Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Ганга Эльмурзаева: «Учителя перестали бояться методистов»


Ганга Эльмурзаева:  «Учителя перестали  бояться методистов»
Фото: vo.apkpro.ru

«В мусульманской традиции слово «учитель» звучит как «устаз», что в переводе на русский означает «духовный наставник». А дети до 7 лет считаются ангелами, то есть не имеют грехов. Обращаясь к учителям, я говорю им: «Вы кто? Духовные наставники. А дети кто? Ангелы. Родители отдают в ваши руки ангелов, и от вас зависит, что отпечатается в их сердцах». В интервью журналу «Время образования» ректор Института развития образования Чеченской Республики Ганга Эльмурзаева рассказала о его недавней истории, о перезагрузке методической работы, о подготовке молодых управленцев для школ и об учителях.

19.jpg

– Ганга Бекхановна, Вы возглавляете институт с 2008 года, создавали его фактически с нуля. Как менялись приоритеты Вашей работы за эти 15 лет? И как менялось отношение общества к институтам повышения квалификации / развития образования?

– Когда я пришла в институт с позиции заместителя министра образования и науки Чеченской Республики, основной контингент преподавателей составляла профессура трех наших вузов, расположенных в Грозном. Они читали лекции в свободное от основной работы время и, за редким исключением, не имели отношения к методике преподавания школьных дисциплин – можно сказать, были далеки от проблем школы. Постепенно мы заменили их на практикующих учителей, которые могли бы передавать опыт своим коллегам, и вскоре почти весь институт состоял из таких педагогов.

В становлении института помогали и коллеги из Москвы, и наши соседи – институты Северо-Кавказского федерального округа (Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и др.), в последующие годы – более отдаленных регионов (Астраханской области, Челябинской области, Алтайского края и др.). В основном же мы учились сами.

За все эти годы наш институт развития образования прошел путь от неприятия его деятельности до широкого признания в педагогической среде. Особый статус институтов развития образования подчеркивается как постоянными контактами с Академией Минпросвещения России, так и тем, что мы, как обозначила в своем выступлении заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева, являемся «проводниками государственной политики в сфере образования», что накладывает на нашу деятельность еще большую ответственность.

Сейчас проекты Академии дают возможность институту не только расти, но и расширять взаимодействие, взаимопомощь с коллегами в других регионах. Мы видим, что наш потенциал эффективно используется, нас регулярно собирают на совещания с участием руководителей Минпросвещения России.

Сегодня Академия задает тон в работе институтов развития образования.

Это флагман, определяющий вектор развития системы образования и повышения качества образовательной деятельности.

ganga3.jpg

– В масштабах страны создается единая система научно-методического сопровождения педагогов и управленцев системы образования. Расскажите, как этот процесс происходит в Чеченской Республике. Какую роль в нем играет ваш институт?

– Мы создаем региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Как обстояло дело раньше? Педагогические вузы обвиняли школы в том, что к ним поступают плохо подготовленные абитуриенты, а школы, в свою очередь, обвиняли вузы в том, что те выпускают плохо подготовленных учителей. Получался замкнутый круг. Чтобы его разорвать, не хватало общей ответственности за то дело, которое мы вместе делаем.

Сегодня мы исходим из того, что школа должна отвечать за своих выпускников, педагогический вуз или колледж – за своих, но всей этой системе необходимо единое сопровождение, важную роль в котором играют региональные институты развития образования. Учитель, по выражению первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова, создает нацию, а для формирования учителя нужны совместные усилия всех составляющих системы.

– Как такой подход отразился на работе института?

– Мы, как и раньше, делаем все возможное для повышения профессиональных качеств педагогов республики. Но с нами «в одной упряжке» за это должны отвечать, в частности, и педагогические колледжи, и педагогический вуз. В республике три колледжа, и два предыдущих года мы работали с их педагогами, а теперь обратили внимание и на студентов старших курсов. Для представителей педколледжей проводит семинары наш ЦНППМ.

Педагоги всей республики повышают квалификацию не только в Институте развития образования, но и в ЧГПУ. Например, физики,  химики и биологи проходят курсы повышения квалификации по организации лабораторных работ в технопарке универсальных педагогических компетенций. Мы подготовили заявки на проведение педагогическим университетом трех научных исследований, которые связаны с вопросами воспитательной работы, ролью в образовательном процессе классных руководителей и советников по воспитанию.

20(1).jpg

На фото: Министр образования и науки Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев в Институте развития образования.

– Частью единой системы являются методические службы на местах. Как в Чеченской Республике организована работа по их перезагрузке?

– Чем раньше занимались методисты в районных отделах образования? Всем, кроме методической работы. Они были мастерами на все руки: возили детей на олимпиады и конкурсы, занимались профориентацией и детскими движениями, готовили статистические отчеты и информацию для выступлений своих руководителей, проверяли ведение журналов и прочей документации, иногда посещали уроки и внеурочные занятия, то есть как такового методического сопровождения учебного процесса не было.

В настоящее время районные методисты решают другие задачи. Прежде всего это определение точек роста учителя (или, как часто говорят, дефицитов) и сопровождение учителя в достижении необходимых результатов. Когда мы говорили руководителям муниципалитетов, что методические службы должны заниматься именно такой работой, они тяжело это воспринимали – кто же будет заниматься всем остальным? Конечно, перестраивать работу, переводить ее на новый уровень – это непростая задача.

– Как в республике формируется методическая служба? Кто становится методистами?

– Методистами становятся учителя, имеющие высокие показатели в профессиональной деятельности, причем сохраняя часть своей школьной нагрузки.

Мы начали с того, что пригласили в институт на должности методистов девять учителей-предметников, получивших самые высокие баллы на тестировании, проводившемся Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО). Затем отобрали лучших выпускников курсов повышения квалификации, которые проводила для региональных методистов Академия Минпросвещения России. Кроме того, предложили каждому из 17 районов выбрать методистов из числа лучших своих учителей.

Под все это удалось подвести финансовое обоснование, и в среднем зарплата регионального методиста сегодня составляет 45 тыс. рублей при средней зарплате учителя в Чеченской Республике – 27 тыс. рублей. На сегодняшний день в системе образования работают 104 методиста. Общее число учителей – порядка 30 тыс., то есть мы близки к нормативу «1 методист на 250 учителей».

Поначалу у нас был некоторый дисбаланс в распределении методистов по предметам. Сейчас мы пришли к выводу, что формировать корпус методистов нужно по принципу «один предметник на район», и эту работу сопровождает наш ЦНППМ.

– Если педагог хорошо учит детей, означает ли это, что он станет хорошим наставником для своих коллег?

– Конечно, не означает, потому что андрагогика – это другая наука, которую нужно долго осваивать. В системе подготовки региональных методистов предусмотрены обучающие занятия не только по андрагогике, но и по методам наставничества, в частности, по форме «учитель – учитель», реверсивному наставничеству, внутрикорпоративному обучению, а они, в свою очередь, транслируют полученные знания методистам в районах.

Сейчас очень важно, чтобы учитель понимал структуру современного урока и был готов работать в рамках этой структуры, знал требования к современному уроку, применял деятельностный подход. Мы обучаем методистов аналитической деятельности, в частности, учим использовать разработанную специалистами института систему оценки качества урока Tallam (в переводе с чеченского языка – «контроль», «исследование»), которую можно загрузить в телефон, прийти на урок и с ее помощью не только оценить урок по заданным критериям, но и дать учителю рекомендации – над чем работать дальше.

Эта система уже работает, подготовленные нами методисты уже пошли на уроки (каждый должен посетить три урока в месяц) и активно взаимодействуют с учителями.

risunok1.jpg

– Не получается ли так, что эта помощь во многом сводится к критике?

– Нет. Мы не проверка, а именно помощь, во многих случаях – скорая.

Первое правило, которому мы учим наших методистов:

«Учитель – это святое». Таков девиз нашего института.

Мы не позволяем ни в какой мере задевать учителя, оскорблять его, повышать на него голос. Тон должен быть доброжелательным. Второе правило, которым с нами в свое время поделилась Майя Борисовна Пильдес, директор гимназии из Санкт-Петербурга: «О хорошем – громко, о плохом – тихо».

Разбирая урок, сначала нужно дать слово учителю – пусть он сам расскажет, что у него получилось, а что нет, сколько баллов он сам бы себе поставил. Методист должен начинать свой разбор с хорошего – вот посмотрите, начало урока достаточно уверенное, дети вас слушают, им интересно. А потом уже говорить о недостатках – например, не была сформулирована цель урока, а значит, и результата не будет. И главное – обязательно нужно подсказать, как исправить выявленные ошибки.

За короткий срок мы добились того, что учителя перестали бояться методистов, более того – стали приглашать их на свои уроки.

– Какие проекты реализует ваш институт для подготовки управленцев сферы образования? В республике строятся новые школы, где нужны не только учителя, но и директора.

– В течение трех лет мы реализуем проект «Лидеры образования», который возник на фоне открытия новых школ. До этого работала комиссия по отбору будущих директоров – кандидаты заявлялись самостоятельно, с ними проводились собеседования. Но часто на директорские должности претендовали люди неподготовленные, плохо разбиравшиеся в нормативно-правовых документах, имеющие слабое представление о командной работе, системе управления образовательной организацией и прочем.

И тогда Министерство образования и науки Чеченской Республики предложило запустить проект подготовки будущих директоров, чтобы было из кого выбирать. В свою очередь, наш институт предложил обучать их по программе профессиональной переподготовки, хотя таких длительных программ, предусматривающих выдачу дипломов, у нас изначально не было. И проект «выстрелил» – им заинтересовалась молодежь.

Ядро проекта – 250-часовая программа, которая состоит из шести модулей и дополняется стажировкой в образовательных организациях Грозного. Плюс к этому знакомство со школами других регионов: в первом и третьем сезоне участники проекта ездили в Москву, во втором – в Дагестан. Еще один элемент программы – кейс-чемпионат, темы которого формулируются, исходя из актуальных проектов, и связанных с ними проблем развития образования республики (например, «500+», «Школа Минпросвещения России», корреляция результатов ОГЭ и ЕГЭ).

За три сезона мы фактически подготовили кадровый резерв – около 90 человек. Среди них уже есть действующие руководители образовательных организаций, их заместители, два работника нашего института, замдекана юридического факультета. Многие побеждают на профессиональных конкурсах, продолжают обучение в магистратурах московских вузов. Заявки на участие в проекте в текущем учебном году подали 75 человек – есть возможность отобрать лучших.

qr-2.jpg

ganga6.jpg

– И в заключение несколько слов о чеченских учителях. Какие черты для них характерны?

– В мусульманской традиции учителя часто называют «устаз», что в переводе на русский означает «духовный наставник». Учителя – это не просто преподаватели, но и духовные наставники. А дети до 7 лет в нашей религии считаются ангелами, то есть не имеют грехов. Обращаясь к учителям, я говорю им: «Вы кто? Духовные наставники. А дети кто? Ангелы. Родители отдают в ваши руки ангелов, и от вас зависит, что отпечатается в их сердцах».

Конечно, учителям в Чеченской Республике есть над чем работать и чему учиться. Но их главная особенность в том, что они у нас добрые и их очень любят дети. Когда на урок приходит кто-то незнакомый, у детей сразу возникает тревога, не пришел ли он проверять их учителя. И они всегда скажут, что их учитель самый лучший, в обиду его не дадут.

Чеченские учителя – это в основном женщины, и только в последние годы стало появляться больше мужчин. У чеченской женщины традиционно много обязанностей: она хозяйка дома, часто невестка, у которой множество обязанностей, к ней приходят в дом многочисленные родственники, всех надо накормить и обслужить, на ней забота о детях и престарелых родственниках, да еще и хозяйство – огород, коровы, куры. И это своего рода героизм: совмещать домашние заботы с подготовкой к урокам, с классным руководством, с повышением квалификации.

ganga9.jpg

Комфортное пространство, достойное учителя

До 2008 года у Института развития образования Чеченской Республики не было своего здания, если не считать административное помещение в частном доме. С тех пор институт сменил несколько адресов, для занятий использовал площади других образовательных организаций, а в последние полтора года располагается в здании, которое раньше принадлежало колледжу.

Здание было полностью отремонтировано и оснащено современной техникой. Есть столовая на 120 мест, актовый зал, а физкультурный зал преобразовали в большую аудиторию. Здесь же расположен ЦНППМ. О предыдущих зданиях, где было далеко не так комфортно, напоминают три больших аквариума с декоративными рыбками, стоящие в столовой. Это неотъемлемая часть интерьера института – их всякий раз перевозили на новое место вслед за сотрудниками.

Особенность оформления пространства – чередование нейтральных цветов с яркими. В большинстве помещений жалюзи или солнцезащитные шторы на окнах желтые, розовые, голубые, зеленые. Если стена коридора белая, то по ней разбросаны разноцветные прямоугольники разных размеров. Диваны, пуфы, стоящие в коридорах, и мебель в некоторых аудиториях тоже ярких цветов.

В Год педагога и наставника многие аудитории названы в честь выдающихся педагогов – на двери прикреплена табличка с именем, портретом и QR-кодом, по которому можно зайти в интернет и прочитать о них статьи. В помещениях стеклянные двери – несмотря на высокую стоимость, решили их установить, чтобы можно было наблюдать за происходящим на занятиях.

Нынешним зданием все довольны: не только сотрудники, но и педагоги, посещающие занятия и мероприятия. «Пространство института – это наше выражение уважения к учителю, – говорит Ганга Эльмурзаева. – Мы считаем, что любое пространство, где присутствует учитель, должно быть комфортным и достойным учителя. Он должен чувствовать себя здесь значимым человеком, в помещениях для занятий – концентрироваться на работе, потом расслабляться и получать удовольствие от окружающей обстановки».

Подготовил Б.Ю. Старцев. 

Источник: apkpro


Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института