Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

Лариса Сулима: "С детьми нужно разговаривать"

  • /
  • 30 ноября 2022

Лариса Сулима:
Фото: vo.apkpro.ru

014.jpgМинистерство просвещения Российской Федерации, его подведомственные учреждения предоставляют регионам все инструменты для эффективной работы. Остается только организовать процесс внутри конкретного субъекта Российской Федерации, но при этом применять творческий подход, привносить что-то свое, исходя из запросов детей и их родителей, считает и.о. директора Департамента образования и науки города-героя Севастополя Лариса Сулима. В интервью журналу «Время образования» она также рассказала о севастопольских учителях, о сочетании традиций и новаций в городской системе образования, о воспитательной работе и о взаимодействии с родителями.

– Лариса Олеговна, не так давно Вы работали в Академии Минпросвещения России, ранее были заместителем министра в Республике Татарстан, а в самом начале 2022 года возглавили Департамент образования и науки Севастополя. Поделитесь впечатлениями об этом городе. Каким Вы увидели его тогда? Каким видите сейчас?

– Город-герой Севастополь – это чисто русский город, часть русского мира, и даже в украинский период он не позиционировал себя отделенным от России. Он сохранил свою культурную идентичность и систему образования. Здесь всегда изучали русский язык, несмотря на все попытки его запретить, русскую литературу и историю, причем историю не искажали, ведь каждая улочка города-героя Севастополя – уже история.

13.jpg

Сегодня Севастополь – это город, привлекательный для жизни, для построения планов на будущее, для самореализации

Это город Черноморского флота, город моряков, город воинской славы. Приехав в Севастополь, я сразу пропиталась его духом, атмосферой патриотизма. Патриотическое воспитание здесь не на бумаге, а в действии, не на словах, а в исторической памяти старшего поколения. Ощущается очень сильное уважение молодых людей к поколению победителей, и неудивительно, что в Севастополе никогда не прекращал работу Пост № 1. Все школьники города-героя обязательно несут вахту памяти у Вечного огня. Сегодня Севастополь – это город, привлекательный для жизни, для построения планов на будущее, для самореализации. Здесь мы чувствуем себя частью огромной единой страны.

14.jpg

– Можно ли утверждать, что качество образования в Севастополе сегодня в полной мере соответствует тому качеству, которое обеспечивается в любом другом субъекте Российской Федерации?

– Без всякого сомнения. И одно из подтверждений этого в том, что результаты ЕГЭ наших выпускников сегодня находятся на уровне общероссийских показателей. Для повышения качества образования мы используем все возможности, которые нам предоставляет Правительство России, Министерство просвещения Российской Федерации, и очень благодарны за это. Севастополь участвует во многих федеральных проектах и программах в сфере образования. Обновляется материально-техническая база школ и колледжей, создается цифровая образовательная среда, развивается физкультура и спорт. Строятся новые школы и детские сады (а за весь украинский период была построена всего одна школа), проводится капремонт в зданиях, где его не было 50–60 лет, причем дети сами участвуют в создании образовательной среды, выбирают школьную мебель, цвет стен и т. д. Наши активисты «РДШ» участвовали во Всероссийском конкурсе «Классное пространство». Давно существующие восемь учреждений дополнительного образования детей сохранили направления своей работы и свою уникальную инфраструктуру, но благодаря нацпроекту «Образование» появились и новые возможности. Созданы детский технопарк «Кванториум», мобильный «Кванториум» (он необходим, так как в Севастополе есть сельские территории, там расположены 13 школ), два центра цифрового образования «IT-куб».

