Народный учитель // Новость
Физик и лирик: творческий, ищущий, счастливый
- /
- 30 ноября 2022
Не жажду вечности, ни славы,
К богатству, власти равнодушен.
Люблю тебя, поля, дубравы,
Востока зарево, туманы…
Короче так – мне жить по нраву.
Учитель физики начал свой 56-й учебный год в Ишеевском многопрофильном лицее имени Н.К. Джорджадзе – уникальной многопрофильной образовательной организации. Для учеников из рабочего поселка Ишеевка Ульяновской области здесь создан мягкий переход из дошкольного в начальное, а затем в основное и среднее общее образование, широкие возможности для дополнительного образования и предпрофессионального развития.
«Только счастливый человек, счастливый учитель может творить. Учитель – человек, ответственный за будущее, должен быть здоров и счастлив своей семьей и плодами своего труда. Поэтому задача учителя – обустроить свою собственную жизнь так, чтобы быть счастливым. Только счастливый учитель будет улыбаться, а дети все видят, их обмануть нельзя. Настоящие знания передаются глядя глаза в глаза, от сердца к сердцу. Я – за живое, непосредственное общение с учениками!
Я люблю жить, ведь четверо называют меня папой, девять – дедушкой и двое – прадедушкой. Я стараюсь всегда улыбаться, а сложные моменты держу в себе и, продолжая улыбаться, никому не доставляю удовольствия мне посочувствовать! То есть учителю нужно, несмотря ни на что, стараться быть счастливым и так идти по жизни».
Я учу детей не только физике, но и патриотизму – любить то место, где живешь, и делать все, чтобы другие его тоже полюбили. Я учу детей думать о Родине так: «Моя страна, моя Россия». Именно «моя», и хочу, чтобы каждый гражданин так думал. И только мы сами, каждый из нас, можем сделать Родину – большую и малую – сильной и красивой
Получив высшее образование в Ульяновском педагогическом институте им. И.Н. Ульянова, в 1967 году Петр Головин начал работать учителем физики в Новочеремшанской средней школе Новомалыклинского района Ульяновской области, откуда был призван в ряды Советской Армии. После демобилизации в 1970 году пришел на работу в Охотничьевскую среднюю школу Ульяновского района, а в 1978 году он был переведен в Ишеевскую среднюю школу.
Кружок физикотехнического творчества, созданный учителем, работает в Ишеевской средней школе с 1970 года.
Авторская программа П.П. Головина по развитию физикотехнического творчества учеников 1–11 классов стала лауреатом Всероссийского конкурса Министерства образования России в 1990 году.
Под руководством Петра Петровича на занятиях кружка ученики разработали и изготовили несколько сот учебно-наглядных пособий.
Петр Петрович Головин со своими выпускниками 11 «Б», май 2022 г.
Более 200 учеников Петра Петровича заняли призовые места в более чем 100 областных, Всероссийских, Всесоюзных, Международных выставках технического творчества и награждены медалями «Юный участник ВДНХ СССР» и свидетельствами участника ВДНХ СССР, дипломами и грамотами Министерства просвещения (образования) РСФСР, РФ.
В 1986–2022 годах провел около 500 занятий Всероссийской школы повышения квалификации учителей по углублению практической части преподавания электродинамики в школьном курсе физики, технологии и организации внеклассной работы по физико-техническому творчеству в городах России: Москве, СанктПетербурге, Агрызе, Анадыре, Бугульме, Воркуте, Воронеже, Горно-Алтайске, Дзержинске, Димитровграде, Инте, Йошкар-Оле, Казани, Магадане, Мурманске, Набережных Челнах, Новгороде, Новом Уренгое, Новосибирске, Ноябрьске, Омске, Орле, Пензе, Печоре, Рязани, Салехарде, Самаре, Саранске, Саратове, Смоленске, Сочи, Старом Осколе, Сыктывкаре, Ульяновске, Уфе, Ухте, Чебоксарах, Челябинске, Элисте; а также в Приднестровье, Республике Молдова, Республике Казахстан и других.
