Главное // Новость
Регионы начинают и выигрывают
- /
- 28 сентября 2023
Уже сегодня в ряде субъектов Российской Федерации действуют эффективные модели наставничества, в рамках которых успешно развиваются передовые практики, представленные на семинаре Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы».
В их числе Иркутская область, где, как утверждает ректор регионального Института развития образования Наталья Пономарева, система наставничества опирается на богатые традиции. Разработана нормативная база, у системы три уровня – региональный, муниципальный и уровень образовательных организаций, каждая из которых имеет свою программу развития наставничества.
В ИРО Иркутской области есть шесть программ повышения квалификации, посвященных наставничеству, и за последний год по ним обучились более 450 слушателей. Создано региональное сообщество педагогов-наставников – клуб «Восхождение», а также региональный реестр наставников, в который включены более 260 человек.
На портале «Воспитание 38» (цифра в названии – код Иркутской области) действует открытая коммуникационная площадка по вопросам наставничества, там же размещены нормативные документы. Проводятся конкурсы, выявляются и распространяются лучшие практики наставничества – на сегодня их более 50.
Интересный опыт накоплен и в Орловской области. Здесь также разработана нормативная база, тремя основными принципами наставничества считаются осведомленность, единение и уважение.
В регионе исходят из того, что у каждого человека может быть несколько наставников и что к помощи конкретного наставника можно прибегнуть даже на достаточно коротком этапе своего профессионального развития. По разным вопросам можно прислушиваться к мнениям разных специалистов.
По мнению директора ИРО Орловской области Ирины Патроновой, следует избегать формального подхода, когда наставник закрепляется за наставляемым принудительно, как в фильме «Афоня», и излишней авторитарности наставников. В последнем случае на помощь может прийти ИРО, содействуя в подборе более подходящего стиля взаимодействия с молодым коллегой.
«Мне хочется, чтобы внимание к педагогам, которые чувствуют в себе склонность к наставничеству, не снижалось. Огромная армия наставников, на которую сегодня обратили внимание, – мощный ресурс развития системы образования и, может быть, даже общества в целом», – заключает Ирина Патронова.
Для повышения эффективности этого ресурса в Год педагога и наставника создается нормативно-правовая система, которая позволит активизировать развитие наставничества. В частности, введение профессионального стандарта «Наставник» предоставит возможность официально трудоустраивать человека на одноименную должность.
«Учителей, которые уходят на пенсию, но в которых мы нуждаемся и знания, квалификацию которых можем использовать для сопровождения молодых специалистов, можно будет принимать не лаборантами на часть ставки или еще каким-то образом, а на должность наставников. Это будет и в морально-психологическом плане точнее соответствовать статусу данных работников, и повышать социальный статус учительства в целом», – считает руководитель Центра квалификаций и компетенций Академии Минпросвещения России Любовь Духанина.