Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Педагог и повар: как две профессии соединились в одном человеке

  • /
  • 15 марта 2023

Педагог и повар: как две профессии соединились  в одном человеке
Фото: vo.apkpro.ru

В интервью журналу «Время образования» (декабрь, 2022) директор Департамента госполитики в сфере СПО и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин отметил, что успешными преподавателями и мастерами производственного обучения техникумов и колледжей зачастую становятся их недавние выпускники – ребята-«звездочки», прошедшие переподготовку в области педагогики.

Элина Тенгизовна Кобаидзе, мастер производственного обучения Северо-Осетинского государственного торгово-экономического колледжа (СОГТЭК), принадлежит к числу именно таких специалистов. Окончив это учебное заведение, она сразу стала здесь преподавать. В ее портфолио – многочисленные победы на профессиональных чемпионатах и конкурсах, в том числе на региональном этапе Всероссийского конкура «Мастер года – 2021».

«Рассказ о себе хочу начать с выбора жизненного пути. Я решила стать кулинаром. Но, как выяснилось, мне нравится работать с детьми. Мне повезло, так как две профессии – педагог и повар – соединились в должности мастера производственного обучения» – так начинается рассказ Элины о себе на одном из педагогических порталов. Здесь же размещен внушительный перечень ее достижений: от призового места на конкурсе чтецов, посвященном дню рождения Коста Хетагурова, до побед подготовленных ею студентов на различных конкурсах профессионального мастерства.

Повар против юриста

Студенткой Владикавказского торгово-экономического техникума (так до марта 2022 года назывался СОГТЭК) Элина стала в 2014 году, окончив 11-летку, пошла учиться на повара, а со второго курса еще и на кондитера. Интерес к этим специальностям сформировался в детстве: дедушка был поваром 6-го разряда, бабушка тоже любила готовить, так что первыми ее наставниками были они. Всевозможные блюда, в том числе традиционные для местной кухни осетинские пироги (с давних времен они считаются в Осетии национальной святыней), получались у Элины легко и оказывались очень вкусными.

В середине 2010-х годов одним из ключевых направлений развития СПО в России стало проведение профессиональных чемпионатов, и она активно в них участвовала. В финале III Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс», который проходил в Казани в мае 2015 года, заняла I место и получила золотую медаль в компетенции «Выпечка осетинских пирогов». Эта компетенция была представлена в финале впервые и выделялась среди других благодаря национальному колориту.

Одновременно с освоением поварского искусства Элина училась в вузе на юриста – поступила туда на заочное отделение. На этом настоял ее отец, считавший карьеру в правовой сфере оптимальной для своей дочери. Сама она, впрочем, к юриспруденции оставалась равнодушной, учеба казалась слишком теоретизированной, и вскоре документы из вуза Элина забрала. Чтобы убедить отца не препятствовать этому решению, с ним пришлось вести переговоры директору техникума Валерию Абиеву.

«Папа поначалу был немного против моей учебы в техникуме, но потом увидел, что я в разных конкурсах принимаю участие, что есть результаты. Даже начал гордиться, что у дочери все так хорошо получается», – вспоминает Элина.

Школа шоколада

Учеба в техникуме после 11 класса длится всего два года, и поначалу Элина планировала после получения диплома (разумеется, красного) пойти работать на производство. Но директор предложил ей преподавать. Сперва она предполагала, что задержится в техникуме ненадолго, но постепенно новая профессия ее увлекла.

povar5.jpg

Одним из аргументов в пользу продолжения работы в техникуме стало существенное обновление его материально-технической базы. В 1990-е годы здесь была одна плита и один жарочный шкаф – студенты стояли к ним в очереди, а как раз в середине 2010-х появилось современное оборудование для практической подготовки поваров и кондитеров, в том числе для демоэкзамена. В этом году планируется открыть хлебопекарню, где силами студентов хлеб будет производиться и для своей столовой, и для других образовательных организаций.

Чтобы совершенствовать свое мастерство и в поварском, и в преподавательском деле, Элина сразу после получения диплома начала повышать квалификацию. Вспоминает, что за первый год побывала на стольких курсах, сколько, по ее ощущениям, «люди и за пять лет не проходят». Училась, например, в Школе шоколада у Елены Сучковой – одной из самых известных кондитеров страны, осваивала карвинг –искусство вырезания фигурок из овощей и фруктов, а самое главное – прошла профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика» в Северо-Осетинском госуниверситете.

Соблюдай дистанцию

«Если честно, я очень сильно переживала, когда начала преподавать, – наверное, потому что разница в возрасте со студентами была очень маленькой. Первые три года попадались студенты, которые были старше меня. С девочками проще, а с мальчиками, особенно двухметровыми, когда они начинают немного дурачиться, сложнее. Я старалась быть максимально строгой, требовательной, соблюдать дистанцию.

Среди студентов находятся хитренькие, которые пытаются эту грань перейти, и моя задача – в нужный момент дать им понять, что делать этого не стоит», – рассказывает Элина. Среди студентов, по ее мнению, любителей теории немного – почти все предпочитают практику: «Теорию они не запоминают, на теоретических занятиях отвечают на тройку, а как только начинают готовить – сразу на пятерку. Его просишь что-то рассказать, пояснить, а он не может – у него все и так замечательно получается».

После выпуска Элина в качестве мастера производственного обучения стала вести у студентов учебную практику, то есть отработку теории здесь же, на установленном в техникуме оборудовании, и производственную практику – сопровождала их на предприятиях. Сейчас ее нагрузка – примерно 4 часа аудиторных занятий ежедневно, то есть больше ставки. Плюс к этому 1,5–2 часа внеурочной деятельности и подготовка к занятиям, занимающая немало времени.

В предыдущие годы она также была куратором групп (уже выпустила две группы), но сейчас из-за большой учебной нагрузки от этой работы ее освободили. Впрочем, по понедельникам Элина проводит «Разговоры о важном» с разными группами – в СОГТЭК эти занятия распределяются между преподавателями вне зависимости от того, являются они кураторами или нет.

Доброе слово

Главным качеством мастера производственного обучения Элина считает умение найти подход к каждому ребенку. Например, среди будущих поваров и кондитеров встречаются ребята замкнутые, которые большую часть времени предпочитают проводить в наушниках, отгородившись от окружающей действительности.

povar3.jpg

По мнению Элины, в таких случаях очень помогает доброе слово от преподавателя – «стоит хотя бы один раз похвалить, и человек раскрывается». А бывает и наоборот, когда приходится проявлять строгость и, например, проводить беседы с родителями.

Особая гордость мастера – когда благодаря его усилиям студентсереднячок, не проявлявший особого рвения и, казалось бы, не обладающий выдающимися способностями, начинает демонстрировать результаты. «У меня бывают случаи, когда сидит скромный мальчик, конспекты пишет, что-то отвечает иногда, а так его не видно и не слышно. А ты его начинаешь замечать, предлагать посильные задания, понемногу хвалить. Один такой студент однажды в знак благодарности подарил мне кекс – сам его приготовил и красиво упаковал», – вспоминает Элина.

Наставник

Наставник Элины Кобаидзе – директор СОГТЭК Валерий Абиев. Она рассказывает, что в процессе совместной работы ему зачастую не приходится произносить лишние слова – «тот случай, когда ты понимаешь наставника по взгляду». Валерий Батразович в Северной Осетии известен не только как педагог, но и как успешный ресторатор. Еще в студенческие годы, когда при подготовке к чемпионату в Казани нужно было «набить руку на пирогах», Элина проходила практику на его предприятии.

«Когда среди сотни студентов видишь одного, двух, трех, которые выделяются среди остальных своими способностями и трудолюбием, возникает в хорошем смысле слова корысть – сделать так, чтобы они остались работать в нашей системе. Так получилось и с Элиной. Мне даже пришлось убеждать ее отца, чтобы он не препятствовал ее выбору. И он понял, что у девочки хорошее будущее, что в этом направлении ей стоит развиваться», – рассказывает Валерий Абиев.

По мнению директора, помимо профессиональных навыков, Элина отличается активностью, настойчивостью и смелостью: «Она всегда готова отстаивать свою точку зрения, добиваться справедливости, может спорить и со мной, и с кем угодно». Ситуация, когда выпускники колледжа становятся преподавателями, для СОГТЭК привычна – в отличие от выходцев из высшей школы им не нужно время на адаптацию, и они чувствуют себя здесь в своей тарелке.

Выпускникам, нацеленным на преподавательскую карьеру, обычно предлагают год-полтора поработать лаборантом, после чего они могут стать преподавателями и кураторами групп. Главная сложность в удержании молодых специалистов – конкуренция с бизнесом, считает Валерий Абиев: «Знаю, что к Элине обращаются работодатели, предлагают возглавить цех или предприятие, но она все же остается у нас».

Хотя обычно считается, что мастер должен быть убелен сединами, близость по возрасту к студентам, по мнению Валерия Абиева, тоже может быть преимуществом – ведь молодой преподаватель понимает особенности мышления современных детей лучше, чем представители старшего поколения.

povar6.jpg

На фото в центре: министр образования и науки РСО-Алания Элла Алибекова и директор СОГТЭК Валерий Абиев

Мастер-эксперт

Сегодня Элина Кобаидзе сама является наставником, имеет статус федерального эксперта «Ворлдскиллс». В копилке достижений Элины множество примеров успешных выступлений ее студентов на различных профессиональных конкурсах, в том числе по приготовлению осетинских пирогов и осетинского пива. В 2019 году на очередном национальном чемпионате «Ворлдскиллс» ее студентка заняла второе место по хлебопечению. И, конечно, в Северной Осетии и других регионах работают по специальности ее выпускники. Среди них есть те, кто уже открыл свои кондитерские.

povar7.jpg

Элина стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года – 2021» в номинации «Поварское дело». «На первом этапе мы должны были предоставить свое портфолио, где указывались собственные достижения и достижения детей, – рассказывает она. – Второй этап – демонстрация видеоролика с ответом на все вопросы комиссии и открытый урок, темой которого я выбрала «Использование современных отделочных полуфабрикатов в кондитерском производстве».

Практически ежегодно в североосетинских СМИ появляются публикации об Элине Кобаидзе. Поводом становятся не только ее успехи на республиканских или общероссийских состязаниях, но и участие в массовых мероприятиях, таких, например, как приготовление пирога метрового диаметра на яблочном фестивале в Центральном парке Владикавказа. Тот случай, когда мастер производственного обучения, несмотря на молодость, является хорошо известным и уважаемым человеком в своем регионе.

Уроки технологии 

В последние полтора-два года в Северной Осетии активно развивается сотрудничество профессиональных образовательных организаций со школами – на базе техникумов и колледжей для учеников 8–9 классов проводятся уроки технологии. Это не отдельные профориентационные экскурсии, а цикл занятий по выбранной специальности. В Северо-Осетинском государственном торгово-экономическом колледже практически каждый преподаватель специальных дисциплин, в том числе Элина Кобаидзе, проводит в среднем 1–2 таких занятия в неделю.

povar4.jpg

Каждый колледж или техникум может взаимодействовать с определенным пулом школ, и дети выбирают интересующую их специальность из предложенного перечня. СОГТЭК предлагает порядка 15 направлений (поварское дело, строительное дело, туризм, бухучет, администрирование отеля и проч.), цикл из 10–12 занятий рассчитан на одну четверть. Например, если школьник выбрал хлебопечение, он изучает, что такое тесто, какие бывают виды и сорта муки, выпекает простейшие изделия и т. д. В этом году по окончании такого курса СОГТЭК планирует вручать школьникам сертификаты о его освоении.

Колледж сотрудничает со школами на основе договоров сетевого взаимодействия, но не берет с них деньги (это слишком сложно организовать, да и суммы символические), оплачивая преподавателям работу из стимулирующей части своего фонда оплаты труда. Для СОГТЭК это прежде всего социальная миссия, а также дополнительная возможность привлечения талантливых абитуриентов.

Несмотря на известность и востребованность колледжа в Северной Осетии, наверняка найдутся школьники, которые примут решение прийти сюда учиться именно благодаря урокам технологии.

Источник: Apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института