Педвузы - это модно // Новость
Андрей Макаренко: «Мы чувствуем, как за эти три года изменилось отношение к педагогическим университетам»
- /
- 01 сентября 2023
6 апреля 2020 года распоряжением Правительства России в ведение Минпросвещения России были переданы 33 педагогических вуза. Как изменилась за это время система педагогического образования страны и какие новые задачи ей удается решать, рассказывает ректор Томского государственного педагогического университета, заместитель председателя Правления Ассоциации развития педагогического образования Андрей Макаренко.
Недавно исполнилось три года с момента передачи 33 педагогических вузов в ведение Минпросвещения России. В прошлом году их число увеличилось – к ним присоединились педагогические вузы новых российских регионов, а также Московский областной государственный университет, переданный в федеральную собственность (ныне – Государственный университет просвещения). Решение о передаче педагогических вузов, на мой взгляд, было правильным и понятным: рынок труда и образовательные организации, которые готовят специалистов для этого рынка, теперь фактически находятся в ведении одного министерства.
Мы чувствуем, как за эти три года изменилось отношение к педагогическим университетам. Если раньше среди сотен вузов разного профиля они в какой-то степени терялись, то теперь ситуация принципиально иная. Как любой хороший учредитель, Министерство просвещения Российской Федерации четко определяет приоритетные направления развития педвузов. И сегодня под руководством Сергея Сергеевича Кравцова мы вместе развиваем систему педагогического образования страны. В ежедневном режиме готовим учителей, воспитателей, школьных психологов, логопедов, советников по воспитанию для развития и роста наших детей.
Капремонт и инфраструктура
Через год после передачи педагогических университетов в ведение Минпросвещения России Президент России в послании Федеральному собранию объявил о старте масштабного проекта поддержки педагогического образования – на капитальный ремонт и обновление инфраструктуры было выделено 10 млрд рублей.
За счет средств этого проекта мы почти полностью отремонтировали один из корпусов университета, теперь студенты могут обучаться на современном оборудовании, в том числе на таком, которое поставляется в школы. В ТГПУ начали работать Технопарк универсальных педагогических компетенций и Педагогический технопарк «Кванториум», создано пространство для демоэкзамена. И сейчас наша задача – продемонстрировать, какие возможности это дает для организации учебного процесса, чтобы все увидели: вложения в педагогический университет – это вложения в наше будущее, будущее нашей страны.
За последние два года изменился облик педагогических университетов. Благодаря капремонту мы поменяли даже входную группу, через которую студенты и преподаватели заходят в здание. Это была принципиальная позиция учредителя: входная группа должна быть красивой – ведь с нее начинается университет.
Единое содержание
Одновременно Минпросвещения России инициировало работу по совершенствованию содержания педагогического образования.
Благодаря анализу, который провела Академия Минпросвещения России, выяснилось, что в разных педагогических вузах обучают по-разному. ФГОС дает большую свободу, и образовательные программы вузов зачастую серьезно различались даже по количеству часов, выделяемых на предметный, методический и психолого-педагогический блоки. В зависимости от своих возможностей вузы усиливали тот или иной блок, а качество преподавания других при этом могло ухудшиться.
Была достигнута договоренность, что теперь основой наших образовательных программ будет единое для всех «Ядро высшего педагогического образования». Произошло выравнивание, в этом учебном году по обновленным программам начали учиться первокурсники, и в профессиональном сообществе есть понимание, что система подготовки педагогов должна быть единой, что необходим обязательный для всех минимум, который педагогические вузы должны обеспечить.
Все мы работаем на единый результат вне зависимости от того, в каком регионе мы находимся.
И благодаря активной позиции Минпросвещения России на этот же результат начинают работать и педвузы регионального подчинения, и классические университеты, где обучают по 44-й УГНС. Кроме того, обеспечивается непрерывность подготовки педагога и преемственность образовательных программ. Школьник осваивает азы профессии в психолого-педагогическом классе или группе, затем поступает в колледж, где есть свое «Ядро высшего педагогического образования», и (или) вуз, а потом, работая в школе, регулярно повышает квалификацию. Стоит отметить, что педагогическим вузам впервые за долгие годы стали выделять средства на исследования в области педагогики (когда мы находились в ведении Минобрнауки России, финансирования научных педагогических тем почти не было). Педагогическая наука должна быть «у парты», и мы видим свою задачу в том, чтобы выявлять в школах лучшие практики, изучать их и тиражировать.
Ближе к школьной практике
В 2020 году Сергей Сергеевич Кравцов заявил о необходимости приблизить программы педагогических вузов к школьной практике. Были приняты поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», которые позволяют студентам после третьего курса преподавать в школах. Для них это практика, а для школьников – не только обучение, но и профориентация: общаясь со студентами педагогического вуза, кто-то из них наверняка захочет туда поступить.
Мы неоднократно обсуждали с Минпросвещения России возможность создания в структуре педагогического университета детского сада и школы. Хотелось бы присоединить к ТГПУ обычную школу с муниципальным принципом комплектования, чтобы обучать там обычных детей (в отличие от лицеев при классических или технических университетах, куда принимают на конкурсной основе). На ее базе можно было бы отработать модель «Школы Минпросвещения России».
«Университетские смены», ДНР, Технопарк VR и робототехника
В такой школе наши студенты находились бы постоянно, а не просто приходили на практику на определенный промежуток времени. Школьники, в свою очередь, обучались бы по лучшим методикам, с использованием современного материально-технического оснащения нашего университета. А преподаватели курировали бы этот процесс.
На мой взгляд, идеальная картина – когда в педагогическом университете представлены все уровни образования: придя работать в детский сад, человек может оставаться в университете вплоть до защиты докторской диссертации.
Лицензию на подготовку учителей начальных классов в рамках СПО мы уже получили. Мне представляется очень продуктивным опыт Набережночелнинского педагогического университета, где выпускник программы СПО может взять 1 класс в школе и одновременно получать высшее образование со специализацией, например, в области словесности. Его ученики за это время подрастают, и, окончив университет, он продолжает работать их классным руководителем уже в основной школе, преподавая русский язык и литературу.
Работа в регионе…
Сегодня невозможно представить себе ситуацию, когда федеральный педагогический вуз живет своей жизнью, а система образования субъекта Российской Федерации, где он расположен, – своей. Учредитель ориентирует нас на усиление взаимодействия с региональными органами исполнительной власти и институтом повышения квалификации. В Томской области это взаимодействие было неплохо налажено и раньше (известно, что от региона к региону ситуация различалась), но теперь предприняты меры для повышения его эффективности.
В январе 2021 года была утверждена Программа взаимодействия между органами исполнительной власти Томской области, ответственными за государственное управление в сфере образования, нашим университетом и ТОИПКРО на 2021–2024 годы. Подписи под этим документом поставили начальники Департамента общего образования, Департамента профессионального образования Томской области, ректор ТОИПКРО и я.
В числе наших общих задач, сформулированных в программе, – обеспечение системы образования Томской области педагогическими кадрами и интеграция профессиональных образовательных структур в контексте создания единого образовательного пространства региона. Таким образом, мы объединяем усилия с коллегами, которые работают в школах, реализуют программы СПО и программы дополнительного профессионального образования.
Ректор ТГПУ Андрей Макаренко с коллегами из Москвы и Томска
…и за его пределами
Еще одна установка Министерства просвещения Российской Федерации заключается в том, что педагогический университет должен не только работать на свой регион, но и стать научно-методическим, образовательным центром для других субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет максимально полно использовать наш потенциал.
Мы стали принимать коллег из других регионов – например, обучили советников директоров по воспитанию из Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Мурманской областей. Дистанционную часть курса повышения квалификации для них провела Академия Минпросвещения России, а на очную часть они приехали в Томск. Их тьюторами стали наши студенты, в том числе уже работающие или планирующие работать советниками по воспитанию.
К нам приезжают и школьники из других регионов – прошлым летом мы приняли детей из ДНР и ЛНР на «Университетские профильные образовательные смены». А затем такие смены продолжились под эгидой РДДМ «Движение первых» – недавно у нас побывали дети из Новосибирской области и Алтайского края. Подобные мероприятия проходят на ура, и это важно, потому что такие смены – это мобильность, возможность погрузиться в культурную жизнь другого региона.
В 2021 году Минпросвещения России был проведен конкурс на создание федеральных научно-методических центров сопровождения педагогических работников. Наш университет выиграл его по трем направлениям – взаимодействие педагога с семьей, инклюзивное образование, поддержка проектной и исследовательской культуры. В единой федеральной системе научно-методического сопровождения за ТГПУ закреплены Иркутская область, Красноярский край, Херсонская область и ДНР.
В соответствии с недавним поручением Сергея Сергеевича Кравцова каждый педагогический вуз должен стать центром, ответственным за развитие непрерывного педагогического образования не только в своем, но и в двух-трех других регионах.
Речь идет о создании учебно-педагогических округов – предполагается, что наш университет будет курировать соседнюю Кемеровскую область, а также Магаданскую область (на Дальнем Востоке мало педагогических вузов, так что необходимо использовать потенциал других регионов). Вместе с Минпросвещения России и Академией Минпросвещения России будем формировать нормативную базу для совместной работы.
«Университетские смены», ребята из ЛНР на встрече с Андреем Макаренко и ректором Луганского педуниверситета Жанной Марфиной
Профессия «дальнего действия»
События, происходящие в системе педагогического образования, дают почву для размышлений, что такое вообще педагогический университет, какова его идентичность. Сегодня мы видим, что это – вуз, работающий в интересах своего региона, но одновременно поддерживающий развитие непрерывного педагогического образования в других регионах, участвующий в формировании единого образовательного пространства страны.
За последние три года престиж педагогического образования в России возрос. Выпускников школ, которые хотят связать свою жизнь с профессией учителя, становится все больше – растет конкурс на педагогические направления подготовки, в ряде педагогических университетов значительно увеличился проходной балл (по данным Мониторинга качества приема за 2022 год, средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет в ТГПУ по сравнению с 2021 годом вырос на 2,1. – Прим. ред.). Дальнейшему росту интереса будут способствовать и мероприятия в Год педагога и наставника.
Министр просвещения Российской Федерации не раз цитировал фразу Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле». Полагаю, особое внимание к нашей профессии со стороны представителей власти во многом влияет на выбор молодыми людьми своего жизненного пути. Мы же должны обучать их так, чтобы у них не возникло сомнений в правильности этого выбора.
Подготовил: Б.Ю. Старцев