Петр Петрович принимал участие в составлении задач для Всероссийской олимпиады школьников по физике и неоднократно приглашался в Большое жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» – в 2010, 2015, 2017, 2018, 2021, 2022 годах.
Петр Петрович Головин – автор около 150 научно-методических статей, монографий, учебников, книг с описанием опыта развития физикотехнического творчества учеников; авторские учебные комплекты используют в работе десятки тысяч школ России и стран СНГ.
- Награжден знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» (1978)
- Присвоена квалификационная категория «Учительметодист» (1980)
- Награжден орденом «Знак Почета» (1981)
- Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1986)
- Присвоено почетное звание «Народный учитель СССР» (1988)
- Присвоена ученая степень «Кандидат педагогических наук» (1992)
- Профессор Академии естествознания (2000)
- Доцент (2007)
- Награжден медалью А.С. Макаренко (2008)
- Почетный профессор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (2018)
- Награжден Почетной грамотой Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области (2021)
- Член Большого жюри конкурса «Учитель года России – 2022»
Осень ювелирно заиграла золотом,
Зиму вспомнив, видимо, задышала холодом.
Не хочу резонно, не хочу и взвешенно,
Сердце не сезонно – май бушует бешено.
П.П. Головин
Сергей Андреев, директор Института развития образования Ульяновской области:
«Учиться у Петра Петровича Головина – огромное счастье»
В середине 1980-х годов наш земляк, учитель школы рабочего поселка под Ульяновском Петр Петрович Головин прославился на весь Советский Союз своими изобретениями – техническими новинками, с помощью которых можно было просто, быстро и наглядно проводить эксперименты на уроках физики. Он продемонстрировал их на конференции в Москве, и к нему в школу стали приезжать учителя и студенты педагогических вузов со всей страны. Звание народного учителя СССР он получил отнюдь не в преклонном возрасте – ему тогда было чуть более 40 лет.
На рубеже 1980–1990-х годов, когда в стране началась предпринимательская активность, Петр Петрович преобразовал свой физико-технический школьный кружок в малое предприятие (лишь спустя два десятилетия малые инновационные предприятия стали появляться при вузах, а он фактически открыл его при школе). Мальчишки и девчонки на этом предприятии участвовали в создании лабораторного оборудования для кабинетов физики. Заказы поступали от коллег-учителей из разных школ, причем зачастую они сами привозили расходные материалы.
Неудивительно, что у самого Петра Петровича основой урока физики является эксперимент. Его уникальность как педагога заключается еще и в том, что он с одинаковым успехом может обучать физике детей любого возраста вплоть до дошкольного, очень тонко и грамотно учитывая их психологопедагогические особенности. Учиться у него – огромное счастье. Помню, как в далеких 90-х, в мои школьные годы, мы по-доброму завидовали своим сверстникам, которые были его учениками. Нам доводилось лишь мастерить табуретки на уроках труда, а они своими руками собирали настоящие физические приборы.
Сегодня в Ульяновской области действует региональный закон о статусе педагогических работников, согласно которому учителям на конкурсной основе присваиваются категории «педагог-методист», «педагог-наставник», «педагогисследователь». Петр Петрович Головин – педагогисследователь, возглавляющий областную ассоциацию педагоговисследователей.
Мы, конечно же, используем любую возможность, чтобы вовлечь его в проекты нашего института, в том числе для передачи уникального опыта молодым коллегам, для работы в жюри различных профессиональных конкурсов.
В начале ноября в Ульяновской области в 13-й раз проходил конкурс «Педагогический дебют», членом жюри которого является Петр Петрович. Обязательная составляющая этого конкурса, подарок молодым педагогам– мастер-класс от мэтра. Народный учитель СССР Петр Головин в качестве мастер-класса провел открытый бинарный урок, где сам выступил в роли учителя, а его сын, ученик 8-го класса, – в роли его научного ассистента. Как обычно, урок он провел с любовью, заботой и юмором, мастерски сочетая физику и лирику.