Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Народный учитель // Новость

«Абсолютная монархия» от Народного учителя

  • /
  • 15 марта 2023

«Абсолютная монархия» от Народного учителя
Фото: vo.apkpro.ru

Ольга Викторовна Чумичева – учитель математики из Тамбова, работает в Лицее № 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина. В 2021 году ей первой и пока единственной в Тамбовской области было присвоено звание Народного учителя Российской Федерации. Рассказываем, как складывалась ее педагогическая карьера и за какие достижения она была удостоена этого почетного звания.

В детстве Ольга Викторовна хотела стать агрономом, затем адвокатом (в школе, впрочем, часто слышала от учителей, что «нам тут адвокаты не нужны»), но после восьмилетки поступила в Тамбовское педагогическое училище имени К.Д. Ушинского. Окончательный выбор помогла сделать тетя, которая преподавала педагогику и психологию в этом училище и очень его хвалила.

Когда я на практиках заходила в класс, нравилось, что дети на меня смотрят, что я должна их научить, не подвести, и незаметно профессия меня увлекла

nar-uchitel31.jpgПо окончании училища ее распределили в Курганскую область: в сельской школе она преподавала в начальных классах и у детей постарше вела математику – предмет ее всегда интересовал больше остальных. Самый старший восьмиклассник был почти ее ровесником (в то время некоторых учеников оставляли на второй год). «Хорошо ко мне относился, заботился и даже сумел окончить восьмилетку», – вспоминает Ольга Викторовна.

Летом, на каникулах, вместе с коллегами подрабатывала на лесозаготовках – «мы вставали, когда еще пяти часов не было, а в девять вечера падали от усталости». Заработанные деньги откладывала на жизнь в Тамбове. Туда Ольга Чумичева вернулась, поступила на физмат педагогического института, успешно его окончила, а потом несколько лет работала по распределению в сельских школах Тамбовской области.

Неповторимый учитель

Еще во время учебы в пединституте Ольга Викторовна мечтала преподавать математику в старших классах на углубленном уровне. В советские годы такую возможность предоставляли немногие школы, и в их числе была тамбовская физико-математическая школа № 29 (ныне лицей № 29), существовавшая с конца XIX века. Именно туда Ольга Чумичева хотела попасть на работу, и ей это удалось: там как раз понадобился учитель математики и она прошла собеседование.

33.jpg

А в 1989 году в Тамбове в районе новостроек открылась еще одна физико-математическая школа – ныне лицей № 14, носящий имя своего создателя и первого директора, выпускника мехмата МГУ Алексея Кузьмина. Он пригласил Ольгу Викторовну преподавать математику, и на сегодняшний день стаж ее работы в лицее № 14 превысил 30 лет. Многие учителя кафедры математики считают ее своим наставником.

Позже ее звали обратно в 29-й лицей, но уже с повышением – на должность завуча. «Почти год меня штурмом пытались взять, но я отказывалась. Это не мое. Я же настырная, всех вас замучаю, житья не дам ни вам, ни себе. Завуч работает не только с детьми, родителями и отдельными учителями, но и с коллективом в целом. А я именно учитель – меня интересует мой предмет и мои ученики», – рассказывает она.

34.pngПо мнению директора лицея № 14 Геннадия Любича, не стоит утверждать, что Ольга Викторовна использует какую-то собственную авторскую методику. Она применяет много разных методик, при этом оставаясь неповторимым учителем – работать с детьми так, как она, в лицее не может никто.

 

Диктатура дела

Ольга Викторовна – учитель строгий и требовательный. «Каждому ученику, каким бы сильным он ни был, я должна дать нагрузку для ума. Иначе он не сможет воспользоваться своими способностями и быстро их растеряет.

Серьезные занятия серьезным делом – это лучшее воспитание

Атмосферу своих уроков характеризует как «абсолютную монархию» или «диктатуру дела»: «Мы не можем терять время на всякую ерунду, а чтобы снимать напряжение, быстро переключаемся с одной активности на другую». В кабинете Ольги Чумичевой – длинная раздвижная доска, состоящая из нескольких секций, так что она обычно вызывает к ней несколько человек одновременно и успевает наблюдать за каждым.

Если ученик сильный, то его нагрузка должна быть выше и спрашивать с него нужно больше, чем с остальных. Если же ученик слабый и ему трудно, а Ольга Викторовна знает, что он действительно много трудился, то его нужно дополнительно вдохновлять и воодушевлять.

Сейчас она именно так работает с одним учеником 8-го лингвоматематического класса – гениальным филологом, по мнению классного руководителя, но с хромающей математикой. Приходится прикладывать максимум усилий, чтобы подтянуть его – в конце концов, и Пушкину в Царскосельском лицее не давалась математика.

За долгие годы работы у Ольги Чумичевой сформировались и определенные принципы в отношениях с родителями своих учеников. По мнению Ольги Викторовны, родители, требующие от учителя высоких оценок, оказывают медвежью услугу своему ребенку: он быстро усвоит, что его проблемы всегда решит мама, а ему и напрягаться незачем.

Однажды Геннадий Любич с делегацией московских учителей зашел в кабинет Ольги Викторовны, где она проверяла тетради, и представил ее так: «Она у нас Заслуженный учитель, но еще не Народный». Ольга Викторовна возразила: «Я столько домашних заданий ученикам даю и столько двоек ставлю, что могу побороться за звание антинародного учителя!»

Когда на уроках нескучно

Ольга Викторовна – обладатель особого педагогического стиля, где строгость соседствует с юмором и доброй иронией. Она считает, что для удержания внимания аудитории учитель должен время от времени шутить, разряжать обстановку, и это неплохо мотивирует. Для точных наук это особенно важно – ведь в отличие от гуманитарных предметов преподавание математики практически невозможно строить на жизненных кейсах и увлекательных историях.

«Мне нужно всего несколько слов, чтобы оживить обстановку, вызвать смех в классе, и эти слова у меня сами собой вылетают», – рассказывает Ольга Викторовна.

Например, в начале урока она предлагает детям написать на листочке, что из домашнего задания каждому из них не удалось решить (ей это нужно, чтобы понять, какие темы не усвоены большинством, и учитывать это при объяснении нового материала). «Отдают мне листочек, я смотрю на класс и говорю: «Это не список нерешенных задач! Это акт о капитуляции!» Все смеются, и дальше идет работа».

Вот другая ситуация. Ученик плохо выучил определение – начинает его произносить второй, третий раз. «Я не выдерживаю и говорю: «Раз он в море закинул невод, – Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, – Пришел невод с травой морскою... Когда же рыбка будет?»

В седьмом классе при изучении признаков параллельности прямых нужно запомнить названия углов, которые образуются при рассечении двух прямых секущей: односторонние, соответственные и накрест лежащие. Один мальчик, хороший, умный, но пока не очень прилежный, все понял, работу выполнил хорошо, но накрест лежащие углы назвал крестовыми. Я, когда раздавала работы, говорю ему: «Ты так душевно написал про крестовые углы, а почему про бубновые забыл?»

Однажды на перемене в кабинет Ольги Викторовны, где вскоре должен начаться урок у другого учителя, ввалились девятиклассники – возбужденные, шумящие. Я сижу за столом, их не одергиваю, вижу, что они не успокаиваются, и громко говорю: «Спасибо вам большое, ребята!» Шум утихает: они не понимают, за что спасибо. И тогда я говорю совсем тихо: «За то, что благодаря вам я теперь приблизительно понимаю, как выглядело татаро-монгольское нашествие!» И возбуждение сразу проходит».

Один из принципов работы Ольги Чумичевой – не читать детям нотации. На это уходит много времени, они их много раз слышали и не придают им значения. Если же учитель отреагирует на то или иное действие ученика кратко, доброжелательно и с юмором, а потом сразу переключится на другую тему, это надолго останется в памяти. «Мне один мальчик пожаловался, что другие учителя детей ругают – говорят, вот ты такой бессовестный, ничего не делаешь, а почему вы нас не ругаете? Я ему отвечаю: «А я ленюсь!»– вспоминает Ольга Викторовна.

«Мне дороги все»

До того как стать Народным учителем Российской Федерации, Ольга Чумичева была Заслуженным учителем Российской Федерации и дважды Народным учителем Тамбовской области. Последнее звание присваивалось по результатам народного голосования, которое одновременно проводится среди учеников 7–11 классов и родителей во всех школах области: каждый мог написать фамилию учителя, которого считает лучшим в своей жизни.

Среди народных учителей Советского Союза и Российской Федерации немало тех, кто проявил себя за пределами своей образовательной организации или сделал управленческую карьеру. А Ольга Чумичева всю жизнь занималась именно учительским ремеслом и главным своим достижением считает стабильно высокие результаты выпускников.

Сама она специально не подсчитывала, сколько высокобалльников, дипломантов разных этапов Всероссийской олимпиады школьников и перечневых олимпиад подготовила за все годы (возможно, такие подсчеты провели те, кто выдвинул ее кандидатуру на присвоение почетного звания). Десятки ее выпускников становились студентами лучших вузов страны, где при поступлении нужна математика. Среди выпускников она не выделяет особо успешных – есть ученые, профессора, предприниматели, офицеры, многие живут в других городах, но иногда приезжают в лицей и встречаются со своими учителями.

Точно так же Ольга Викторовна не выделяет лучших и среди своих учеников. Этот принцип – одинаковое отношению ко всем детям вне зависимости от их способностей и результатов – она усвоила еще в пединституте. «Мне дороги все – и олимпиадник, и тот, кто учится на три с минусом и два с плюсом. Это, кстати, моя любимая оценка – называется «Не все еще потеряно!» Для таких ребят я, наверное, делаю даже больше, чем для отличников», – считает она.

nar-uchitel4.jpg

На фото Ольга Викторовна со своими выпускниками 1993 года, 1998 г.

Советы молодым

Общий педагогический стаж Ольги Чумичевой – 49 лет, сейчас она работает пятидесятый год. Молодым учителям, которые приходят в лицей, дает два простых совета.

Первый совет:

продолжать учиться. Институт окончен, но это не значит, что обучение закончилось. Учитель должен быть в курсе последних достижений науки, следить за новыми методиками, ездить на курсы и на конференции, общаться с вузовскими профессорами и коллегами из других школ.

Второй совет:

любить детей. Ведь если дети тебе интересны, то работа в школе будет в радость, несмотря на ее трудности и проблемы, а если нет, то превратится в рутину, когда нужно отсидеть рабочий день и быстрее уйти домой. Не только дети, но и их родители, в целом люди должны быть интересны учителю, считает Ольга Чумичева.

Два с половиной года назад в репортаже одного из тамбовских телеканалов Ольге Викторовне задали неожиданный и, возможно, не очень корректный вопрос: считает ли она присвоение ей звания Народного учителя заслуженным? Она не растерялась и ответила так: «Я из тех, про кого говорят: «От скромности не умрет». Скажу вам без ложной скромности: да, это нормально, это правильно. Благодаря своим ученикам, которые добились успехов, я себя чувствую уверенно и считаю, что это наша с ними награда».

«В садах Лицея»

nar-uchitel8.jpg

Лицей № 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина создавался как физико-математическая школа с углубленным изучением английского языка. Со временем здесь появились и другие профили, в том числе социально-экономический и гуманитарный, но физика и математика остались самыми престижными. Начальной школы в лицее нет, в основную и старшую детей принимают по конкурсу. В 2021 году на базе лицея был открыт детский технопарк «Кванториум».

35.jpg

Пять лет назад лицей № 14 полностью перешел в старшем звене на индивидуальные учебные планы, заменив классно-урочную систему предметно-урочной. Если раньше в 10–11 классе нужно было выбрать определенный профиль с соответствующим количеством часов (например, 11 часов математики, 7 часов физики и 3 часа информатики в физико-математическом классе), то теперь профиль как таковой не фиксируется. Помимо обязательного для всех минимума, соответствующего требованиям ФГОС, ученик может выбрать любой перечень предметов и любой из предложенных курсов каждого предмета (например, по математике предлагаются четыре курса – 5, 7, 9 и 11 часов).

По большинству предметов дети занимаются не классами, а группами, и может так получиться, что классный руководитель у кого-то из учеников в своем классе не ведет ни один предмет. Единственный предмет, который нельзя выбрать на углубленном уровне, – русский язык, зато есть три дополнительных филологических курса: «Зарубежная литература», «Трудные вопросы языкознания», «Теория и практика написания сочинения разных жанров».

Опыт обучения по индивидуальным учебным планам показывает, что каждый ученик за два года в той или иной степени корректирует свой выбор: меняет предметы или количество часов, переходит от одного учителя к другому. При этом максимально возможная нагрузка, как и в любой школе, по требованиям СанПиН ограничена 37 часами при шестидневной учебной неделе плюс часы на внеурочную деятельность.

36.jpg

Наряду с еще тремя школами Тамбовской области лицей № 14 является базовой школой РАН. Одним из региональных проектов, организованных ими совместно, стали «Математические среды», когда лучшие учителя математики давали уроки одновременно для учеников всех этих школ. В рамках проекта учителя взяли на себя обязательство не допустить переманивания учеников, если кому-то из них вдруг понравится в другой школе. Есть мнение, что это обязательство возникло из-за того, что одним из участников «Математических сред» была Ольга Чумичева.

Источник: Apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Народный учитель»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института