Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Народный учитель // Новость

Большой патриот малой родины

  • /
  • 28 сентября 2023

Большой патриот малой родины
Фото: vo.apkpro.ru

Василий Савельевич Подерягин — Народный учитель СССР, Заслуженный работник культуры РСФСР, удивляет своей неиссякаемой жизненной энергией и считает, что в жизни нельзя останавливаться на достигнутом, нужно все время идти вперед. О себе и своей большой педагогической биографии в небольшой средней школе села Шелаево Валуйского района Белгородской области Василий Савельевич рассказал на семинаре Академии «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы».

qr-5.jpg

24.jpg

Я родился в 1947 году. Это был голодный, страшный год, но тем не менее я выжил. Спасибо родителям! В 1954 году поступил, а в 1965 году окончил Шалаевскую среднюю школу. Учился я хорошо, увлекался историей и литературой, школу закончил с серебряной медалью. Мои учителя посоветовали выбрать педагогическую профессию, а примером для меня стал Василий Андреевич Попов, который тогда возглавлял нашу школу.

Сразу же после школы начал работать учителем пения в своей школе — я играл на баяне. Так получилось, что наш учитель уехал, и на его место взяли меня. Одновременно работал в вечерней школе учителем немецкого языка.

Я посвятил Шалаевской средней школе 52 года, а если учесть, что отучился в ней же 11 классов и уже в 10–11 классах защищал честь школы на различных форумах, то в общем получается 63 года. Вот такая моя педагогическая биография.

Я с детства мечтал быть учителем или артистом. Но получилось так, что учитель – это тот же артист, постоянно находящийся на сцене: он все время показывает детям, как необходимо себя вести. Но учитель, как я понял, — это еще и врач, только врач лечит уколами, таблетками, а учитель — добрым словом лечит души своих учеников.

photo-2023-08-21-20-46-07.jpg

Моя мечта была создать такую школу, в которой было бы комфортно каждому школьнику, и он нашел бы здесь для себя любимое занятие. Поэтому мы создали социокультурный комплекс на селе.

Школа в сельской местности, да и в любом месте, не может одна воспитать настоящего человека. Здесь нужна очень мощная социальная поддержка, партнеры. Поэтому мы создали филиал музыкальной школы, школы искусств, спортивной школы, станции юных натуралистов, юных туристов, юных техников. А начинали свою деятельность, конечно, с «Малышкиной школы». «Малышкина школа» — это наш детский сад.  

Кроме того, мы призвали к себе на помощь Дом культуры, нашу библиотеку, медицинский пункт, педагогическое училище, Белгородский педагогический институт, институт повышения квалификации, женсовет, совет отцов. Мы организовали в своей школе более 50 клубов и кружков по различным интересам учащихся. Каждый ребенок должен был найти свое место в жизни. И мы для этого делали все.

photo-2023-08-21-20-46-31.jpg

Базовым предприятием нашей школы был колхоз «Красный путиловец», председателем которого в свое время был наш выпускник Вячеслав Михайлович Перов. Он посмотрел на работу нашей ученической производственной бригады и сказал: «Хватит вам сидеть на колхозной шее. Вот вам 26 гектаров земли, вот вам сельхозинвентарь, техника. Пожалуйста, пробуйте свои силы». И мы попробовали. Через 5 лет мы стали полностью самостоятельным подразделением, у которого был свой участок земли и свои финансы, бухгалтерия и счет в государственном банке. Мы заложили сад в один гектар. При школе тоже есть сад, заложенный в честь победы в Прохоровском танковом сражении. Все это сделали ученики. Вы можете представить себе, что по окончании трудового сезона дети получали заработную плату!

photo-2023-08-21-20-45-47.jpg

Это очень и очень правильно, потому что надо готовить человека к жизни, труду. Я как-то выступал перед депутатами Государственной Думы и задал вопрос: «Мы кого воспитываем? Кого мы растим? созидателя или потребителя?» Все согласились, что надо, конечно же, растить созидателя. А чтобы растить и воспитывать созидателя, надо с детства его приучать к труду, к любому труду, не обязательно к сельскохозяйственному. Разве труд педагога дополнительного образования — это не труд? Конечно, труд. Мы широко пропагандировали опыт социально-культурных комплексов на селе, рассказывали о нем. И многие школы в стране перенимали наш опыт, за что я им очень благодарен.

Мы вели достаточно большую работу. У ученической бригады, в которую входило более 100 человек, был свой сельхозинвентарь, и позже мы покупали сельхозтехнику за свои средства. Мы готовили трактористов, водителей, швей, поваров, садоводов, полеводов, овощеводов.

По окончании Шалаевской средней школы дети получали не только аттестат о среднем образовании, но и диплом тракториста-машиниста, водителя и других профессий, которые выдавало Борчанское профессионально-техническое училище, филиалом которого мы являлись.

photo-2023-08-21-20-46-16.jpg

Вот как мы работали в свое время — вокруг школы была такая интересная работа, а школа была ядром. Это ядро объединяло все те атомы, которые вращались вокруг нашего ядра. Кроме этого, у нас были наставники из числа руководителей различных организаций и предприятий нашего колхоза. Они обучали, воспитывали подрастающее поколение, готовили ребят к жизни, к труду.

Мы уделяли исключительное внимание, конечно, и подготовке педагогических кадров.

Следует отметить, что когда я пришел в школу в 1965 году, то в школе был один-единственный учитель местный, остальные — приезжие: или из Валуек, или из Уразова. Я задался целью, когда стал директором в 1980 году, подготовить свои собственные кадры, чтобы мы ни от кого не зависели. Наши дети ориентировались на педагогические профессии, потому что были напрямую связаны и с педучилищем, и с различными факультетами педагогического института. Еще мы широко использовали систему вожатской помощи, у нас были налажены шефские связи, когда старшие классы шефствовали над младшими. Сегодня по всей России работают учителя, которых мы готовили и выпускали из школы. А начинали наши будущие педагоги-вожатые с работы с подшефными классами.

photo-2023-08-21-20-46-10.jpg

И, знаете, за мою педагогическую деятельность — а я был директором школы 35 лет — почти все кадры у нас были местные.

А вообще, более 200 педагогических работников — это выпускники Шалаевской средней школы, среди них три заслуженных учителя Российской Федерации.

Сегодняшний директор Шелаевской школы Любовь Владимировна — моя выпускница, которая курировала «Школу юного педагога».

Василий Савельевич — автор более 100 публикаций в районных и областных педагогических и научно-методических изданиях, выпустил две книги: «Сказания о земле родной, школе и судьбе одной» и «Судьба моя».

photo-2023-08-21-20-46-20.jpg

Достижения и награды:

Заслуженный работник культуры РСФСР, Народный учитель СССР, Отличник народного просвещения РСФСР, лауреат премии имени Н.К. Крупской. Удостоен звания «Золотое перо» «Учительской газеты», награжден медалью «За заслуги перед Землей Белгородской» I и II степени, медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть», нагрудным знаком «60 лет Белгородской области», дипломами и грамотами, призер и победитель многочисленных профессиональных и отраслевых конкурсов, Почетный гражданин Белгородской области, города Валуйки и Валуйского района.

Подготовила Н.С. Харченко. 

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Народный учитель»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института