Главное // Новость
«Разговоры о важном» проводим вместе
- /
- 30 ноября 2022
II Всероссийский форум классных руководителей, который прошел в Москве в конце октября, стал площадкой прямого диалога между классными руководителями и организаторами проекта «Разговоры о важном». Академия Минпросвещения России провела тематический круглый стол, чтобы обсудить значимость и масштабность этого проекта для системы образования, для всей страны, а также получить обратную связь от педагогов, которые начинают каждую учебную неделю с разговора о самом важном со своими учениками.
Подготовка к старту «Разговоров о важном» началась 20 июня 2022 года, и в течение двух с небольшим летних месяцев более 917 тыс. классных руководителей по всей стране изучали проект, инструменты его реализации и готовились к запуску. Именно поэтому экспертами круглого стола наравне со спикерами выступили педагоги – классные руководители и кураторы групп организаций среднего профессионального образования. Ведь сегодня они, опираясь на федеральные материалы, формируют ценностные ориентиры учеников, воспитывают, учат, вдохновляют. Модераторы круглого стола – Ольга Суханова, проректор Академии Минпросвещения России, и Александр Асафов, лектор Российского общества «Знание», журналист, рассказали о первых итогах «Разговоров о важном» и предложили спикерам и экспертам вопросы, ответы на которые важны сегодня как для профессионального сообщества, так и для детей, их родителей, СМИ, широкой общественности и всей страны.
Сергей Новиков, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, рассказал об особой значимости на современном этапе общегосударственных ценностей. Духовно-нравственное единение страны лежит в основе Стратегии национальной безопасности. И задачи, включенные в Стратегию, которые решает в том числе система образования, нацелены на объединение и укрепление государства на основе традиционных российских и общечеловеческих ценностей. Именно духовно-нравственные ценности – важнейший регулятор жизни страны – составляют стержень «Разговоров о важном». Сегодня решена только первая задача: проект «Разговоры о важном» запущен и в отношении него преодолен так называемый стартовый скепсис, во многом благодаря акценту на значимости обсуждаемых тем, интересному и качественному контенту. При этом необходимо учитывать, что «Разговоры о важном» входят в обязательную часть школьной программы, воспитательного пространства школы, и, как ожидается, уже к следующему учебному году у всех целевых групп сформируется привыкание и расширится их участие в проекте.
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», ст. I, п.5.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
На текущем этапе важно определить ближайшую зону развития проекта и использовать дополнительные ресурсы для его продвижения за рамки школы. В дальнейшем будет проводиться работа по совершенствованию содержания, чтобы войти в следующий учебный год с обновленным контентом. При этом, как отметили сами педагоги, проект «Разговоры о важном» в большинстве случаев органично вошел в жизнь многих школ, ведь подобная форма воспитательной работы в тех или иных видах ведется с ребятами постоянно. Другой вопрос, что теперь у классных руководителей появился надежный инструмент в виде единого и выверенного контента, постоянной методической поддержки со стороны региональных институтов развития образования и Академии Минпросвещения России. Почему «Разговоры о важном» необходимы именно на современном этапе? Мы живем в мире, где невозможно поставить «информационную таможню», дети зачастую получают информацию, от которой не могут оградить себя. И в этом случае единая ценностная парадигма очень хорошо прицеливает, направляет и определяет инфополе, в котором растет подрастающее поколение. «Разговоры о важном» отражают и корректно интерпретируют основные темы, значимые для устойчивого развития нашей страны.
Важно, что проект и его единое содержание охватили все российские регионы, в каждом из которых, конечно, есть своя специфика, традиции, обычаи и историческая память, а «Разговоры о важном» позволяют каждому учителю обсуждать базовые ценности вместе со всей страной. Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко подчеркнул, что на текущем этапе очень важна обратная связь от учителей, чтобы оценить дефициты и сложности, услышать новые предложения и скорректировать содержание проекта, чтобы оно было еще интереснее. Голоса ребят, учителей, родителей обязательно будут учтены в материалах на 2023/2024 учебный год.
По словам ректора Академии Минпросвещения России Павла Кузьмина, за почти 100-летнюю историю Академия ни разу не сталкивалась с подобными вызовами – подготовить за очень короткий срок около миллиона педагогов. Для сравнения: в Академии ежегодно повышают квалификацию порядка 100 тыс. учителей. Поэтому был выбран оптимальный формат обучения – онлайн «Классный марафон», первый выпуск которого в прямом эфире посмотрели более 200 тыс. педагогов. Сегодня все установочные летние выпуски «Классного марафона» доступны на ресурсах Академии и педагоги могут найти для себя ответы на профессиональные вопросы, например, как и какие изменения внести в школьную программу для органичной реализации проекта. С началом учебного года «Классный марафон» перешел в режим постоянной методической поддержки: педагоги, помимо пакета материалов к каждому занятию, еженедельно по четвергам получают разъяснения от экспертов и разработчиков и узнают о лучших наработках от коллег со всей страны. И интерес педагогов к такой форме поддержки со стороны Академии Минпросвещения России не снижается.
Проект «Разговоры о важном» стал рекордным по целому ряду показателей, начиная от сроков запуска и количества участников до использованных форматов и цифровых инструментов. Так, созданный телеграм-канал «Разговоры о важном» стал крупнейшим в системе образования, сейчас у него более 255 тыс. реальных подписчиков.
Фундаментальную подготовку к проведению «Разговоров о важном» классные руководители получат на новом курсе повышения квалификации Академии Минпросвещения России, который стартовал в ноябре.
О его популярности также свидетельствуют рекордные цифры: за первую неделю после открытия записи на программу зарегистрировалось около 115 тыс. слушателей.
Самой важной частью прошедшего круглого стола стали вопросы и предложения классных руководителей. Педагоги рассказали свои истории о том, как прошел их первый «Разговор о важном», о собственных наработках, о коммуникации с родителями и СМИ, об имеющемся опыте, поделились советами и, наконец, просто благодарили разработчиков проекта от имени своих учеников.
Педагоги говорили о том, что им не приходится тратить время на подготовку к занятию, ведь они получают пакет материалов, адаптированный для любой возрастной группы.
Поднимаемые темы действительно трогают детей, особенно когда занятие дополняется информацией о регионе с учетом его природных, культурных и религиозных особенностей. Особый восторг вызывают короткие видеообращения к ученикам от известных земляков, добившихся успехов на том или ином поприще. Прозвучали и предложения классных руководителей по усовершенствованию проекта. В частности, целесообразно доработать контент с учетом возрастных особенностей подростков. Для привлечения большего внимания к проекту необходимо расставлять нужные акценты и преподносить материал в разной тональности.
О том, как отбирались темы и готовились материалы для внеурочных занятий, рассказал заместитель директора ИСРО РАО Евгений Малеванов. По его мнению, «Разговоры о важном» – это органичная часть единого образовательного пространства.
Все материалы ко внеурочным занятиям, которые имеют целью формирование ценностей, насыщены предметным содержанием, и каждый учитель-предметник, разговаривая с учениками, может найти материалы и для своих уроков. Тематика занятий отражает события, включенные в единый федеральный календарь воспитательных мероприятий, и связана и со значимыми праздниками, и с юбилейными датами людей, которыми гордится страна, и с темами, которые объединяют и являются важными для всех для граждан страны.
Миссия проведения «Разговоров о важном» доверена классным руководителям, которые, реализуя государственную функцию – обучение и воспитание, несут ответственность за результаты своих учеников, за эффективную коммуникацию с другими учителями, руководством и родителями.
При этом, готовясь к каждому занятию, каждый педагог должен учитывать, что разработчики предлагают для работы единую основу, которую можно и нужно дополнять или адаптировать, используя необходимую тональность. В зависимости от уровня и потребностей класса можно применять материалы из старших категорий, ведь только классный руководитель знает те основания и штрихи, которые помогут сформировать «пространство гордости» в конкретном классе. Можно сказать, что «Разговоры о важном» – это территория педагогического творчества.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова, из выступления на VIII Байкальском образовательном форуме, 26 августа 2022 г.:
Новый учебный год будет особенным для системы образования, поскольку стартует очень важный проект «Разговоры о важном»
Уже сегодня разработаны прекрасные материалы в помощь классным руководителям для сентябрьских и октябрьских занятий. Все они размещены на сайте «Единое содержание общего образования». Кроме того, с 1 сентября в каждой школе страны будет подниматься флаг Российской Федерации, исполняться гимн, и очень важно, чтобы все, что мы будем делать: и исполнение гимна, и подъем флага, и занятия «Разговоры о важном», – не превратилось в простую формальность. Если мы будем давить на детей, если это будет скучно и неинтересно, если учителя сами внутренне не будут разделять то, что мы планируем делать вместе, то ничего хорошего из этого не выйдет. Дети чувствуют фальшь, я думаю, вы сами это знаете, как никто другой. Детям соврать невозможно. Мы можем говорить красивые слова, но, если мы сами внутренне не разделяем то, что мы делаем, эти слова не прорастут в душе у ребенка. Я очень надеюсь, что и сегодня, и в последующие дни мы будем обсуждать, как же сделать это неформально, интересно и полезно для детей, чтобы они действительно прониклись гордостью, любовью, уважением к нашей великой стране.
Но начало внеурочных занятий: и исполнение гимна, и поднятие флага – это вызов и классным руководителям тоже. Это проверка на то, умеем ли мы слышать детей, умеем ли мы разговаривать с ними на одном языке, умеем ли мы отвечать на вопросы, зачастую непростые, которые для нас самих являются дискуссионными. Но я уверена, что те, кто здесь присутствует и смотрит нас, с честью выйдут из непростых ситуаций, которые будут возникать. Они, с одной стороны, простые и понятные педагогам, но, с другой стороны, конечно, дети иногда задают очень сложные вопросы.
Анна Калачева, учитель физики и математики Арефинской средней школы, Ярославская область, Рыбинский район:
«С 5 сентября 2022 года каждый понедельник мы, как и все школы страны, начинаем с «Разговоров о важном» с учениками. Я – классный руководитель 10 класса Арефинской средней общеобразовательной школы. Как для меня начинался этот проект? Конечно, чтобы спланировать новый цикл «внеурочки», мне потребовалась дополнительная подготовка. Летом вместе с коллегами и заместителем директора по учебновоспитательной работе мы смотрели записи «Классных марафонов» на сайте Академии Минпросвещения России, обсуждали, как организовать предстоящие занятия. Мы получили и качественную методическую поддержку: четкий сценарий с целями и задачами, презентации, видеоролики. Наша школа малочисленная, сельская. Ребята всегда открыты к общению и готовы к восприятию новой информации. При подготовке к первому разговору на тему «Мы – Россия. Возможности – будущее» сомнений не было – занятие получится! Нужно было все до мелочей продумать – ведь именно на первой встрече важно замотивировать учащихся на дальнейшую совместную работу. В течение прошлых лет мои ученики с удовольствием участвовали в мероприятиях различного уровня – муниципального, регионального, всероссийского, международного, а на занятии ребята узнали о своих ровесниках – школьниках со всех уголков страны, которые достигли высоких результатов в самых разных сферах».
Артем Григорьев, преподаватель специальных дисциплин, куратор 3-го курса Сергиево-Посадского колледжа, Московская область:
«Проект «Разговоры о важном» не стал для нас неожиданностью. О том, что кураторам учебных групп предстоит вести внеурочные занятия, было известно задолго до начала учебного года, и в целом мы успели к ним подготовиться. Например, на занятии ко Дню учителя я рассказывал о трудностях работы педагогов во время войн и иных катастроф: в каких условиях приходилось заниматься, какой титанический труд они проделывали, как в этих условиях учились, а главное – как сильно хотели учиться их ученики. Я работаю с ребятами от 17 лет, и было интересно, как они отреагируют на «Разговоры о важном». По итогам двух месяцев могу сказать, что эмоции у них только положительные, материал воспринимают со всей серьезностью. Наши студенты – люди сознательные, прекрасно понимают, о чем речь, и им нравится разнообразие тем. Нередко на занятиях между ними возникают споры, но в конце концов удается найти компромисс».
Алла Шведова, учитель физики, классный руководитель школы № 625, г. Москва:
«Чтобы подготовиться к каждому «Разговору о важном», мне требуется как минимум час, поскольку темы действительно важные и непростые даже для учителя. В материалах, предложенных Академией Минпросвещения России и Институтом стратегии развития образования РАО, много нового, и все это нужно освоить, понять, как вести занятие с учетом возрастных особенностей учеников. Одно из занятий в октябре было посвящено России как мировому лидеру атомной отрасли, и эта тема мне как учителю физики очень близка, она перекликается с темой другого занятия – «Наша страна – Россия». Мы рассматривали определенный регион – Арктику, затем плавно перешли к атомному флоту как выдающемуся достижению современной техники, а в конце занятия говорили о возможностях работы в атомной отрасли. Для девятиклассников, которые в этот период как раз выбирают профессию, такой профориентационный аспект особенно важен».
Наталья Виноградова, заведующая лабораторией начального общего образования ИСРО РАО, член-корреспондент РАО:
«Наш Президент Владимир Путин неоднократно говорил, что высшие нравственные чувства – это отношение к Родине прежде всего; отношение к другим людям, к истории, культуре. Собственно, этот пласт Владимир Владимирович назвал темой для «Разговоров о важном» и очень четко и тонко подметил, что в этом вопросе недопустим формализм, недопустима формальная деловитость. Это должно быть влияние на чувства. Хочу обратить внимание, что в «Разговорах о важном» главное и самое важное – не знания. Голова ребенка должна быть не хорошо наполненной, а хорошо устроенной. А это значит, что он должен сопереживать, сочувствовать, разбираться, осознавать, принимать вещи, которые выше, собственно, знания о чем-либо. И поэтому воспитание выходит на совершенно другой уровень. Прежде всего это целенаправленность, систематичность и влияние на высшие нравственные чувства».
Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно», г. Москва, народный учитель Российской Федерации:
«Разговоры о важном» чрезвычайно важны, и это не тавтология. С детьми сегодня мало разговаривают. Они много времени проводят в школе, там учат физику, математику, литературу и так далее, приходят домой уставшие, а после этого приходят родители, тоже уставшие, и времени поговорить нет. А у них глаза горят – им надо, чтобы с ними разговаривали, именно в этом заключается гуманизм образования. Начав «Разговор о важном», вряд ли я скажу детям, что у нас сегодня такие-то и такие-то ценности. Формирование ценностей – очень тонкая работа, она должна происходить латентно. После нашей встречи они должны уходить «оснащенные» этими ценностями и плюс к этому заниматься самоанализом. Во главе ценностей я бы поставил в первую очередь абсолютную честность – ведь дети очень тонко улавливают ложь. Очень важна способность к диалогу. И, конечно, это отношение к своему дому, стране, Родине, причем на осознанном уровне, а не только потому, что об этом говорит классный руководитель».