей стране не только в советский период, но и на протяжении всей ее истории. Наставничеству уделяют все больше внимания в самых разных сферах деятельности, совместные усилия для его институционализации прилагают общество, бизнес и органы государственной власти. Особенно активно оно развивается в сфере образования.
Основный смыл наставничества заключается в том, что человек, любящий свою профессию и достигший в ней успеха, передает знания и навыки тем, кто будет развивать ее дальше. Но, как свидетельствует многолетний опыт, в нашей стране оно не сводится лишь к обучению мастерству и подразумевает также передачу жизненного опыта, трансляцию ценностей, пусть даже это с трудом поддается формализации.
Наставничество в широком смысле слова сопровождает нас всю жизнь и начинается с наших родителей. Причем это наставничество – не профессиональное, а морально-нравственное, и оно передается не нравоучениями, а личным примером. Это чрезвычайно важная вещь, мы даже не осознаем этого. Мы просто ведем себя так, как люди, которые нас окружают и которые являются авторитетом для нас
Президент России Владимир Путин
По его мнению, традиции наставничества, десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. «В условиях стремительных технологических изменений именно такой личный контакт позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания, вместе работать над решением нестандартных задач – в системе образования, на производстве, в науке, во всех сферах жизни», – считает глава государства.
Важные знания в управлении не передаются с помощью учебника, они передаются от человека к человеку
О необходимости наставничества стали активно высказываться и другие руководители страны. «Важнейшая вещь в системе социальных лифтов – система наставничества. Она была у нас выстроена в стране в советские годы, потом потерялась и развалилась. Сейчас она восстанавливается заново. Это принципиально важная вещь. Я верю, что важные знания в управлении не передаются с помощью учебника, они передаются от человека к человеку», – заявил первый замруководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко.
Первые решения о начале нового витка развития наставничества были приняты пять-шесть лет назад. В феврале 2018 года состоялся первый всероссийский форум «Наставник», а в марте был учрежден знак отличия «За наставничество». Им награждают опытных работников за личные заслуги в наставничестве в течение не менее пяти лет, и его первыми лауреатами стали три сотрудника системы образования. Впервые за долгие годы заговорили о создании условий для наставничества – правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых.
«Для многих выдающихся ученых, изобретателей, представителей самых разных специальностей путь к большим профессиональным успехам начинался с поддержки опытного, как говорится, старшего товарища. Конечно, люди, которые могут поддержать мудрым советом, помочь с профессиональной ориентацией детям, очень нужны. Причём речь не только о школьных учителях, но и о наставниках в самом широком смысле этого слова. Пожалуй, у каждого из нас есть пример человека, на которого мы стараемся равняться. Это может быть тренер, преподаватель в секции, кружке. Наша задача – помочь ребятам найти такого наставника», – считает Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Минпросвещения России 23 января 2020 года направило в регионы методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся. В этом документе в роли наставляемых выступали в основном дети (молодые люди) в возрасте от 10 до 19 лет. Рассматривались пять основных форм наставничества: «учитель – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент».
Следующим ключевым документом стали методические рекомендации, направленные совместным письмом Минпросвещения России и Общероссийского профсоюза образования от 21 января 2021 года. Здесь уже шла речь о педагогическом наставничестве, то есть в роли наставляемых – педагоги школ, СПО и дополнительного образования, а также студенты педвузов и педколледжей. Одной из задач рекомендацией было встраивание существующих практик наставничества в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов и управленцев.
Сопровождение системы наставничества педагогических работников было поручено Академии Минпросвещения России. С 2021 года она не только участвует в разработке ключевых документов по этой тематике, но и осуществляет мониторинг внедрения системы наставничества, взаимодействует с регионами, проводит масштабные мероприятия федерального уровня.
Первым таким мероприятием стала Всероссийская конференция «Наставничество как инструмент решения приоритетных задач в области образования» в декабре 2021 года, на которой наставничество было названо зоной ближайшего развития всего российского образования. Также прозвучали рекомендации по созданию системы (целевой модели) на уровне образовательных организаций, был представлен региональный опыт.
Очередная контрольная точка – август 2022 года, когда в Барнауле был проведен Всероссийский информационно-методический семинар для представителей региональных министерств образования и институтов развития образования. Его материалы опубликованы в электронном сборнике, размещенном на сайте Академии, – выступления спикеров, статьи модераторов проектных сессий и дискуссионных площадок, а также картинки с выставки об истории наставничества в России.
И, наконец, в апреле 2023 года в рамках Года педагога и наставника Академия Минпросвещения России провела Всероссийский марафон эффективных практик наставничества педагогов, объединивший более 9 тыс. человек. Спикеры марафона – педагоги общего, среднего профессионального и высшего образования из всех регионов России – представили более 150 практик наставничества молодых и опытных педагогов, студентов педвузов и обучающихся профильных психолого-педагогических классов, а также практик обучения и методического сопровождения наставников.
«За прошедшие два года была проведена большая работа по развитию и популяризации наставничества, в которой приняла активное участие наша Академия. Оказалось, что в регионах есть немало интересных практик, доказавших свою эффективность, и что многие коллеги считают наставничество своим призванием и даже состоянием души. Но самое важное еще впереди. Сейчас из всего многообразия опыта выделяются единые смыслы, которые станут основой нашей совместной работы на ближайшие годы. Кроме того, предстоит организовать системную поддержку наставничества в масштабах страны», – отмечает и.о. ректора Академии Минпросвещения России Максим Костенко.
По оценке и.о. ректора, все эти меры должны не только улучшить качество подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, но и помочь молодым коллегам адаптироваться в коллективах, а коллегам со стажем – избежать профессионального выгорания, по-новому осмыслить свой опыт. Наставничество в педагогической среде имеет и воспитательное значение, поскольку, как и в любых других сферах, подразумевает трансляцию ценностей.
Основы для поддержки наставников уже созданы. В марте 2023 года Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил, что наставничество требует закрепления в нормативных документах, и тогда наставники смогут работать, получать дополнительную зарплату, иметь запись в трудовой книжке. Уже в середине лета был опубликован проект профессионального стандарта «Наставник», ведется его общественное обсуждение.
Министерство просвещения также разрабатывает проект федерального закона «О наставничестве», который станет основой для развития института наставничества во всех регионах. Предполагается, что в нем будут закреплены меры поддержки наставников и повышения их социального статуса, система мотивации их труда. А с 1 сентября вступает в действие новый порядок аттестации педагогов, в котором закреплена квалификационная категория «педагог-наставник», – на нее могут претендовать те, кто уже получил высшую категорию.
Стоит отметить, что все эти нововведения происходят в Год педагога и наставника, одна из задач которого – привлечь внимание к этим профессиям и воздать должное уважение их представителям. На занятии «Разговоры о важном», посвященном Году педагога и наставника, Сергей Кравцов сказал, что его необходимо сделать «ярким, запоминающимся, дарить учителям и педагогам дополнительного образования, тренерам, наставникам улыбки, положительные эмоции, удивлять своими достижениями и победами».
И самое главное – никогда не забывайте людей, которые вложили в вас частицу себя, – подчеркнул Министр. – Ведь за каждым выдающимся, успешным человеком всегда стоит мудрый и понимающий наставник. Всегда помните: ваш успех – это высшая награда и благодарность для него
Подготовил Б.Ю. Старцев.