Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Проект Академии // Новость

#ПЕДКОМПАС держим курс на профессию учителя

  • /
  • 28 сентября 2023

#ПЕДКОМПАС держим курс на профессию учителя
Фото: vo.apkpro.ru

Первый федеральный палаточный лагерь кемпингового типа для студентов педагогических колледжей прошел на базе Центра инновационно-педагогических технологий Всероссийского детского центра «Смена» в селе Текос Краснодарского края и летом 2023 года принял 200 будущих педагогов в возрасте до 17 лет.

Организаторы слета студентов педагогических колледжей «#ПЕДКОМПАС» – ВДЦ «Смена», Академия Минпросвещения России.

3.jpg

Форматы:

  • Открытые дискуссии.
  • Встречи с экспертами.
  • Занятия с опытными педагогами.
  • Мастер-классы.
  • Образовательные тренинги.
  • Педагогические спектакли.
  • Экскурсии.
  • Походы.

Темы:

  • Актуальные вопросы образования.
  • Личные качества и профессиональные компетенции.
  • Методика ведения урока.
  • Работа с детьми.
  • Инструменты управления репутацией.
  • Техники мышления.
  • Анализ информации.
  • Навыки будущего.
  • Творчество.
  • Спорт.
  • Туризм и краеведение.

4.jpg

Имея под рукой хорошую техническую и методическую базу, «Смена» готова делиться опытом развития у детей туристско-краеведческих навыков и предложить полноценный кейс для организации студенческих палаточных лагерей. Участвуя в педагогическом слете, студенты на практике отработают профессиональные компетенции и смогут образовать крепкое сообщество молодых педагогов и наставников для будущего поколения нашей страны

Игорь Журавлев, директор Всероссийского детского центра «Смена»

pedkompas2.jpg

#ПЕДКОМПАС: как это было

Первая смена в палаточном лагере «Наставник» стартовала в конце июня. Сюда приехали 50 участников слета студентов педколледжей из семи регионов России, и с каждой следующей сменой число представленных регионов увеличивалось.

Поздравительный адрес будущим педагогам направил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев. «Уверен, что каждый из вас, начав этот путь, обязательно реализует себя в профессии, с легкостью откроет свое сердце детям и долгие годы будет оставаться для них верным другом и проводником в мир знаний», – отметил он.

На церемонии открытия директор ВДЦ «Смена» Иорь Журавлев сказал, что главная цель предстоящей образовательной программы – мотивировать ребят остаться в профессии, привить им любовь к детям и вдохновить атмосферой палаточного лагеря. А проректор Академии Минпросвещения России Ольга Суханова пожелала обрести как можно больше новых друзей, которые в будущем станут для них коллегами, а также быть искренними и открытыми.

pedkompas10.jpg

Студенты приняли участие в традиционном онлайн-семинаре Академии «Время образования: вызовы, тренды, перспективы» – ознакомились с особенностями преподавания финансовой грамотности, ресурсами Библиотеки цифрового образовательного контента, встретились с Народным учителем Российской Федерации Львом Пигалицыным.

Ольга Суханова провела семинар «Российское образование: как стать  учителем». Студенты создали в сервисе Академии «Опросникум» облако слов со своими ассоциациями об образовании. Ребята также обсудили актуальные векторы изменений в российских школах.

В течение последующих двух месяцев перед будущими педагогами выступали и другие эксперты федерального уровня.

Например, заместитель руководителя Центра инновационных образовательных проектов Академии Минпросвещения России Иван Колечкин провел мастер-класс «Пространство логики, или задачный подход», на котором ребята учились мыслить логически, находить информацию и отличать «хорошие» источники от «плохих». На другом его занятии студенты проанализировали основные способы овладения вниманием детей, его сохранения и включения своих подопечных в работу. Иван Сергеевич предложил им выступить в роли учеников и продемонстрировал некоторые методы в действии.

Ребята также встретились с президентом Южного федерального университета (ЮФУ) Мариной Боровской и директором Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимиром Кириком; аналитиком Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Еленой Овакимян; известными директорами школ и учителями южных регионов России. Были организованы тематические дни Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», всевозможные патриотические мероприятия (например, квиз «Великий год. Сталинград», приуроченный к 80-летию победы в Сталинградской битве), тренинги по развитию «мягких» навыков, необходимых учителю, и многое другое.

Сама атмосфера лагеря способствовала погружению в педагогическую профессию. Палатки (летние домики с регулируемой температурой воздуха), в которых жили студенты, были названы в честь педагогов, внесших большой вклад в развитие российского образования и создавших авторские образовательные системы, актуальные в наши дни. Так что ребята досконально изучали биографии и идеи тех, чьи имена носили их палатки (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского, С.Н. Лысенковой и т.д.), и рассказывали о них своим товарищам.

И, конечно, в лагере «Наставник» присутствовали все атрибуты летнего молодежного лагеря на морском побережье – турпоходы, экскурсии, купания, спорт, общение со сверстниками из разных регионов страны, с вожатыми и многое другое.

5.jpg

«Уверена, что наша смена будет отзываться в сердцах каждого, кто был рядом на протяжении двух недель. Ровно так же, как и мы с теплотой в душе вспоминаем все пережитые моменты радости и счастья», – говорит Марина Клепикова из Мурманской области, участница первой смены. 

6.jpg

«Студенты педагогических колледжей, которые приезжают сюда для совершенствования своих педагогических навыков, уже поняли ценность профессии педагога для нашей страны и это замечательно, – считает Ирина Ермоленко, педагог-психолог лагеря «Наставник». – Приятно осознавать, что существует такой лагерь, где студенты могут приобрести новый опыт, познакомиться с будущими коллегами, а главное – это все происходит в прекрасном месте с лесом и морским воздухом. Это место подарило мне незабываемые впечатления, новый опыт и веру в то, что педагогическое сообщество в хороших руках нового поколения. Желаю процветания «Наставнику» и, надеюсь, до новых встреч».

7.jpg

 Мария Панферова – студентка третьего курса Новороссийского социально-педагогического колледжа, ее будущая профессия – учитель физической культуры. Помимо успехов в учебе и спорте (девушка профессионально занимается боксом и является кандидатом в мастера спорта), у нее немало достижений на общественном поприще. Например, победив в конкурсе «Большая перемена», она была включена в рабочую группу по вопросам развития СПО при Минпросвещения России.

Приехав в лагерь «Наставник», Мария стала командиром отряда под названием «Педагогическое созвездие» (название придумала сама – «потому что наши ребята очень талантливы, сверкали, как звездочки»). Палатка, в которой она жила с тремя подругами, носила имя Софьи Лысенковой. «Это известный педагог с большим стажем – Народный учитель СССР, автор методики опережающего обучения. Преподавала в начальных классах, работала вместе с Виктором Шаталовым, ее методика популярна и сегодня», – рассказывает девушка.

Самое важное мероприятие, к которому Мария готовилась всю смену – Педагогическая мастерская, то есть ярмарка уроков: «Нужно было придумать и провести свой урок или мастер-класс. Мы с подругой вдвоем провели мастер-класс по командообразованию – показывали ребятам, как сплотить отряд или любой другой коллектив. Лучше всего это делать через игры. Командообразование – очень важный навык для тех, кто собирается работать педагогом, без него невозможно обойтись».

pedkompas22.jpg

Сама Мария успела посетить самые разные занятия – например, посвященное типам личности и способам их определения, посвященное коммуникативным техникам (студентов учили грамотно завершать споры, соглашаясь с оппонентом, одновременно указывая на его ошибки). Секретами педагогического мастерства охотно делились вожатые, в том числе в неформальной обстановке. Мария вспоминает, как старшая вожатая «Наставника», студентка педагогического университета, разъясняла тонкие моменты общения с детьми – как стоять перед ними, как сделать, чтобы они тебя слушали, как проводить рефлексию в конце урока и т.д.

За две недели Мария так прониклась педагогической деятельностью, что администрация лагеря пригласила ее на заключительную смену в августе уже в качестве помощника вожатого. И навыки, приобретенные за годы учебы, она сумела применить на практике. «Работать с ребятами, которые мечтают стать педагогами и идут к этой цели, очень легко. В других лагерях есть дети, которые только и мечтают попасть в изолятор, чтобы отдохнуть, а здесь каждый стремился посетить побольше занятий, записать информацию, сходить в поход», – считает девушка.

pedkompas26.jpg

Мария отмечает, что лагерь «Наставник» ее очень вдохновил: «Благодаря этому слету, этой программе я в очередной раз убедилась, что не ошиблась в выборе профессии. Мое направление – педагогика, я хочу работать с детьми, быть организатором. Здесь я многое узнала и многому научилась, что-нибудь обязательно использую в своей дальнейшей работе».

В колледже Марии осталось учиться еще два года, и перед ней открыты самые разные возможности профессионального развития. Можно выбирать между работой учителя, вожатого, тренера, специалиста по работе с молодежью и делать карьеру. Она уже провела самостоятельно два урока физкультуры в школе, работает тренером в спортивном клубе, имеет сертификат вожатого, а в перспективе мечтает организовывать в лагерях всероссийские смены.

Подготовили Н.А. Ладилова, Б.Ю. Старцев.

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Проект Академии»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром