Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Сегодня, как никогда, мы чувствуем себя частью единой федеральной системы

  • /
  • 30 ноября 2022

Сегодня, как никогда, мы чувствуем себя частью единой федеральной системы
Фото: vo.apkpro.ru

natalya-ponomareva2.jpgБлагодаря Академии Минпросвещения России Институт развития образования Иркутской области получает возможность эффективно встраиваться в федеральную повестку. При этом он сохраняет и развивает самобытный потенциал региональной системы образования. Именно такое взаимодействие является наиболее оптимальным для успешного развития, считает директор Института развития образования Иркутской области Наталья Пономарева. В интервью журналу «Время образования» она рассказывает об истории института, основных направлениях его работы, взаимодействии с Академией Минпросвещения России.

– Наталья Владимировна, какие задачи институт решает сегодня? Есть ли принципиальная разница с предыдущими десятилетиями?

– Говорить о том, что институт сегодня категорически иной, нежели в прошедшие годы, наверное, не стоит. В первую очередь потому, что мы по-прежнему нацелены на активное участие в федеральной образовательной повестке и, конечно, в формировании и реализации региональной образовательной политики. И нам очень важны сформированные в регионе традиции и накопленный опыт. Но при этом сегодня невозможно не осознавать, что современная система дополнительного профессионального образования требует новых решений, изменения к подходам в деятельности, особой согласованности действий, гибкого реагирования на вызовы.

В настоящее время в институте сложилась мобильная многовекторная система, которая может своевременно трансформироваться под решение практически любых поступающих задач. Примечательным, на мой взгляд, является тот факт, что в Иркутской области сформирован избыточный пул субъектов этой системы на региональном, муниципальном, школьном уровнях, создан региональный консультационный центр. Взаимодействие всех структур института направлено на адресную методическую поддержку педагогов и управленческих кадров, создание цельного научно-методического и информационного образовательного пространства, которое обеспечивает единство целей и подходов в повышении профессионального мастерства. И это очень важно.

– Как Институт развития образования Иркутской области осуществляет взаимодействие на федеральном уровне?

– Как известно, федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяет единые принципы и подходы к содержанию и организации методического сопровождения педагогов. Координацию деятельности субъектов регионального сегмента федеральной системы в Иркутской области осуществляет наш институт и его структурное подразделение – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ).

Взаимодействие института с федеральным оператором системы – Академией Минпросвещения России осуществляется по линии реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также организационно-методического сопровождения дополнительных профессиональных программ, реализуемых Академией (например, программа «Школа современного учителя»), послекурсового методического сопровождения слушателей в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов, организационнометодической поддержки мероприятий, проводимых Академией Минпросвещения, организации работы с порталом Академии Минпросвещения России (Всероссийская профессиональная олимпиада «Команда большой страны», всероссийские профессиональные предметные олимпиады для учителей).

Тесное взаимодействие институт осуществляет с Академией Минпросвещения России и в области реализации приоритетных направлений государственной политики: внедрение обновленных ФГОС, формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся, патриотическое воспитание, реализация проекта «Школа Минпросвещения России», формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием персонифицированных образовательных маршрутов и многое другое. Сегодня, как никогда, мы чувствуем себя частью единой федеральной системы.

В сентябре 2022 года совместно с Академией мы провели образовательную стажировку «Региональная модель организационно-методического сопровождения системой ДПО введения обновленных ФГОС», в рамках которой был представлен опыт института в области организации повышения квалификации и методического сопровождения педагогов, деятельности субъектов региональной системы.

Благодаря Академии Минпросвещения институт получает возможность эффективно встраиваться в федеральную повестку развития образования. При этом мы сохраняем и развиваем самобытный потенциал региональной системы. Именно такое взаимодействие является, на мой взгляд, наиболее оптимальным для успешного развития.

71.png

– Расскажите подробнее о ЦНППМ, который был открыт в Вашем институте. Что нового он привнес в Вашу работу?

– Наш ЦНППМ был открыт 31 августа 2021 года и сразу, как было определено в концепции единой федеральной системы, стал координатором деятельности всех субъектов регионального сегмента этой системы в Иркутской области. Ключевой задачей нашего центра, как и других в России, стало выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между субъектами системы на региональном уровне и механизмов индивидуализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. И это действительно во многом новые задачи.

Нашим институтом за его долгую историю накоплен большой опыт дополнительного профессионального образования, организации методического сопровождения педагогов. В то же время мы понимаем, что повышение требований к качеству профессионализма педагогов и управленческих работников требует сегодня как абсолютной консолидации усилий и ресурсов всех сопровождающих педагога организаций, так и формирования субъектной позиции педагога к своему профессиональному развитию. И это, несомненно, требует трансформации многих имеющихся механизмов.

72.png

Уникальность содержания и форм деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Иркутской области определяется особенностями нашей региональной системы образования: достаточно большим количеством педагогических работников и управленческих кадров – более 40 тысяч, территориальной удаленностью муниципалитетов, неоднородностью кадрового и методического потенциала муниципальных образований, сохранением муниципальных методических служб и сопровождающих специалистов в органах управления образованием и др. Сегодня центр решает возложенные на него задачи, в том числе в рамках трехсторонних соглашений между Министерством образования Иркутской области, муниципальными органами управления образованием и нашим институтом. Это позволяет координировать целевые и содержательные ориентиры по повышению профессионального мастерства педагогов и руководителей. Постоянно действует организационно-методическое совещание, которое обеспечивает единое информационное пространство.

Кроме того, внедряются новые формы взаимодействия, регулярно обсуждаются актуальные вопросы, вырабатываются пути достижения поставленных задач, формируются рабочие группы по созданию механизмов формирования, сопровождения и реализации индивидуальных маршрутов педагогов. С целью индивидуализации и адресного сопровождения педагогов в Иркутской области сформирован и региональный методический актив.

– Каким образом институт способствует введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов?

– Одним из ключевых направлений деятельности института сегодня является, конечно, методическое и информационное сопровождение работников образования по введению обновленных ФГОС. Например, мы выстроили в регионе эффективное межмуниципальное сотрудничество. В основе такого взаимодействия лежит кластерный подход, что особенно актуально для Иркутской области с ее огромной территорией и большим количеством муниципальных районов, а также неравномерным распределением ресурсной базы.

Внутри каждого из четырех кластеров обеспечивается координация действий муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, общеобразовательных организаций с учетом особенностей системы образования. Это позволяет на муниципальном уровне учитывать потребности наших педагогов и адресно удовлетворять большинство запросов от них: в каждом кластере и муниципальном образовании регулярно проводятся мероприятия, отвечающие конкретным запросам, а на региональном уровне методическое и информационное сопровождение работников образования по введению обновленных стандартов осуществляется в разных форматах. Так, например, в 2021 году в рамках реализации регионального плана введения обновленных ФГОС был создан консультационный центр, о котором я упоминала ранее. Благодаря этому центру у нас получилось организовать регулярную и очень мобильную работу с педагогами по решению возникающих у них затруднений.

Нельзя оставить без внимания и работу в Иркутской области Регионального учебно-методического объединения по общему образованию. На его заседаниях рассматриваются важные вопросы по введению и реализации обновленных стандартов, формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, звучат выступления представителей муниципальных методических служб, общеобразовательных организаций.

– Какое место среди направлений деятельности института отводится развитию воспитания?

– Это одно из ключевых направлений. Вопросы государственной повестки, определяющей основную стратегию развития воспитания, учитываются в контексте особенностей нашего региона.

В настоящее время институт сопровождает реализацию значимых федеральных и региональных проектов и программ. Назову лишь некоторые из них. Это всероссийские проекты «Разговоры о важном», «Киноуроки в школах России», Программа по развитию личностного потенциала, региональные проекты «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области». Мы принимаем самое активное участие в реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на территории Иркутской области, в развитии казачьего и кадетского образования.

