Проект Института // Новость
Инновационный курс объединил управленческие команды педвузов
- /
- 30 ноября 2022
Инновационный курс подготовки управленческих команд педагогических вузов, который прошел в Москве 12–18 сентября, нацелен на выработку решений для осуществления прогрессивных изменений в образовании. Курс предоставил уникальные возможности для объединения лидеров российских педагогических вузов, определения внутренних и внешних вызовов, стоящих перед системой образования в целом, а также для выработки совместных прорывных решений. Организаторами выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России.
Участниками Инновационного курса стали управленческие команды 33 педагогических вузов страны, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители институтов развития образования и повышения квалификации, а также представители федеральных министерств и ведомств, которые взаимодействуют с системой образования. В рамках Инновационного курса состоялась встреча управленческих команд педвузов с Министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым. Министр представил нововведения в нормативном регулировании сферы образования, рассказал об утверждении ядра педагогического образования, единой системе повышения квалификации педагогов.
«Сегодня, благодаря в том числе и вашей работе, уважаемые коллеги, работе региональных министерств, команд педагогических вузов, педагогическое направление занимает третье место по поступлению после информационных технологий и медицины, обогнав юристов, экономистов. Мы видим, что с каждым годом все больше и больше школьников выбирают педагогическое образование, хотят связать свое будущее с профессией учителя. Это очень позитивная тенденция, мы ее поддерживаем».
Министр просвещения Российской Федерациии Сергей Кравцов
«Впервые в истории российского образования проводится такое масштабное мероприятие. Отличие данного курса от многих других, которые проводятся и проводились, в том, что мы постарались выйти за рамки системы образования, понимая, что педвуз – это агент прогрессивных изменений и внутри системы, и в рамках региона, в котором этот вуз работает, и в рамках всей страны. Мы не раз говорили о технологическом суверенитете, о роли педагогического образования, о значимости подготовки сильных учителей. Значение педагогического вуза за последние годы сильно выросло: мы несем ответственность за будущее нашей страны, за технологический и мировоззренческий суверенитет нашей Родины».
Павел Кузьмин, ректор Академии Минпросвещения России
Римма Галушина, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
«По итогам курса будет сформирована стратегия развития педвузов, а также созданы профильные сообщества управленцев в сфере образования в качестве основы для управленческого кадрового резерва Минпросвещения России».
Инновационный курс включал работу восьми треков, где были созданы все условия для продуктивной командной работы. Под руководством компетентных лидеров и кураторов команды управленцев работали над проектированием решений в контексте современных образовательных трендов по следующим актуальным вопросам, стоящим перед системой образования:
1) новая образовательная экосистема для ректоров педагогических вузов;
2) новое качество педагогического образования;
3) социально-просветительская деятельность;
4) новая образовательная среда и современные образовательные пространства;
5) поддержка педагогической науки и молодых педагогов;
6) система непрерывного образования;
7) цифровая трансформация;
8) позиционирование педагогических вузов как федеральных и региональных центров образования, науки и культуры.
Главной целью практикумов Инновационного курса стала разработка проектных решений для осуществления прогрессивных изменений в образовании.
Первые четыре дня работы участники курса посвятили фиксации текущих «разрывов» между желаемым и действительным в системе образования и выявлению барьеров на пути их преодоления. Сформулированные и озвученные проблемы прошли стадию проектной проработки как в рамках тематических треков, так и в ходе работы вузовских и региональных команд. По итогам участники Инновационного курса сформулировали проектные решения с четко поставленной целью, задачами, набором действий, ожидаемыми эффектами и результатами. Перед завершающим этапом практической части курса – презентацией итогов проектной работы – управленческим командам была дана возможность получить обратную связь по своим проектным решениям от региональных лидеров и коллег в рамках ярмарки идей, где в свободной форме можно было рассказать о своих идеях и познакомиться с наработками других участников.
В завершение Инновационного курса управленческие команды представили итоги проектной работы своим коллегам в формате презентаций.
37 проектных решений разработали по итогам совместной деятельности участники Инновационного курса.
Экспертную оценку проектных решений, а также рекомендации по их оптимизации и дальнейшей реализации дали члены жюри, среди которых: заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева; директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин; директор департамента стратегии, программной и проектной деятельности Минпросвещения России Мария Руденок; директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец; директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель ФУМО по образованию и педагогическим наукам Елена Казакова; декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова; первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Вадим Радаев; проректор МПГУ Татьяна Владимирова; начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере медиагруппы «Россия сегодня» Наталья Тюрина; начальник отдела департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Владимир Боков и проректор Академии Минпросвещения России Хож-Ахмед Халадов.
Для управленческих команд были организованы тематические лекции, спикерами которых стали представители федеральных министерств и ведущие специалисты в сфере образования. Перед участниками выступили: заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Юлия Линская; заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко; первый заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации Ольга Баталина; заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев; заместитель губернатора Тюменской области Алексей Райдер; директор Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Сергей Кожевников; ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов; ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский; ректор Государственного университета русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Трухановская; директор Национального института развития искусственного интеллекта Сергей Наквасин; лектор Российского общества «Знание» Александр Асафов; а также президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина и проректор Академии Минпросвещения России Ольга Суханова.
Программа Инновационного курса включала практическую и образовательную части.
На церемонии закрытия перед участниками Инновационного курса выступил директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин:
«Мы сделали с вами большую работу, мы определились с теми вызовами, которые стоят перед нами, и с теми инструментами, которые сегодня можем предложить разным целевым группам. Сегодня мы с вами поняли, что вместе мы действительно сила и что мы многое можем. В наших 33 вузах есть огромный потенциал, который мы можем использовать на благо нашей страны для обеспечения того технологического суверенитета, о котором мы так много говорили эти пять дней».
Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Константин Подрезов:
«Такой практики не было в истории педагогического образования за последние двадцать лет. В истории системы высшего образования редко встречается, что ректоры вместе с командами своих университетов и с региональными министрами обсуждают не только круг проблем педагогического высшего образования, но и круг проблем региональной системы образования, тут же пытаясь найти варианты решения этих проблем».
Ректор Оренбургского государственного педагогического университета Светлана Алёшина:
«Разговор с Министром был, как всегда, практико-ориентированный. Мы получили конкретные ответы на конкретные вопросы. И мы поняли, что идем правильной дорогой, делаем одно общее дело и повышаем качество подготовки молодых учителей».
Итоги Инновационного курса подвели на круглом столе «Педагогические вузы – агенты прогрессивных изменений в образовании», который состоялся 20 сентября в международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня».
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева:
«Перед учителем стоит важнейшая задача: именно учитель будет работать в тех новых условиях, которые создаются в рамках национального проекта, именно учитель формирует и воспитывает наших сегодняшних молодых людей, будущих граждан Российской Федерации. И подготовка учителя – это задача номер один. Наш Инновационный курс – это первый шаг в большой, системной, комплексной работе всех наших подведомственных учреждений, региональных министерств образования и регионов в целом по подготовке будущего учителя».