Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

ДПО - всегда востребовано // Новость

Миссии выполнимы: на что обратить внимание региональным ИРО и ИПК в Год педагога и наставника?

  • /
  • 01 сентября 2023

Миссии выполнимы:  на что обратить внимание  региональным ИРО и ИПК  в Год педагога и наставника?
Фото: vo.apkpro.ru

Трансляция государственной политики в сфере образования, внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику, развитие методических служб – таковы ключевые задачи институтов развития образования, отмечает заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева. В колонке для журнала «Время образования» она рассказывает, каких ошибок нельзя допустить при организации мероприятий в Год педагога и наставника, кто поддержит участников проекта «Школа Минпросвещения России» и чем «Флагманы образования» отличаются от других профессиональных педагогических конкурсов.

Ни для кого не секрет, что институты развития образования, или институты повышения квалификации (в разных регионах они называются по-разному), играют большую, можно сказать, решающую роль в трансляции государственной политики в сфере образования, в разъяснении ее основных идей, их донесении до каждой школы и каждого учителя.

Образно говоря, институты выполняют функцию «одного окна», куда педагог в любой момент может обратиться. И это одна из самых важных миссий институтов – ведь в силу занятости, да и просто в силу специфики своей работы управленцы муниципального, регионального и федерального уровня нечасто встречаются с рядовыми учителями.

Еще одна миссия, о которой хотелось бы сказать, – внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику. Такие исследования проводят самые разные организации (и региональные, и федеральные, в том числе педагогические университеты), но ни одна школа не сможет воспользоваться их результатами самостоятельно. Педагогическая практика должна опираться на науку, и роль институтов развития образования в реализации этого принципа не стоит преуменьшать.

Научно-методическое сопровождение всех этих новшеств, повышение квалификации педагогов, конечно же, невозможно обеспечить только с федерального уровня. Региональные институты развития образования будут уделять большое внимание этой работе

Институтам развития образования нельзя упускать из виду методическую работу, развитие методических служб и самих методистов. Не случайно в обновленной редакции Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, где обозначены общие подходы к функционированию системы повышения квалификации, методической службе уделено большое внимание.

Дополнительное профессиональное педагогическое образование и в регионах, и на федеральном уровне, в Академии Минпросвещения России должно быть организовано в соответствии с приоритетами деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Необходимо давать образование высокого качества, обеспечивать методическое сопровождение учителей и управленцев, поддерживать молодых педагогов, классных руководителей, помогать учителям в использовании верифицированного контента, в работе с цифровой образовательной средой и т.д.

Российские педагоги довольно успешно справляются с основными задачами, поставленными перед системой образования Президентом России. Они многое делают для достижения одной из пяти национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года – формируют возможности для развития талантов, создают условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов нашей страны, исторических и национально-культурных традиций.

В Год педагога и наставника мы акцентируем внимание на важности профессии учителя, не упускаем возможности продемонстрировать нашим педагогам уважение, которое они, несомненно, заслужили, и поблагодарить их за самоотверженный труд.

В течение этого года проводится цикл масштабных специализированных мероприятий – федеральных и региональных. Необходимо сделать так, чтобы всевозможные фестивали и форумы, Большая учительская неделя и многие другие мероприятия проводились не «для галочки», чтобы они не становились для педагога бесполезной дополнительной нагрузкой. Смысл Года педагога и наставника в том, чтобы показать: профессия учителя уважаема и интересна, а молодые люди, отдающие ей предпочтение, делают безусловно правильный выбор.

Институты развития образования играют ключевую роль в организации и проведении этих мероприятий в регионах. Таким образом, они способствуют не только профессиональному росту каждого конкретного педагога и учительства в целом (в этом заключается их каждодневный труд), но и повышению статуса учительской профессии.

Сейчас по всей стране реализуется масштабный проект «Школа Минпросвещения России», в нем уже участвуют 30 тыс. школ. Вступая в проект, школа знакомится с его магистральными направлениями и критериями, проводит первичную самодиагностику. Проект задает высокие стандарты деятельности педагогов – как нынешних, так и будущих, нацелен на формирование единого образовательного пространства, и одновременно помогает определить траекторию своего развития каждой школе, которая в нем участвует. Помочь школам в этой работе – еще одна миссия региональных институтов развития образования.

Результатами работы по решению федеральных задач будут новые идеи и новые проекты, возникающие благодаря взаимодействию регионов между собой

В План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника включен проект «Флагманы образования». Этот конкурс не стоит воспринимать как некое веселое досуговое мероприятие. Его цель – создание условий для формирования кадрового резерва для системы образования, причем не только учительского, но и управленческого, от школьного до федерального уровня. Благодаря этому конкурсу педагоги получают возможность стать частью управленческой вертикали. Надеюсь, все руководители организаций дополнительного профессионального педагогического образования примут активное участие в реализации этого проекта – окажут всестороннее содействие в проведении конкурса, который органично завершает линейку наших конкурсов профессионального мастерства и отнюдь не является «проходным», «одним из многих» или рассчитанным только на год работы.

Продолжаются изменения в содержании образования. Мы начинаем работать по обновленным ФГОС и по федеральным основным общеобразовательным программам. Меняется статус ФГОС – содержание образования закрепляется по предметам и годам, а затем «связывается» с едиными программами, едиными учебниками и т.д. Вся линейка стандартов уже разработана, в следующем учебном году школы начнут обучать по федеральным программам по шести предметам.

Научно-методическое сопровождение всех этих новшеств, повышение квалификации педагогов невозможно обеспечить только с федерального уровня. Региональные институты развития образования, конечно же, будут уделять большое внимание этой работе, столь важной для будущего нашей системы образования. В стране формируется единое образовательное пространство, и я прошу коллег со всей ответственностью подойти к этому вопросу.

Уверена, что результатами работы по решению федеральных задач будут новые идеи и новые проекты, возникающие благодаря взаимодействию регионов между собой. На местах, в том числе в институтах развития образования, наработана богатейшая практика, коллегам есть чем гордиться и чем поделиться друг с другом. В этом, наверное, и заключается сила нашей единой системы образования.

Подготовил Б.Ю. Старцев.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «ДПО - всегда востребовано»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института