В институте проводится комплекс региональных прикладных исследований по выявлению проблем воспитания и социализации. Выявленные проблемы, а также запросы муниципальных методических служб и педагогических работников позволяют сегодня институту разрабатывать и модифицировать программы повышения квалификации, искать новые форматы повышения профессионального мастерства педагогов.

В регионе созданы и успешно работают сетевое сообщество педагогов, занимающихся вопросами воспитания, «Воспитание38» (38 – это код Иркутской области), региональный штаб школьных волонтерских отрядов «Пульс», тьюторская сеть базовых (опорных) площадок, тьюторская сеть по реализации рабочей программы воспитания, выявлены и тиражируются эффективные педагогические практики.

Среди приоритетов института – выстраивание конструктивных партнерских отношений с социальными партнерами, и деятельность по развитию воспитания в Иркутской области не является исключением. Так, для реализации Региональной целевой модели наставничества выстроена система взаимодействия с муниципальными методическими службами, действует региональный клуб наставников «Восхождение», мы работаем с Управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, Иркутским государственным университетом, общественными организациями и т. д.

69.png

– Каким Вы представляете себе будущее института?

– Я безгранично благодарна коллективу института за высокий профессионализм, за неравнодушное отношение к нашему общему делу, за редкое взаимопонимание, за доверие и надежность, за то, что мы едины – в мыслях и поступках, за то, что нам очень многое (боюсь быть категоричной, хотя хочется, конечно, сказать: все) по плечу. Будучи неотъемлемой частью государственной системы образования, Институт развития образования Иркутской области, как и каждый такой институт в любом другом регионе нашей страны, в меру своих сил хранит прошлое, создает настоящее и формирует будущее в сфере профессионального развития педагога. И это будущее, не сомневаюсь, будет светлым.

70.png

В октябре 1938 года Наркомпросом было принято решение о создании научно-методического учреждения нового типа – Иркутского областного института усовершенствования учителей. Кроме традиционных курсов и семинаров, там организовывались научно-практические конференции, проводились мероприятия по изучению и распространению передового педагогического опыта, изучению состояния преподавания и качества знаний учащихся, внедрению в практику достижений педагогической науки. Сотрудники института разрабатывали методические рекомендации, оказывали практическую помощь методическим объединениям в городах, районах, образовательных организациях.

Спустя десятилетия Иркутский институт усовершенствования учителей был переименован в Иркутский институт повышения квалификации работников образования. В 2007 году в регионе появился Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной переподготовки, на базе которого спустя два года был создан Институт развития образования Иркутской области. Кроме вопросов оценки качества образования и реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки, институт активно занимался инновационной деятельностью, направленной на развитие региональной системы образования.

В декабре 2014 года распоряжением Правительства Иркутской области к Институту развития образования Иркутской области был присоединен Иркутский институт повышения квалификации работников образования. Начался новый этап в развитии системы повышения квалификации региона. Свою миссию институт сформулировал так: «Развитие человеческого потенциала через инновации, интеграцию и интеллектуальные инвестиции». Он неоднократно побеждал в различных российских и международных конкурсах, является активным участником федеральных проектов, а также участником, оператором, организатором общественно значимых мероприятий разного уровня, профессиональных конкурсов, проектов и акций.

Все годы существования института им руководили замечательные люди, профессионалы высокого уровня. Первым директором института усовершенствования учителей была Мария Григорьевна Адельсон, преподаватель химии и биологии, заслуженный учитель школы РФ. Нельзя не вспомнить одного из директоров института – Афанасия Никитича Антипина, заслуженного учителя РСФСР, много сделавшего для развития образования региона. Его именем сегодня назван Музей истории народного образования Иркутской области. И многих других.

Сегодня институт располагается в бывшем здании Духовной семинарии, которому чуть меньше двухсот лет.


Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института