11.jpg

 Мы храним традиции патриотического воспитания, и это не только Пост № 1, но и игры «Зарница», «Рубеж», краеведческие и исторические проекты, изучение подвигов наших адмиралов и капитанов. В этом году из разовых акций мы сделали марафон «Наследники города-героя», когда, например, дети от дошкольного до старшего школьного возраста поздравляют ветеранов, организуют концерты, проявляя уважение к любому человеку в военной форме, и неважно, в какие годы он воевал. Мы впервые реализовали совместный с Департаментом культуры проект, направленный на развитие музыкальной культуры, – фестиваль хоров «Крылатый ветер». В нем приняли участие коллективы одной трети всех школ города – родители были в восторге, дети всех возрастов замечательно исполняли российские песни, а ведь песенная культура – это наши исторические корни. Создать школьный хор несложно, и, уверена, в следующем году все школы города будут участвовать в этом фестивале. Еще одно интересное направление – трудовое воспитание, здесь с инициативой выступил наш губернатор Михаил Владимирович Развожаев. С прошлого года действуют губернаторские трудовые отряды, где детям начиная с 14 лет не просто предоставляют оплачиваемую работу, но и выдают красивую экипировку, они становятся участниками трудового движения. Занимаются, например, благоустройством, озеленением – у нас же цветущий город, нужно ухаживать за растительностью. Каждая школа формирует отряд, придумывает девиз, речовку, в течение учебного года командиры отрядов – наставники из числа студентов проводят информационную работу в школах, а губернатор 1 июня дает старт летнему сезону. А по итогам сезона – награждение лучших.

15.jpg

– Расскажите о севастопольских учителях. Какую роль они сыграли в сохранении традиций системы образования города-героя? Как организовано сегодня их профессиональное развитие?

– К учителям мы относимся очень бережно. Мы против утверждений о том, что если учителю старше 50 лет, то это плохо. Главное – чтобы он хотел учиться, шагал в ногу со временем, был мобильным, умел перестраиваться. И наша задача – создать для этого условия. Все, что есть сегодня в системе образования и воспитания Севастополя, – это заслуга учителей, которые бережно хранят традиции во многом советского периода. К сожалению, у нас пока сохраняется дефицит кадров и в школах, и в детских садах, потому что инфраструктура развивается, нужны новые команды. В структуре нашего Института развития образования есть педагогический колледж, в структуре Севастопольского госуниверситета – Гуманитарно-педагогический институт, и это основная кузница кадров, которая обеспечивает приток молодых специалистов в отрасль. Еще мы используем возможности, которые предоставляет Академия Минпросвещения, создавая систему непрерывного педагогического образования в масштабах страны. Участвуем во всех ее проектах, обучаем и педагогов, и управленцев. С сентября школы начали работать по обновленным ФГОС, и, конечно, подготовка к этому осуществлялась по программам Академии. ЦНППМ, созданный в прошлом году в Институте развития образования, стал штаб-квартирой, куда может прийти любой учитель – получить методическую поддержку, записать свою лекцию, поучаствовать в семинаре, поделиться опытом. Все наши учителя талантливые и творческие, и, если задать им вектор развития, предоставить оборудование, методическую поддержку, дальше они будут развиваться сами, обязательно придумают что-то новое, объединятся в команды, будут развивать сетевое сообщество. Сегодня они знают, где можно найти верифицированный контент от лучших учителей с современной графикой, еще больше заинтересовывают детей. На площадке ЦНППМ еженедельно, по средам, с января этого года мы проводим методические семинары для учителей по их запросам, приглашаем и своих, и внешних экспертов.

16.jpeg

– А как работаете с управленцами? Что нового Вы привнесли в эту сферу за прошедший год?

– Здесь мы перенимаем опыт Министерства просвещения. Сергей Сергеевич Кравцов или кто-то из его заместителей регулярно проводит с регионами совещания в режиме ВКС, на которых обсуждается повестка на предстоящую неделю: куда идет страна, какие стоят задачи и т. д. И я точно так же провожу совещания со своими директорами школ, но в очном формате. Дважды в месяц собираю всех руководителей, но не в департаменте, а на разных социокультурных площадках города – в университетах (СевГУ, филиалы МГУ, РЭУ), в музеях («Херсонес Таврический», «35-я береговая батарея»), в Доме офицеров Черноморского флота, в Морской библиотеке. Это значимые для города площадки, на базе которых планируем реализовать проект Минпросвещения «Россия – моя история».

Общение с руководителями называется «Директорский час», хотя в один час мы не укладываемся – обычно общаемся 2–3 часа. Кроме того, раз в две недели я собираю Совет по воспитанию, куда входят все заместители директоров школ и колледжей по воспитательной работе, а также советники по воспитанию.

Раньше такого живого общения не было – каждый был самодостаточен, работал в своей школе, в департамент письма направлял. А теперь на таких встречах мы и общаемся, и налаживаем связи с университетами, чтобы использовать их инфраструктуру на благо наших детей. В числе актуальных тем, которые обсуждаются на «Директорском часе», – проект «Школа Минпросвещения России». Мы как город-герой ставим себе амбициозную цель: сделать так, чтобы каждая школа Севастополя была школой Минпросвещения: создавала единое образовательно-воспитательное пространство, обеспечивала реализацию ФГОС, развивала инфраструктуру для детского творчества.

Возможность общаться очно дорогого стоит. Когда мы встречаемся с Сергеем Сергеевичем Кравцовым на всероссийских совещаниях региональных министров, работаем в группах с коллегами из других регионов и со специалистами министерства, у нас возникает чувство плеча и локтя со всей страной, понимание единых для всех целей и смыслов. Наверное, схожие эмоции испытывают и дети, участвующие во всероссийских мероприятиях, – весной этого года после школьного форума «Сила в правде» один мальчик мне сказал, что у него возникло такое чувство, как будто ребята всей страны взялись за руки.

Важно, что Министерство просвещения Российской Федерации, подведомственные учреждения предоставляют нам все инструменты для эффективной работы, будь то Конструктор рабочих программ, материалы для проведения «Разговоров о важном», Федеральный реестр программ ДПО и многое другое. А нам остается только организовать процесс внутри конкретного субъекта Российской Федерации, но при этом применять творческий подход, привносить чтото свое, исходя из запросов детей и их родителей.

– Одно из новшеств этого учебного года – «Разговоры о важном». Какие предтечи этого проекта были в Севастополе? Ведь наверняка педагоги и раньше общались с учениками на важные темы.

– Конечно, то, что с детьми нужно разговаривать на актуальные темы, нам было понятно и раньше. 1 марта 2014 года Севастополь принял решение быть с Россией, и за восемь лет выросло поколение детей, которым нужно объяснять, как шла народная борьба против украинского национализма, почему был сделан этот выбор, как изменился город за последние годы и т. д. Особенно важны разъяснения в связи со Специальной военной операцией – ведь 24 февраля на наших детей началась информационная атака извне, тем более что у семей, живущих в Севастополе, есть родственники и друзья на Украине.

1 марта 2022 года в нашем городе стартовал образовательный марафон «Русская весна» – мы провели занятия, на которых дали детям ответы на эти и другие вопросы. Наш губернатор пообщался с учителями истории и обществознания, которые должны были выступать единой командой и доносить до своих учеников историческую правду, пообщался с детьми и увидел, как они реагируют на события современности. Одновременно Министерство просвещения Российской Федерации инициировало серию занятий, посвященных таким темам, как братство славянских народов, историческая правда, борьба с фейками и т. д., и наши учителя получили методическую поддержку – весь комплект очень качественных материалов, необходимых для информационной работы. Михаил Владимирович возглавляет рабочую группу Госсовета по направлению «Воспитание», и 1 марта он дал поручение проводить во всех школах Севастополя линейки, петь гимн России, поднимать флаг России, чтобы приучать наших детей к уважению государственных символов. Так что Севастополь – патриотическая столица России – заложил эту традицию, которая сегодня становится привычной для каждой школы страны. А в некоторых наших образовательных организациях – например в Севастопольском промышленно-технологическом колледже имени А.В. Геловани, этой традиции следовали и раньше.

– «Разговоры о важном» проходят в школах уже более двух месяцев. Как оценивают этот проект севастопольские дети и их родители?

– Могу с уверенностью сказать, что он оказался очень востребованным, полезным и значимым. Председатели общешкольных родительских комитетов, с которыми я недавно провела встречу, сказали огромное спасибо за «Разговоры о важном». По их словам, они сами узнали много нового и интересного от своих детей, увидели, что дети хотят познавать свою страну, что им важно гордиться своей страной. Я спросила родителей, какие темы им больше всего пришлись по душе. Все в один голос назвали тему «День пожилых людей» – дети на занятии рассказывали о своих бабушках и дедушках, об их увлечениях, о том, какие они мастера, кудесники, как они готовят, как воспитывают внуков. Главный вывод – подарки бабушкам и дедушкам нужно дарить не раз в году, а ежедневно, ежечасно, и такими подарками будут уважение и признание. Еще одна популярная тема – «День отца», раньше к ней не было такого внимания. Каждый ребенок на занятиях пытался прославить своего папу – какой он удивительный, любознательный, рыболов, охотник и т. д. «Разговоры о важном» направлены на формирование у детей главных смыслов и духовных ценностей нашей страны, а семья – это именно такая ценность, основа государства.

17.jpg

И, конечно, родители понимают, что «Разговоры о важном» – это мировоззренческий и идеологический проект. Век информационного противостояния продолжается, и нам нужно обсуждать с детьми все события, происходящие в городе, стране и мире, объяснять их причины, следствия. А самое главное – способствовать тому, чтобы каждый ребенок ощущал себя гражданином своей страны, гордился, что он русский, что живет в многонациональном государстве, делать так, чтобы ребенок хотел жить в России и служить своему Отечеству.

– И в заключение несколько слов о работе с родителями в целом. Как она организована в Севастополе? Как осуществляется родительское просвещение?

– Родители, конечно же, должны знать и понимать, что происходит в системе образования, участвовать в ее работе, поддерживать свою школу, а не просто критиковать со стороны. Идею проведения родительских онлайн-собраний мы «подсмотрели» у Министерства просвещения, пригодился мой опыт работы с родителями в Татарстане, и на базе Севастопольского госуниверситета мы начали реализацию проекта «Родительский университет». В рамках этого проекта ежемесячно проходят онлайн-собрания на актуальные темы. Затем мы создали чат «Родительского университета», и специалисты Севастопольского госуниверситета, Института развития образования, нашего департамента регулярно выкладывают там интересные для родителей материалы – статьи, советы психологов, ссылки на различные публикации. А в конце сентября на площадке университета состоялся первый родительский форум «Взаимодействие семьи и школы. Открытый диалог» с тремя тематическими площадками: «Здоровье», «Успех», «Развитие детей с особыми потребностями». Еще один проект – региональное состязание родительских комитетов «Секреты дружного класса». Впервые я его провела в Татарстане в далеком 2017 году, а теперь этот опыт пригодился в Севастополе. Идея в том, чтобы родители вместе детьми из одного класса сформировали команду и соревновались по разным направлениям с такими же командами из других школ и классов. В прошлом учебном году в проекте участвовала треть школ города, был проведен городской этап конкурса, и мы увидели, что у родителей есть потребность в сотворчестве и самовыражении вместе с детьми. Этой осенью мы запустили второй сезон конкурса, в нем теперь участвуют все школы города. Недавно Сергей Сергеевич Кравцов встретился в «Артеке» с советниками по воспитанию, и наш советник – классный руководитель школы № 14 Алина Гончаренко рассказала ему о конкурсе, о том, как сплотился коллектив родителей и учащихся при подготовке к конкурсу, как много среди родителей оказалось творческих людей и какой импульс класс получил для дальнейшего роста и развития. Министру очень понравился этот проект, и он дал поручение сделать его федеральным.

18.jpg

Отдельная тема – работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. У нас в городе более 4,5 тыс. таких детей, и мы должны обеспечить им равные условия для получения качественного образования.

Скажу честно, поначалу у меня возникали сложности при взаимодействии с родительскими объединениями в этой области, болевой точкой были ресурсные классы для детей с расстройствами аутистического спектра. И нам очень помогло Министерство просвещения Российской Федерации – в Севастополь приехала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Юлия Михайловна Сачко, провела семинар для этих родителей, рассказав о нормативной базе, подходах, изменениях, проблемах, путях их решения и о многом другом. Родителям очень понравилось ее выступление, ей удалось дать ответы на важные для них вопросы, показать, что мы действуем в русле политики министерства, и для меня как недавно назначенного руководителя это была очень значимая поддержка.

 


Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института