Интервью с региональным министром // Новость
Максим Парфенов: "Ключевая задача работников образования – правильно выстроить систему воспитания подрастающего поколения"
- /
- 30 ноября 2022
Тема воспитания важна и сложна, связана с глубинными процессами в жизни ребенка на протяжении всех одиннадцати лет его обучения в школе, ведь именно в этот период формируется личность гражданина России», – отмечает министр образования Иркутской области Максим Парфенов. В интервью журналу «Время образования» он также рассказал о создании психолого-педагогических классов в школах Приангарья, о подходах к решению кадровой проблемы, о профессиональном развитии педагогов, а также об оригинальных проектах системы образования Иркутской области.
Система образования Иркутской области
- 24 922 педагога
- 1 020 детских садов, 131 тыс. детей
- 881 школа, 343 тыс. учеников
- 80 организаций СПО, 52 тыс. учащихся
- 269 организаций ДО, 216,3 тыс. детей 5–18 лет
- 146 центров «Точка роста», «Кванториум», «IT-куб»
- 59 школ, 64 здания будет отремонтировано до конца 2023 г.
- 23 новые школы строятся в 2022 г.
– Максим Александрович, в 2022 году особое внимание государственной политики в сфере общего образования обращено на обновление системы воспитания. Какие изменения в этом направлении Вам представляются особенно важными? Как решаются поставленные задачи?
– Сегодня каждый из нас понимает жизненную необходимость реализации ключевых позиций федеральной образовательной политики, закрепленной в целом ряде стратегических документов. И безусловным приоритетом среди них, конечно, является воспитание подрастающего поколения, поэтому в настоящее время крайне важно правильно выстроить систему воспитания наших детей.
В субъектах Российской Федерации мы видим свою миссию в том, чтобы при поддержке Министерства просвещения, Академии Минпросвещения России создавать условия для решения этой задачи. Понимаем, что тема воспитания не только важна, но и сложна, ведь она связана с глубинными процессами в жизни ребенка на протяжении всего обучения, когда активно формируются личностные установки наших детей, гражданская позиция, твердые убеждения и высокие нравственные ценности.
Для этого в школах Иркутской области, впрочем, как и в других регионах, сегодня проводятся различные мероприятия. Среди них еженедельный подъем Государственного флага и исполнение гимна Российской Федерации – это становится замечательной традицией, такой важной и нужной для школьников, у которых формируется глубокое понимание значимости государственных символов, воспитываются патриотизм, уважительное отношение к прошлому и настоящему нашей страны.
Сегодня актуальными для школьников являются и внеурочные занятия «Разговоры о важном», посвященные самым разным темам, которые волнуют наших детей.
Учителя не должны отставать от своих учеников – только так они смогут составлять конкуренцию любым другим источникам знаний и пользоваться авторитетом у своих учеников
На мой взгляд, эта работа в государстве под руководством Минпросвещения России строится грамотно, на очень высоком профессиональном уровне. В свою очередь, наши педагоги и управленцы осознают значимость поставленных задач. Причем активно включаются в их реализацию и те, кто прошел советскую школу, и те, кто сегодня только начинает свой профессиональный путь.
– Какие еще примеры проявления профессионализма команды Министерства просвещения Вы могли бы привести?
– Самый очевидный пример – ее действия в период пандемии. Благодаря четкой и оперативной работе Министерства просвещения Российской Федерации система общего образования в масштабах страны смогла выстоять и не ухудшила свои показатели.
Два с половиной года назад пришлось срочно переводить все школы в дистанционный режим. Мы получали немало обращений родителей, которые видели в этом угрозу традиционному формату образования, у части учителей отсутствовали компетенции, необходимые для проведения онлайн-уроков. Но мы успешно преодолели эти трудности, школа как социальный институт подтвердила свою устойчивость, работоспособность и востребованность, был дан стимул к дальнейшему развитию современных образовательных технологий.
И сегодня Министерство просвещения совершенствует цифровую образовательную среду в школах, выделяя средства на компьютерное оборудование и одновременно создавая ГИС «Моя школа». Мы, в свою очередь, разъясняем суть этих изменений родителям, потому что у них попрежнему остаются вопросы о рисках цифровизации, связанных, например, с безопасностью персональных данных. Необходимо понимать, что школа не может сегодня закрыться от окружающего пространства, где цифровизация стала нормой.
На смену мелу и доске приходит современное цифровое оборудование, а вместе с ним – верифицированный контент, созданию которого Министерство просвещения уделяет особое внимание. Поэтому важно работать еще над одним аспектом воспитательной работы – формированием культурного человека, владеющего современными технологиями. Ребенку с детства нужно объяснять, почему нельзя заходить на сайты с недостойным контентом или, например, отвечать на телефонные звонки мошенников.
На этом пути школе нельзя останавливаться. Я уверен, что в ближайшие десятилетия школа не перейдет в виртуальное пространство, ведь ничто не сможет заменить живое общение учителя и обучающихся.
– Чтобы учитель не отставал от своих учеников, он должен быть хорошо подготовлен, непрерывно развивать свое профессиональное мастерство. Что для этого делается в Иркутской области?
– Начнем с того, что профессия учителя должна быть финансово привлекательной: зарплата педагога должна быть достойной. Эта задачу решить непросто, причем не только в Иркутской области. Мы делаем для этого и будем делать впредь все возможное.
Что касается подготовки и дальнейшего сопровождения учителя, то здесь должна быть выстроена единая система, и начинать ее выстраивать необходимо со школьной скамьи. Министерство просвещения Российской Федерации не так давно выступило с инициативой создания психологопедагогических классов, и они уже открываются по всей стране. Иркутская область тоже активно включилась в этот проект.
Конечно, в первую очередь сама школа должна быть заинтересована в пополнении кадрами, и в идеале эти кадры – ее собственные выпускники. Уверен, что самый здоровый педагогический коллектив в большинстве своем состоит из тех, кто учился в этой школе раньше, кто знает ее с детства.
Вместе с коллегами из Института развития образования Иркутской области мы пытаемся выстроить этот проект так, чтобы выпускники психолого-педагогических классов после школы становились абитуриентами, а в дальнейшем — студентами педагогических колледжей и институтов, а значит, и учителями с высокой мотивацией, не случайно выбравшими эту профессию. Необходимо, чтобы профессиональное педагогическое образование будущие педагоги могли получать по скорректированной программе, потому что методические азы освоили еще в школе.
– В Иркутской области нет педагогического университета, подведомственного Министерству просвещения, – учителей с высшим образованием готовит Педагогический институт Иркутского госуниверситета. Это отражается на системе общего образования региона?
– Я сам выпускник Иркутского государственного педагогического университета – окончил его в 1999 году. А в середине 2010-х годов он был реорганизован и вошел в состав классического университета.
Сегодня мы, конечно, стараемся обеспечить востребованность Педагогического института не только у абитуриентов, но и в обществе в целом. Без его выпускников система образования региона работать не сможет. И один из проектов, который сейчас находится на старте, – подготовка универсального учителя для труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, где начальная школа, несмотря ни на что, продолжает свою работу, а где-то и основная, средняя.
Вместе с университетом мы хотим отработать такую схему подготовки учителя, благодаря которой, например, физик и астроном готов преподавать информатику, а словесник – историю или иностранный язык. Это поможет решить кадровую проблему в школах, где учащихся почти столько же, сколько учителей-предметников.
Речь в основном идет о школах в таежных поселках, из которых люди не переезжают в силу сложившегося образа жизни. Там проживают замечательные семьи, порой большие, они ведут натуральное хозяйство, занимаются охотой, рыбалкой. И у субъекта Федерации, к сожалению, не хватает ресурсов, чтобы сделать работу в школах такого поселка в полной мере привлекательной.
– А проект «Земский учитель» решению проблемы помогает? Может быть, есть какие-то региональные инициативы?
– Взяв на работу педагога в рамках проекта «Земский учитель», директора школ получают возможность сделать выдох, это серьезное подспорье. Особенно хорошо, когда приезжают семейные пары, например: муж – физик, жена – учитель начальных классов или муж – учитель ОБЖ и физкультуры, жена – словесник, такие примеры у нас есть. Другой вопрос, что в рамках проекта педагоги приезжают лишь на пять лет, в 90% случаев они сразу настроены на то, чтобы этот срок не продлевать, и предупреждают об этом. Надеюсь, кто-то из них всетаки не захочет уезжать из Иркутской области.
Конечно, кадровый вопрос для нас остается ключевым. Когда Губернатор Иркутской области Игорь Иванович Кобзев приезжает на строительство новой школы, первый вопрос, который он задает директору, муниципальному руководителю и мне: «Кто здесь будет работать?» Понятно, что с советских времен это ответственность директора, но и муниципалитет, и регион стараются помогать в решении этой проблемы.
К слову, Игорь Иванович лично поздравляет с днем рождения руководителей образовательных организаций региона – детских садов, техникумов, колледжей. Даты ему известны, и в такие дни он по утрам обзванивает наших коллег. Это очень необычно для руководителя региона, и, конечно, такое доверительное общение располагает, тем более что он может не только поздравить, но и спросить о насущных проблемах.
– Как работает система повышения квалификации педагогов в регионе? Какие условия создаются для их профессионального развития? И какие приоритетные задачи Вы ставите перед Институтом развития образования Иркутской области?
– Главная задача – повышение качества образования. На мой взгляд, работая с учительским сообществом, институт должен быть ориентирован на конечный результат, связанный прежде всего с предметной подготовкой учителя, его готовностью использовать в работе различные ресурсы. И тогда школьники с уверенностью выйдут на ГИА, будут конкурентоспособными при выборе вуза. Институт должен быть востребован учительским сообществом Иркутской области как помощник – педагоги должны видеть, что там работают специалисты, владеющие современными знаниями и методиками.
При федеральной поддержке на базе региональных институтов созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – ЦНППМ, они делают акцент на индивидуальных траекториях конкретных учителей, и это хорошо. В центре при нашем институте анализируют потребности учителей, дефициты, которые у них возникают, и он становится ядром системы повышения квалификации в регионе.
Институт активно сотрудничает с Академией Минпросвещения России – его директор Наталья Владимировна Пономарева неоднократно представляла наш региональный опыт на семинаре «Вектор образования», а в конце сентября для коллег из других регионов на базе института была организована стажировка, посвященная региональной модели организационнометодического сопровождения введения обновленных ФГОС. Через дистанционные курсы Академии Минпросвещения России мы пропустили более тысячи учителей и членов школьных управленческих команд. Я давно работаю в региональной системе образования и примеров такого массового повышения квалификации в федеральном учреждении не припомню.
– И в завершение интервью могли бы привести несколько примеров региональных инициатив, проектов в сфере образования, которые являются особенно важными для Иркутской области, интересными, результативными, уникальными?
– Наша область одной из первых начала реализацию проекта по агробизнес-образованию школьников. В прошлом году регион представлял его на мероприятиях Академии Минпросвещения России. Я бы не стал говорить в данном случае о нашей уникальности, но этот проект мы считаем крайне важным для развития Иркутской области.
Со стороны может показаться, что речь идет о подсобном хозяйстве и приусадебном участке школы. Однако это не совсем так. В 1990-е годы было актуально, чтобы школа сама себя могла обеспечить: вырастить урожай для школьной столовой, купить на вырученные деньги телевизор или магнитофон. А сейчас задача агробизнес-образования в том, чтобы воспитать сельского жителя – человека, который будет и дальше жить в своем селе, работать на земле, в крестьянско-фермерском хозяйстве, добиваться успеха в этом деле. В проекте участвуют более 60 школ Иркутской области, ежегодно мы выделяем 10 млн рублей на их оснащение.
Еще один важный для региона проект – кадетское образование. У нас два кадетских корпуса, в школах открыты кадетские классы, в том числе казачьи. И если 20 лет назад кадетские корпуса были ориентированы в основном на детей группы риска, то сейчас это престижное образование. В следующем году Минобороны России планирует открыть в Иркутске суворовское училище, и для выпускников это будет хорошая возможность продолжения военной карьеры.
Иркутская область – один из первых субъектов Федерации, ставший участником федерального проекта «Профессионалитет». У нас индустриальный регион – работают алюминиевые заводы, гидроэлектростанции, лесопромышленные комбинаты, химические предприятия; пассажирский самолет МС21 производится именно в Иркутске. Систему среднего профессионального образования, сориентированную на крупные предприятия еще в советские времена, нам удалось сохранить, и она становится все более востребованной. Предприятия повернулись к нам лицом, готовы способствовать подготовке кадров, помогать финансово.
В Иркутской области есть уникальный природный объект – озеро Байкал, и, чтобы наши школьники имели о нем полное представление, мы разработали УМК «Байкаловедение», которое сегодня используется в образовательных организациях региона.
В состав Иркутской области входит Усть-Ордынский Бурятский округ, его жители говорят на бурятском языке на своем диалекте, от ситуации в Забайкальском крае и Республике Бурятия отличается и уровень знания родного языка. Творческой группой учителей под руководством Института развития образования впервые был разработан УМК по бурятскому языку для 1–4 и 5 классов с учетом региональных особенностей, и эта работа продолжается дальше. Теперь обучение родному языку стало доступным для школьников – носителей бурятского языка, проживающих в нашей области.