Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Исмаил Байханов: «Мы поняли, что работать по-старому дальше нельзя»


Исмаил Байханов:  «Мы поняли,  что работать  по-старому  дальше нельзя»
Фото: vo.apkpro.ru

Передача педагогических вузов в ведение Минпросвещения России произошла вскоре после того, как Министром стал Сергей Кравцов. Он доктор педагогических наук, хорошо знаком с системой и общего, и высшего образования, понимает, что любые изменения невозможны, пока не изменится учитель. Не было сомнений, что он сможет в короткие сроки организовать эффективное управление всеми педагогическими вузами, считает ректор Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ) Исмаил Байханов. Об изменениях, которые произошли в университете за последние три года, он рассказал в интервью журналу «Время образования».

– Исмаил Баутдинович, почему, на Ваш взгляд, возникла необходимость в передаче педагогических вузов в ведение Минпросвещения России?

– Дело в том, что в последнее десятилетие система общего образования развивалась опережающими темпами. На это выделялись огромные средства из федерального и региональных бюджетов, строились новые школы, в образовательном процессе все активнее использовались цифровые технологии. Но без учителя, подготовленного с учетом современных реалий, эти изменения во многом теряли смысл. Ведь педагогические вузы как работали тридцать лет назад, так и продолжали работать.

Среди сотен вузов, подведомственных Минобрнауки России, 33 педагогических вуза были как бы оторваны от основного заказчика педагогических кадров – Министерства просвещения Российской Федерации. Оценивать их деятельность с помощью тех же критериев, что и все остальные, было проблематично. По моим наблюдениям, — а я с 2013 по 2020 год был министром образования и науки Чеченской Республики, — в нашем небольшом регионе классический и технический университеты развивались гораздо динамичнее, чем педагогический.

Вопрос о передаче педагогических вузов в ведение Минпросвещения России обсуждался и ранее, но произошла она вскоре после того, как Министром стал Сергей Сергеевич Кравцов. Как доктор педагогических наук он хорошо знаком с системой и общего, и высшего образования, понимает, что любые изменения невозможны, пока не изменится учитель. Именно он в бытность руководителем Рособрнадзора провел системные изменения в организации процедуры государственной итоговой аттестации, навел порядок с ЕГЭ. Не было сомнений, что он сможет в короткие сроки организовать эффективное управление всеми педагогическими вузами.

photo-2023-08-25-13-27-15.jpg

– Оправдались ли эти ожидания? Как Вы оцениваете изменения, которые произошли в педагогических вузах за последние три года?

– Конечно, оправдались. У учредителя впервые за долгие годы появились не просто претензии, но и серьезные требования к педагогическим вузам. За прошедшие три года была проведена огромная работа по совершенствованию, во-первых, их инфраструктуры и, во-вторых, содержания образования.

Здания педагогических вузов наконец-то были приведены в порядок, у нас появились педагогические технопарки «Кванториум» (первый из них, кстати, открылся в ЧГПУ), технопарки универсальных педагогических компетенций, оснащение для демонстрационного экзамена и многое другое. А главное — было разработано единое содержание, ядро высшего педагогического образования, которое должен освоить каждый студент. Однажды на совещании Сергей Сергеевич рассказал об итогах анализа содержания образовательных программ педагогических вузов. Оказалось, что ситуация везде разная, вплоть до того, что один и тот же раздел математики в одном вузе изучают 2 часа, в другом — 14 часов. Теперь же есть ядро, которым должны руководствоваться все. При этом учредитель не запрещает университету вносить туда дополнения с учетом наших финансовых возможностей.

– Ремонт и новое оснащение коллектив любого вуза воспринимает позитивно. А как быть с изменениями в образовательных программах? Ведь приходится перераспределять часы, а значит, и выплаты преподавателям. В ЧГПУ была такая проблема?

– Мы прекрасно понимаем, что часы — это определенные средства, что профессорско-преподавательский состав заинтересован в увеличении количества часов. Но также необходимо помнить, что университет работает в условиях подушевого финансирования, когда деньги следуют не за преподавателем, а за студентом. 

В ЧГПУ был проведен кардинальный анализ учебных планов, и мы сократили значительное количество учебных часов. Не хотелось бы называть точный объем и конкретные дисциплины, но по итогам анализа, например, оказалось, что будущим учителям химии и биологии читался углубленный курс из программы медицинского факультета, который был необходим даже не будущим врачам, а тем, кто хочет углубленно заниматься медицинской наукой, для студентов педагогического университета это просто лишняя нагрузка.

– Согласитесь, для проведения таких изменений необходим авторитет ректора.

– Скорее, авторитет Министра просвещения Российской Федерации. Это ключевой фактор, без которого изменения были бы невозможны — уж в нашем университете точно. Я участвовал в совещаниях, на которых Министр обсуждал с ректорами содержательные вопросы, видел напряженные лица своих коллег. Им было непросто все это принять и реализовать, но они понимали, что это единственно верное решение.

Стоит уточнить, что изменения содержания образования не были спущены сверху. Да, инициатива исходила от министерства, но все основополагающие документы разработали сами представители педагогических вузов — наше профессиональное сообщество. Все мы поняли, что работать по-старому дальше нельзя и что этого никто больше не позволит. И что работать по-новому будет в сто раз сложнее.

photo-2023-08-25-13-27-10.jpg

– Можно ли утверждать, что сообщество педагогических вузов в России сформировалось? Есть ли примеры взаимодействия ЧГПУ с другими педагогическими вузами?

– Конечно, это сообщество работает, налаживаются горизонтальные связи. Например, в этом году ЧГПУ подписал соглашение о сетевом взаимодействии с Уральским государственным педагогическим университетом. Наши студенты прошли педагогическую практику в гимназии № 155 — одной из лучших в Екатеринбурге, а студенты УрГПУ — в Лингвистической школе, одной из лучших в Грозном.

В этом учебном году преподаватели ЧГПУ будут вести занятия и принимать экзамены в УрГПУ, а преподаватели УрГПУ — в ЧГПУ. Для наших преподавателей это лишний стимул поработать над собой: одно дело, когда они читают лекции в своем вузе своим студентам, а совсем другое — когда делают это в другом вузе, да еще в другом регионе.

На факультете иностранных языков мы открыли англо-китайский профиль, и преподавателей китайского языка нам предоставляет УрГПУ. В свою очередь, в УрГПУ открыли англо-арабский профиль, и наши арабисты ведут там занятия.

У нас есть опыт сотрудничества с МПГУ, РГПУ им. Герцена, Томским педуниверситетом, Башкирским педуниверситетом. Это сильные вузы, где сохранились мощные педагогические коллективы. Мы открыты к сотрудничеству, готовы делиться опытом. В ЧГПУ подготовлены два методических пособия, посвященные сетевому взаимодействию педагогических вузов, и они наверняка помогут коллегам в разных регионах.

– А международное сотрудничество для ЧГПУ характерно?

– Оно началось недавно, впервые в истории нашего вуза, и в этом велика личная заслуга федерального Министра. Раньше международное сотрудничество в основном сводилось к декларациям, а теперь это реальная практика, подкрепленная финансово из средств госзадания.

В этом году за каждым педагогическим вузом страны закреплены определенные государства и регионы для налаживания отношений и взаимодействия, продвижения русского языка и культуры. Нам достался Ближний Восток — ОАЭ, Кувейт, Ирак, Палестина, Оман, а также наш ближайший сосед — Республика Азербайджан. Мы уже съездили в ОАЭ в составе большой делегации, встречались с министром образования Катара на международном форуме «Формируя будущее» в Казани.

Благодаря прямому указанию Минпросвещения России в июне мы открыли Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку на базе Азербайджанского университета языков — одного из крупнейших вузов этой страны, где изучают 25 иностранных языков. В первую же неделю для азербайджанских коллег провели мастер-классы наши самые известные сотрудники — руководитель Педагогической мастерской Алихан Динаев и руководитель Центра продуктивного образования «Эковерситет» Лариса Хусаинова. Азербайджанские коллеги восприняли наших спикеров с восторгом — я сам был этому свидетелем.

Делегация Азербайджанского университета языков во главе с проректором по науке уже побывала в Грозном, и на базе ЧГПУ был открыт Центр азербайджанской культуры. На ближайшие месяцы запланировано много совместных мероприятий. Мы взаимодействуем также с Русским домом в Баку — представительством Россотрудничества и Ассоциацией преподавателей русскоязычных учебных заведений Азербайджана.

photo-2023-08-25-13-26-43.jpg

– Педагогический университет — это не только образование, но и наука. Как в ЧГПУ организованы научные исследования?

– Здесь тоже есть очень серьезные изменения. Фактически впервые в истории нашего университета ежегодно начали выделяться деньги на реальную педагогическую науку. Ее развитие — это требование учредителя, причем исследования в рамках госзадания должны быть посвящены тому, что происходит в системе образования, в том числе нашего региона. Государство ждет от нас прикладных исследований, теории должны быть применимы на практике. Это касается и студенческих работ — курсовых, выпускных, квалификационных.

К примеру, в школах усилено внимание к воспитательной деятельности, возрастает роль классных руководителей, появилась новая должность — советник по воспитанию, которая требует подготовленных и мотивированных на работу людей, что, в свою очередь, ставит задачу их подготовки перед вузами. В Чеченской Республике советники по воспитанию появились только в этом году, мы изучаем опыт их деятельности на примере Ставрополья, где они работают второй год. Еще одна наша задача — исследовать опыт лучших учителей, готовить пособия с их методиками, способствовать распространению этих методик по всей стране.

Можно сказать, смена учредителя привела к изменению содержания научных исследований в педагогических вузах. Они теперь проводятся как ответ на запросы Министерства просвещения Российской Федерации, регионального министерства и института развития образования.

– Как Ваш университет взаимодействует с системой образования Чеченской Республики?

– В этом взаимодействии мы тоже руководствуемся требованиями Министерства просвещения Российской Федерации. Идет работа со школами — в университете постоянно проводятся различные мероприятия для школьников и с их участием. При участии ЧГПУ и Института развития образования Чеченской Республики в ряде школ открыты психолого-педагогические классы. А наши студенты, как и раньше, проходят в школах практику, учатся у лучших педагогов и директоров.

Готов признать, что в свое время, будучи региональным министром, я уделял недостаточно внимания взаимодействию с педагогическим университетом. А сейчас Хож-Бауди Буарович Дааев, действующий министр образования и науки, — постоянный гость в ЧГПУ, и я благодарен ему за это.

Обучая студентов, мы стараемся максимально учесть требования, которые предъявляют к ним будущие работодатели — руководители образовательных организаций нашей республики, и привлекаем их не только в качестве председателей ГЭК. В прошлом учебном году около 300 студентов на промежуточных сессиях сдавали демонстрационные экзамены, на которых в качестве экспертов присутствовали наши глубокоуважаемые директора школ. У нас были опасения, все ли пройдет нормально, но, слава Всевышнему, коллеги признали, что мы на верном пути.

Подготовил Б.Ю. Старцев.

Источник: Apkpro


Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института