Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

ДПО - всегда востребовано // Новость

Из истории методической службы

  • /
  • 01 сентября 2023

Из истории методической службы
Фото: vo.apkpro.ru

Система методической работы в России стала складываться более 180 лет назад, во второй половине XIX века. Предпосылкой для возникновения и развития методической службы стало окончательное формирование в этот период учительского сословия, потребность и стремление педагогов к профессиональному росту, а также появление требований общества к профессиональному уровню учителей.

81.jpgОдними из первых форм поддержки педагогов стали педагогические советы, введенные в каждой гимназии с 1828 года, и педагогические общества, появившиеся во второй половине XIX века, которые объединяли передовых педагогов и оказывали методическую помощь учителям.

Примечательно то, что значительный вклад в развитие педагогики и улучшение работы педагогических советов внес Николай Иванович Пирогов. Будучи не только замечательным хирургом, ученым, но и педагогом, он всячески поощрял как можно более широкий обмен опытом и методические изыскания учителей.

Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н.И. Пирогов заслужил огромное уважение своих современников и почитание потомков. Его педагогические идеи и сегодня являются источником для научного творчества и практической деятельности: единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, «гармоническое развитие всех врожденных сил народа», воспитание человека-гражданина, полезного своей стране.

Огромное влияние на развитие методической поддержки педагогов оказали педагогические съезды, которые регулярно проводились с середины XIX века. Съезды становились площадками для обмена мнениями и опытом по актуальным вопросам: методики обучения, обучение разноязычных детей, содержание классных бесед, сообщения о нуждах школы и т.д. Для руководства учительскими съездами приглашали известных педагогов: Н.Ф. Бунакова, Д.И. Тихомирова, В.И. Водовозова и других. Результатом работы Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1913–1914 гг.) стало появление прообраза методистов – «учителей-инструкторов», обучавших педагогов практически проверенным методам и приемам организации учебно-воспитательного процесса.

Большим подспорьем в развитии профессионального мастерства учителей стали педагогические музеи, а также программы самообязательного чтения по предметным циклам и труды видных педагогов: П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого. Один из наиболее выдающихся русских педагогов, Константин Дмитриевич Ушинский, в своих работах особенно подчеркивал важность специальной педагогической и методической подготовки.

На рубеже XIX–XX веков. центрами научно-педагогических исследований и распространения знаний становятся педагогические, семейно-педагогические и общественно-педагогические кружки, педагогические общества при университетах, общества классической педагогики. Под эгидой Министерства народного просвещения проводились научные курсы для учителей, объединявшие представителей науки и практики и ставшие важной вехой на пути формирования системы повышения квалификации.

82.jpeg

Однако до 1917 года в стране отсутствовала целостная система методической работы и повышения квалификации педагогов.

Потребности учрежденной в 1918 году единой трудовой школы обусловили целый ряд мер, направленных на повышение квалификации и профессиональное развитие учителей.

Впервые в истории отечественного образования была проведена аттестация педагогов, определены направления для переподготовки учителей и сформированы основные структурные звенья системы повышения квалификации. В середине 1920-х годов создаются первые методические бюро, оказывавшие поддержку педагогам.

Центральные курсы по повышению квалификации работников социального воспитания, учрежденные весной 1927 года, становятся учреждением – координатором всей работы по повышению квалификации педагогов в стране и предшественником современной Академии Минпросвещения России.

Огромный вклад в развитие народного образования и отечественной методической службы внесла Надежда Константиновна Крупская.

83.jpg

Председатель Главполитпросвета при Народном комитете просвещения Н.К. Крупская и одна из основательниц Коммунистической партии Германии К. Цеткин в президиуме конференции по дошкольному воспитанию, 1926 г.

В 1929 года были закреплены и стали общепринятыми термины «методист» и «методическая служба». К концу 1930-х годов в стране была создана единая государственная система методической работы с педагогическими кадрами: педагогические лаборатории, позже преобразованные в институты усовершенствования учителей, разрабатывали и тиражировали методические материалы; сформировались основные учреждения системы повышения квалификации – Дома работников просвещения, районные (опорные) школы, опытно-показательные станции и педтехникумы. Открылись первые институты повышения квалификации, была налажена работа педагогических и методических кабинетов.

Работа методической службы не прекращалась и во время Великой Отечественной войны. В режиме «скорой методической помощи» проводились совещания и краткосрочные курсы повышения квалификации, велась работа педагогических кабинетов и методическая работа внутри школ. Активно шла в годы войны и научно-педагогическая работа. Так, в 1943 году была открыта Академия педагогических наук (впоследствии Российская академия образования), деятельность которой сфокусировалась на изучении опыта лучших педагогов страны и оказании научной помощи образовательным организациям.

84.jpg

Шалва Александрович Амонашвили во время урока

В условиях социально-экономических и политических реформ конца 1980–1990-х годов сформировался запрос на реформирование образования и, как следствие, обновление методической службы. Инновационная деятельность учителей привела к внедрению в содержание методической работы новых видов деятельности. Институты усовершенствования учителей были реорганизованы в институты повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКПРО). Основной упор в подготовке и переподготовке учителей в этот период уделялся личностно ориентированному подходу с учетом конкретных профессиональных затруднений и ориентацией на непрерывное профессиональное развитие.

В связи с формированием единого информационного пространства федеральной системы повышения квалификации педагогов в начале XXI века на передний план вышли дистанционное повышение квалификации и дистанционное сопровождение методической деятельности.

85-2.jpg

86.jpg

На фото урок естествознания в школе блокадного Ленинграда, 1942 г.

Подготовила Н.А. Ладилова.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «ДПО - всегда востребовано»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии