Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Проект Института // Новость

Что наш ИОМ? Игра!

  • /
  • 30 ноября 2022

Что наш ИОМ? Игра!
Фото: vo.apkpro.ru

В Академии Минпросвещения России 12 октября состоялось всероссийское совещание «Индивидуальный образовательный маршрут – путь к профессиональному росту и повышению качества образования». В очном формате в нем приняли участие более 150 представителей методических служб из 64 регионов России, более 2 тыс. человек присоединились к совещанию дистанционно. Все очные участники, разделившись на команды, сыграли в обучающую настольную игру «Проектируем ИОМ», разработанную Федеральным методическим центром Академии.

Это второе в текущем году масштабное федеральное мероприятие, посвященное развитию методической службы, – предыдущее состоялось 28 апреля с участием Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. За прошедшие полгода было многое сделано, появились дополнительные вопросы, и теперь участники совещания смогли обсудить, как построить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога, как с помощью этого инструмента помочь ему в непростой повседневной работе.

Открывая совещание, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева обозначила миссию методической службы. Вопреки расхожему представлению, она заключается отнюдь не в подготовке учителя к открытому уроку, а в том, чтобы помочь ему войти в профессию и удержаться в ней, работая в педколлективе. «Индивидуальный образовательный маршрут, пожалуй, самый важный с точки зрения определения статуса каждого конкретного педагогического работника инструмент методиста. Без определения зоны ближайшего развития и построения индивидуального маршрута развития мы никуда не сдвинемся», – подчеркнула она.

«Индивидуальный образовательный маршрут педагога, при всей очевидной важности, сам не разработается. Нужны управленческие решения, алгоритмы, нужна определенная мотивация, стимулы и контрольные действия», – отметила проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова. По мнению руководителя Федерального методического центра Альбины Бучек, «оценивая работу учителя по конечному результату – качеству образования учащихся, а работу регионального методиста по изменению уровня развития компетенций педагога, можно говорить об эффективности той системы, которая формируется сегодня в современном образовании». На совещании обсудили современные подходы к организации деятельности по обеспечению профессионального роста педагога, основные векторы самореализации педагогов в профессии и актуальные вопросы реализации ИОМ для постоянного развития профмастерства.

Помимо руководителей Министерства и Академии, перед участниками выступили представители Федерального института оценки качества образования и региональных организаций дополнительного профессионального образования педагогов. Совещание состояло из пленарного заседания, трех секций, посвященных читательской, естественно-научной и математической грамотности, а также обучающей игры «Проектируем ИОМ». Настольную игру, состоящую из множества шестиугольных цветных карточек, разработали в Федеральном методическом центре всего за месяц, хотя, по оценке Ирины Тарадановой, на такой проект в идеале требуется гораздо больше времени. Для команды центра создание игры стало настоящим КТД – коллективным творческим делом.

88.jpeg

«Готовясь к совещанию, мы решили не просто рассказать об индивидуальных образовательных маршрутах, но и сделать так, чтобы мероприятие было оригинальным по форме, с изюминкой, чтобы мы сами использовали новые подходы, о необходимости которых так часто говорим учителям. Организовать работу в привычных статичных формах проще, а любые интерактивные формы – трудоемкие и трудозатратные. Но зато они нескучные, динамичные, наглядные, а значит, эффект от них гораздо выше, чем от любой лекции или вебинара», – поясняет Ирина Тараданова.

95.png

Все участники совещания разделились на команды по четыре человека, каждая команда получила коробку с игровым комплектом, инструкцией и в течение 45 минут при поддержке модератора из числа сотрудников Федерального методического центра проектировала ИОМ.

92.jpg

Поскольку игра была посвящена в основном технологическим, методическим и управленческим аспектам, от участников не требовалось владения компетенциями, имеющими отношение к тому или иному школьному предмету.

Разработчики включили в игру один из этапов формирования ИОМ – распределение обязанностей между участниками процесса. Это очень важный этап, считает Ирина Тараданова. Несмотря на то что многие считают разработку ИОМ заботой самого учителя (дескать, он должен сам диагностировать свои дефициты и составлять план их преодоления), это далеко не так. В проекте должны быть задействованы четыре субъекта: сам учитель, руководитель школьного методического объединения, заместитель директора школы и региональный методист. Только вместе они смогут создать действительно полезный продукт. При разработке ИОМ каждый из них задействует свои представления о том, что необходимо педагогу для преодоления дефицитов, и, например, сильная сторона регионального методиста – более полное представление о региональной и федеральной повестке.

 Перед началом игры состоялась жеребьевка и в каждой команде каждому из четырех ее членов была определена роль, которую ему предстояло играть: учителя, заместителя директора школы, председателя методического объединения или регионального методиста. Конечно же, далеко не у каждого участника совещания полученная роль соответствовала должности, которую он занимает в реальной жизни.

035.jpg

Игра включала в себя три раунда. В первом раунде перед командой стояла задача правильно определить последовательность этапов ИОМ, сложив игровое поле из карточек. На каждой карточке описано то или иное действие (в комплекте были и карточки с неверными действиями, их нужно было распознать и отложить). Например, первый этап – «Диагностика профессиональных дефицитов» (карточка с таким названием размещается в центре). На этом этапе руководитель школьного МО «консультирует педагога, помогает подготовиться к диагностике», заместитель директора школы «предоставляет педагогу факты, подтверждающие необходимость прохождения диагностики профессиональных компетенций», а региональный методист «изучает результаты диагностики педагога в рамках курсов ПК» и т. д. (карточки с такими описаниями размещаются вокруг центральной карточки). Во втором раунде каждый игрок, взаимодействуя с другими участниками команды, должен был исправить ошибки в разработке и реализации ИОМ в соответствии со своей игровой ролью.

91.jpg

Например, ошибка руководителя школьного МО может заключаться в том, что он не проконсультировал педагога при подготовке к диагностике профессиональных дефицитов, и учитель в результате не понял некоторые задания, получил низкий результат, хотя мог бы пройти диагностику лучше. В этой ситуации учителю следует обратиться к руководителю школьного МО или региональному методисту за консультацией, попросить помочь разобраться с содержанием заданий по диагностике профессиональных дефицитов. И наконец, в третьем раунде нужно было собрать ИОМ на планшете, обозначив дефициты педагога, мероприятия, включенные в ИОМ, выполнение мероприятий и результаты ликвидации дефицитов.

Правильность выполнения заданий во всех трех раундах можно было проверить с помощью ключей. Разумеется, участники игры оживленно дискутировали, подбирая карточки, чтобы не допустить ошибок. «Фактически игра представляла собой живое обсуждение того, что нужно делать методисту и какие проблемы он обязательно встретит на своем пути», – поясняет Альбина Бучек. У всех участников совещания – людей взрослых, работающих в методических структурах не первый год и точно имеющих представление об активных методах обучения, игра вызвала живой интерес.

«Круто, креативно, профессионально!» – так оценила ее ректор Института развития образования Чеченской Республики Ганга Эльмурзаева.

«Игра – это тренажер, который подводит разные категории специалистов к тому, чтобы научиться выстраивать логику своих действий. Сегодня я была в той роли, в которой никогда не приходилось быть, – заместителя директора общеобразовательной организации, и это оказалось интересно»,– поделилась впечатлениями Людмила Мустаева, руководитель ЦНППМ Института развития образования Удмуртской Республики.

По итогам совещания его участники увезли с собой в регионы 140 комплектов игры «Проектируем ИОМ».

И, например, уже 13 октября руководитель ЦНППМ Института развития образования Ярославской области Наталья Шляхтина представила игру коллегам из своего региона, пояснив, что она позволяет логически выстроить этапы реализации индивидуального образовательного маршрута педагога и определить особенности взаимодействия между учителем, заместителем директора, руководителем методического объединения и региональным методистом.

93.jpg

Поскольку игра, проведенная в рамках совещания, была посвящена лишь одной компетенции – методической, в дальнейшем предложенный прототип можно доработать, посвятив обновленную версию, например, предметной или психолого-педагогической компетенции. Для этого нужно подготовить другой набор карточек. В Федеральном методическом центре уверены, что во многих регионах обязательно это сделают.


Читайте также в рубрике «Проект Института»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром