Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Проект Института // Новость

Наставничество: вчера, сегодня, завтра

  • /
  • 28 сентября 2023

Наставничество: вчера, сегодня, завтра
Фото: vo.apkpro.ru

Наставничество – общечеловеческий способ передачи из поколения в поколение накопленного социального и профессионального опыта, который возник на заре истории человечества, продолжается до сих пор и, несомненно, сохранится в будущем. Вместе с тем в традициях каждого народа имелись свои собственные, специфические черты, формы, методы наставничества, формировались неповторимые ценностные основания взаимодействия между поколениями.

Наставничество в России известно с древнейших времен. Оно было широко распространено во всех слоях и социальных группах населения, у всех народов многонациональной и поликонфессиональной страны, во всех сферах жизни и деятельности людей. Обучение крестьянскому труду и ремеслу, овладение духовными практиками, взросление и становление личности князей и царственных особ, воспитание доблестных воинов и выдающихся полководцев, формирование профессиональных качеств чиновников, развитие талантов ученых и педагогов, деятелей искусства и культуры, достижения спортсменов невозможно представить без наставников, которые всегда были рядом и разделяли всю меру ответственности за успехи и судьбу своих питомцев.

Наставничество строилось по принципу «делай, как я, делай лучше меня!» и являлось залогом поступательного развития общества. Ученики, стоящие на плечах гигантов, рано или поздно превосходили своих учителей, становясь надежной опорой для следующих поколений учеников.

Исторические формы наставничества в нашей стране мало чем отличались от таковых у народов западных и восточных цивилизаций. Это и духовное наставничество в отношении монархов, и система обучения чиновничества, и домашнее обучение детей аристократии и дворянства, и овладение мастерством у ремесленников, и духовные практики в монастырях… Нечто подобное можно было отыскать и в российских исторических формах наставничества.

Российскую традицию наставничества неизменно отличала такая особенность, как неприятие чисто прагматического и утилитарного аспекта, 

вне его связи с глубокими духовными и нравственными основаниями и смысложизненными ценностями. В наставничестве всегда видели нечто большее, чем способ овладения конкретными умениями и навыками. А наставника традиционно воспринимали как духовного отца, носителя неких высоких идеалов, способствующего возвышению личности подопечного. Эта традиция востребована и сегодня.

Педагогическое наставничество – органическая, неотъемлемая часть наставничества как социального и профессионального феномена. В любой исторической форме наставник является в определенной мере педагогом, так как в его деятельности всегда можно отыскать педагогический аспект. Но педагог, воспитывающий педагога, в России пользовался особым авторитетом и уважением.

Наставничество педагогических работников – относительно молодая отрасль наставничества, возникшая не ранее конца XVIII века. История педагогического наставничества – одна из наиболее интересных и поучительных страниц истории отечественной андрагогики.

Современное наставничество педагогических работников впитало в себя лучшие традиции наставничества советских времен,

которое отличалось стремлением к централизованному руководству, государственным регулированием, созданием благоприятных условий для превращения педагогического наставничества в массовое общественно-профессиональное движение.

marafon-nastavnichestvo8.jpg

Наставничество советских времен способствовало популяризации профессии педагога, оно имело встречный характер, развиваясь и «сверху вниз», и «снизу вверх». В 1960–1980-е гг. были созданы киноленты, в которых поднимались вопросы наставничества молодых учителей и учителей, имеющих профессиональные затруднения на новом месте работы: «Доживем до понедельника» (1969), «Большая перемена» (1973), «Это мы не проходили» (1975), «Расписание на послезавтра» (1978) и многие другие.

Вместе с тем советская школа – не единственная предтеча современного педагогического наставничества. Университетское наставничество учителей гимназий, руководство самообразованием педагогов со стороны крупнейших книгоиздателей, наставничество методистов и инспекторов народных училищ, учительские съезды, педагогические музеи и летние педагогические курсы как формы краткосрочного и целеполагающего педагогического наставничества мало известны современным учителям, как и вопросы стимулирования деятельности педагогов, обеспечения их высокого статуса в государстве и обществе.

В дореволюционном наставничестве, децентрализованном по своей природе, огромную роль играло стремление педагогической общественности к самоорганизации, самообразованию, самопроектированию собственной педагогической карьеры, говоря современным языком, проактивная позиция в поиске, выборе и взаимодействии с наставником с целью достижения самореализации и самоактуализации. Это те традиции в отечественном наставничестве, которые с успехом могли бы найти свое продолжение в современных условиях.

scale-1200.png

Летние педагогические курсы учителей математики, Санкт-Петербург, 1909 г.

marafon-nastavnichestvo13.jpg

Учителя Нижегородской гимназии, конец XIX в.

marafon-nastavnichestvo14.jpg

Участники уездного съезда учителей, Бежица, XIX в.

marafon-nastavnichestvo.jpg

Директор народных училищ И.Н. Ульянов в окружении инспекторов, Симбирск, 1881 г. 

Подготовила Н.А. Ладилова.

Источник: apkpro
Теги: наставничество

Читайте также в рубрике «Проект Института»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром