Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Проект Института // Новость

Всероссийский информационно-методический семинар «Внедрение целевой модели наставничества»

  • /
  • 30 ноября 2022

Всероссийский информационно-методический семинар «Внедрение целевой  модели наставничества»
Фото: vo.apkpro.ru

В течение двух последних лет Академия Минпросвещения России ведет большую работу по внедрению системы (целевой модели) наставничества – одного из ключевых направлений Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС), созданной в целях развития кадрового потенциала и непрерывного роста профессионального мастерства педагогов. Промежуточные итоги реализации проекта подвели на всероссийском семинаре по вопросам внедрения наставничества, который прошел в начале августа в Алтайском крае на двух площадках – в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова и педагогическом технопарке «Кванториум» Алтайского государственного педагогического университета.

Масштабная работа Академии Минпросвещения России как координатора Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров нацелена на встраивание существующих региональных и муниципальных практик наставнической деятельности в ЕФС, а также оказание регионам практической помощи в нормотворческой деятельности с учетом местной специфики и потребностей конкретных образовательных организаций. В течение 2020– 2021 гг. система (целевая модель) наставничества проходила апробацию в девяти регионах страны.

Итоги этой работы были представлены на Всероссийской онлайн-конференции «Наставничество как инструмент достижения приоритетных задач в сфере образования через реализацию непрерывных форматов обучения» в конце декабря 2021 года. По результатам апробации было подготовлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования, включающее методические рекомендации по внедрению системы наставничества, которое было направлено во все регионы страны.

Документ, который определяет виды, формы, ответственность, права, обязанности и функции участников, призван помочь в организации эффективной работы наставников и наставляемых в образовательных организациях. Его используют в своей работе как региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, так и образовательные организации, которые получили реальный рабочий инструмент для внедрения и применения целевой модели наставничества.

Помимо этого, система (целевая модель) наставничества позволяет скоординировать развитие практик наставничества с внедрением с 2023 г. новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». В настоящее время по итогам пилотной апробации, проведенной Академией Минпросвещения России в 2021-2022 гг., отрабатываются механизмы встраивания новых квалификационных категорий в Единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Информационная и методическая поддержка регионов ведется специалистами Академии в течение всего периода реализации проекта по внедрению системы (целевой модели) наставничества. Тема неоднократно обсуждалась на вебинарах, в ходе которых представители региональных систем образования получали все необходимые разъяснения, а всероссийская дистанционная викторина «Наставничество» привлекла более 4 тыс. участников.

74.png

Викторина включала задания на знание истории возникновения и развития системы наставничества, основ организации наставнической деятельности, целевой модели наставничества педагогических работников. Важным этапом проекта по внедрению системы наставничества стал семинар «Внедрение целевой модели наставничества», на котором в ходе пленарного заседания обсуждались современные подходы и перспективы наставничества в системе методического сопровождения педагога, а также взаимодействие региональных профсоюзных организаций с органами исполнительной власти в этой сфере. Участников семинара познакомили с опытом реализации региональной модели наставничества в школах и нормативно-правовым обеспечением ее внедрения.

77.png

В первый день семинара участники посетили специально организованную выставку, посвященную истории наставничества в России. Организаторы представили обобщенный опыт Алтайского края по наставничеству: конкурс «Молодой педагог + наставник», форум сельских учителей Большого Алтая «Наставничество: формула успеха», профессиональные «Педагогические игры», проект «Школа наставничества — школа воспитания» и другие.

Темы проектных сессий:

  • Внедрение системы (целевой модели) наставничества в практику работы образовательных организаций общего, среднего специального и дополнительного образования.
  • Региональные модели наставничества педагогов.
  • Мотивирование и стимулирование наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
  • Успешные региональные практики.

75.png

По итогам проектных сессий участники семинара выступили с предложением о единых реестрах, банках, биржах наставников, которые бы позволили объединить опыт регионов. Кроме того, итогом обсуждения стала разработка матрицы различных способов мотивирования и стимулирования для всех участников системы наставничества (куратор, руководитель, наставник, наставляемый и педагог-психолог).

78.jpg

Александр КАЛЯГИН, заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России:

«Для наставничества характерно стремление не только передать разнообразные профессиональные навыки, но и повлиять на формирование моральных и духовно-нравственных качеств наставляемого. Уверен, что обсуждение актуальных вопросов, выработка общих решений в течение двух дней семинара выльются в реальный результат, который поспособствует закреплению молодых специалистов в профессии, расширению кадрового потенциала и сохранению ресурса опытных работников в образовании».

80.png

Надежда ЛАДИЛОВА, начальник управления исследования и разработки Академии Минпросвещения России:

«К концу 2022 года во всех образовательных организациях страны будет внедрена система наставничества. В течение последних двух лет Академия Минпросвещения России вела большую работу по вопросам развития системы наставничества. И мы благодарим все регионы, школы, отдельных учителей и наших партнеров, которые принимали участие в организационно-технической апробации внедрения системы наставничества, а также в вебинарах и конференциях. Академия остается на связи с учителями и школами и готова оказывать всю необходимую поддержку по вопросам наставничества».

79.jpg

Лариса ТЕРНОВАЯ, заместитель министра образования и науки Алтайского края:

«Сегодня система образования – одна из самых динамично развивающихся сфер, и, конечно, получить специалиста, готового без адаптационного периода и методического сопровождения приступить к работе, очень сложно. Поэтому формат наставничества – это единственно правильный путь. Наставничество – не инновация, а эффективный метод адаптации педагогических работников».

 

 

82.png

83.png

Инна ВАСЮТЕНКОВА, заведующая кафедрой педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования:

«Каждый участник получил новую информацию и пищу для размышления, возможность по-новому посмотреть на уже известные вещи. В результате живого общения у нас есть новые контакты и мы можем развивать сотрудничество и обмениваться успешными практиками наставничества».

Валерия ТОЛМАЧЕВА, доцент кафедры профессионального образования Курского института развития образования:

«Мы определили роль и значение наставничества, убедились, что под руководством грамотного, компетентного наставника можно достичь поставленной цели. Наставник — это секретное оружие самых успешных людей планеты. Наставник мечтает о том, чтобы его подопечный превзошел его и стал для него учителем».

Оксана ЗАМЯТИНА, ректор Томского областного института повышения квалификации работников образования:

«Мы считаем, что нужно поддерживать и принимать инициативы молодежи, которая себя проявляет. У нас есть разные типы наставляемых, поэтому следует найти гибкие подходы в подготовке наставников. Федеральные научно-методические центры должны разработать инструменты, которые позволят выявлять запрос на наставничество. Предлагаем создать единую региональную базу наставников и в перспективе — федеральную. На основании этих коммуникаций людей необходимо создать всероссийское общественное объединение наставников и разработать единую финансовую модель».

84.png

Темы дискуссионных площадок:

  • Организация эффективного взаимодействия на внутреннем и внешнем контурах системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
  • Региональная модель наставничества педагогических работников в образовательных организациях: критерии, показатели, индикаторы результативности и эффективности.
  • ЦНППМ и региональные методические службы в системе наставничества педагогических работников.
  • Взаимодействие с профсоюзами в ходе реализации системы (целевой модели) наставничества.
  • Критерии инновационной практики: цель, продукт, апробация практики и результат.
  • Цифровые инструменты, необходимые для организации сетевого взаимодействия на межшкольном, межмуниципальном и межрегиональном уровнях взаимодействия.

89.png

Презентация практик наставничества, разработанных и применяемых в Алтайском крае, прошла на четырех площадках Налобихинской школы им. А.И. Скурлатова Косихинского района. Одной из площадок семинара стал школьный музей «Солдат Великой войны» имени Алексея Скурлатова, ставшего прототипом памятника советскому солдату-освободителю «Алеша» в Болгарии. Экскурсию по музею провели ученики Налобихинской школы.

Председатель Совета регионального клуба лауреатов премии им. С.П. Титова Татьяна БИЛАН рассказала о проекте «Титовское движение на Алтае: педагоги-наставники сельских школ». Она представила историю Титовской премии для сельских учителей-просветителей, клуб лауреатов премии и его просветительскую деятельность: шефство-наставничество, пропаганда педагогических знаний и передового педагогического опыта, экологическое просвещение и другие направления. Подробно она остановилась на направлениях проекта «Крылья профессии», «Эстафета просветительства» и «Титовский сплав», которые реализуют титовцы. Своим опытом просветительства поделились лауреаты Титовской премии, члены Титовского клуба Светлана Зинец, Александра Гончарова, Надежда Варфоломеева и Людмила Хазова.

Декан факультета управления развитием образования АИРО им. А.М. Топорова Елена ДРОНОВА провела презентацию «Эффективный руководитель». Она рассказала о том, нужен ли наставник руководителю образовательной организации, где найти наставника и как мотивировать его к продуктивной работе. Подробно декан остановилась на образовательной модели, которая реализуется на базе института. Руководителей образовательных организаций обучают по 16-часовой программе повышения квалификации по наставничеству, в рамках которой они могут попробовать себя в роли наставников для молодых управленческих кадров со стажем работы до пяти лет, а также для педагогов из управленческого кадрового резерва.

Опыт реализации социальной модели «Школа школе» представила директор Тальменской школы № 3 Татьяна Лопатина, она рассказала об этапах наставнической работы со школами с низкими образовательными результатами. По ее мнению, секрет успеха в наставничестве заключается в стремлении работать в команде и делиться полезными наработками. Школьные наставнические проекты Контошинской школы представила учитель физики и математики, финалист конкурса «Учитель года Алтая – 2022» Вера Кононова. Модели «педагог – ученик», «ученик – ученик», «педагог – педагог» реализуются в рамках проектов «Я считаю», «Волонтеры финансовой грамотности», «Кадры будущего» (команда «Игровест», игра «Узнай Алтай»), движение «IT-тимуровцы»; а также на уроках и внеурочных мероприятиях. В рамках презентации педагог-наставник Вера Кононова и ее наставляемая Софья Гепнер провели тренинг, нацеленный на развитие сотрудничества, креативности и эмпатии.

90.jpg

Марина ДЮБЕНКОВА, директор Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова:

«Тема семинара вызвала большой интерес, так как в условиях меняющейся системы образования необходимо быстро вырабатывать ответы на внешние вызовы – в первую очередь это кадровые вопросы. Содержание семинара, образовательные события этих двух насыщенных дней показали, что существующие проблемы можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования».

Источник: apkpro
Теги: Наставничество

Читайте также в рубрике «Проект Института»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром