Проект Института // Новость
Образовательные путешествия в виртуальной реальности: как они создаются и как в них поучаствовать
- /
- 15 марта 2023
С развитием цифровых технологий учебные фильмы стали привычной и важной частью образовательного процесса. Они помогают детям воспринимать информацию, повышают эффективность обучения и дополняют материалы урока. А в последние несколько лет появилась новая разновидность учебных фильмов – с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). В Академии Минпросвещения России убеждены, что именно за такими фильмами будущее.
Фильмы, созданные с помощью VR/AR-технологий, можно разделить на две категории: интерактивные, где зритель сам выбирает, как будут развиваться события, и панорамные – c обзором на 360 градусов. В первом случае, как в компьютерных играх, от зрителя требуется участие, а во втором нужно только смотреть, слушать и вертеть головой. В образовательном процессе используются панорамные фильмы.
Для их просмотра применяются специальные очки с наушниками (шлем виртуальной реальности), так что зритель не отвлекается: не видит и не слышит ничего, кроме фильма. Он полностью погружается в созданную реальность, получает уникальный опыт присутствия и сопричастности: например, под ногами у него река, над ним летают птицы, а за спиной слышен звук падения камней.
В основе панорамных фильмов – технологии виртуальной реальности, но и дополненная реальность тоже используется. Например, благодаря 3D-моделям можно показать, как работает ядерный реактор.
Опыт Москвы
Впервые в нашей стране панорамные фильмы стали применяться в системе образования Москвы. Это были прежде всего профориентационные ролики, из них дети узнавали, как работают представители различных профессий – айтишники, дизайнеры, инженеры, архитекторы и т. д.
Во время просмотра такого фильма ребенок фактически может «примерить» на себя любую профессию. Однако он не просто видит картинку, как машинист управляет башенным краном, но и ощущает себя в кабине этого крана. Такое погружение в профессию невозможно средствами обычного кинематографа, не говоря уже о чтении литературы или профориентационном тестировании.
Один из профориентационных фильмов был снят в московской штаб-квартире Mail.Ru Group (ныне VК), и о своей работе рассказывали сотрудники разных проектов компании – картографического сервиса, UX-лаборатории, электронной почты. Были и другие тематические направления – например, школьникам предлагались виртуальные путешествия по многоконфессиональной Москве, по Третьяковской галерее, по местам, связанным с поэтами Серебряного века, и т. д. В общей сложности создано более 100 VR-фильмов, размещенных в библиотеке «МЭШ».
Интерес к ним в московских школах оказался велик: общее число просмотров превысило один миллион, и в 2020 году авторский коллектив под руководством Юлии Федоровой получил за этот проект премию Правительства Российской Федерации в области образования (официальная формулировка – «за систему учебных пособий нового поколения для обеспечения основных и дополнительных образовательных программ общего образования»).
В масштабах страны
Сейчас Юлия Федорова возглавляет Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения России, и проект по созданию VR-фильмов здесь получил второе дыхание. В отличие от московских практик, где в основе сюжета лежали столичные реалии, в объективе кинокамеры Академии – вся Россия. Образовательные путешествия, создаваемые командой педагогов и операторов, охватывают разные регионы страны. Ключевым приоритетом теперь является не просто профориентация и формирование у детей интереса к современным технологиям, но и представление достижений России в различных отраслях.
Первый цикл образовательных путешествий посвящен электроэнергетике. Он состоит из пяти серий (экскурсий): «План ГОЭЛРО», «Гидроэнергетика», «Теплоэнергетика», «Атомная энергетика» и «Единая электросистема России». Общая продолжительность цикла – около 15 минут (каждая серия – от 1,5 до 5 минут), что соответствует требованиям СанПиНа для учащихся.
Например, в первой серии школьники переносятся в зал Большого театра в момент утверждения плана ГОЭЛРО (для этого используется компьютерная реставрация), а во второй – на Саяно-Шушенскую ГЭС и одну из старейших ГЭС «Пороги» (Челябинская область), оборудование которой сохранились до наших дней почти без изменений. С помощью анимированной 3D-модели разъясняются принципы работы ГЭС. А в пятой серии с помощью диспетчерского щита и анимированной карты единой российской энергосистемы дети узнают, как обеспечиваются электроэнергией населенные пункты и промышленные объекты.
Второй цикл образовательных путешествий Академия Минпросвещения России посвятила космосу. Семь фильмов этого цикла сейчас находятся в производстве, их выпуск будет приурочен ко Дню космонавтики.
Как это делается
Процесс съемки VR-фильма во многом похож на съемку фильма обычного, разница в том, что процессы здесь более технологичны. Например, в кадр не должны попадать объекты, находящиеся ближе определенного расстояния, – ведь камера «видит» не только то, что находится на переднем плане, но и все вокруг, так что звукооператору при съемке, например, на улице приходится прятаться под ближайшей скамейкой.
Если при создании обычного фильма сценарист продумывает, что показать зрителю в прямоугольнике экрана, то при создании VR-фильма его задача усложняется: показывать нужно панораму, то есть учитывать весь обзор на 360 градусов. И, конечно, получившийся продукт должен быть безупречным с технической точки зрения, когда на «картинке» нет ни одного шва или тени от штатива.
Для создания отдельных фрагментов образовательных путешествий, которым в кадре может быть посвящено лишь несколько минут, съемочная группа Академии ездит в разные регионы России. Так, при создании восьмиминутной экскурсии «Атомная энергетика» коллеги побывали в Курчатовском институте (Москва), в мемориальном комплексе Обнинской АЭС (это первая в мире АЭС, прекратившая работу в 2002 году) и на действующей Калининской АЭС (Тверская область).
При наличии оборудования производством VR-фильмов может заниматься каждый – есть немало примеров, когда их снимали любители, запечатлев свою поездку на американских горках или оставив включенную камеру у берега озера, чтобы «поймать» пришедшего на водопой бегемота. Такие фильмы могут быть интересными и увлекательными, их немало в открытом доступе. Известны случаи, когда подобную продукцию, посвященную, например, природе российского Севера и, казалось бы, связанную с тематикой уроков географии, «умельцы» продавали школам.
Другой вопрос, что образовательной ценности такие фильмы не имеют – в отличие от фильмов, создаваемых командой Академии Минпросвещения России, «вписанных» в школьную программу, выверенных терминологически и стилистически, учитывающих потребности учителя и особенности детского восприятия. Их можно использовать на уроках не ради демонстрации красивой картинки, а для достижения заданных во ФГОС образовательных результатов.
Что для этого нужно
Если шлемов виртуальной реальности, необходимых для просмотра VR-фильмов, в вашей школе недостаточно или нет совсем, их можно сделать своими руками из подручных средств – картона и пластиковых бутылок. Инструкции на этот счет несложно найти в интернете, а сконструировать такие шлемы наверняка поможет учитель технологии.
В Академии Минпросвещения России выпустили партию коробочек «Библиотека виртуальных путешествий» с комплектом заготовок для самостоятельного конструирования шлема. Их раздают слушателям курсов, посвященных современным технологиям в образовании. На Всероссийском форуме классных руководителей в прошлом году такой комплект можно было получить в качестве приза за правильные ответы на викторине. По оценке специалистов Академии, далеко не все понимают, что использовать VR-фильмы на уроках совсем несложно, поэтому в Академии стремятся рассказать об этом как можно большему числу педагогов.
Почему это важно
Прежде всего VR-технологии – это интересно и привычно для современных детей. Фильмы такого формата создают у школьника дополнительный интерес к изучению того или иного предмета. Но дело не только в этом.
VR-фильмы, которые выпускает Академия Минпросвещения России, демонстрируют детям, во-первых, величайшие достижения нашей страны и, во-вторых, вклад в них представителей разных профессий. Ученики не просто видят современные высокотехнологичные рабочие места, но и ощущают их энергетику, примеряют их на себя, понимают, что «все работы» не только «хороши», но и тесно переплетены между собой. В условиях укрепления технологического суверенитета нашей страны VR-фильмы от Академии становятся важным элементом технологического просвещения.
Не случайно фильм «Электроэнергетика России» использовался учителями в разных регионах страны при проведении занятий «Разговоры о важном» по теме «Россия – мировой лидер атомной отрасли» в октябре прошлого года. Предполагается, что новый фильм об отечественной космонавтике будет продемонстрирован в апреле этого года на занятиях, посвященных Дню космонавтики. Различные серии фильма «Электроэнергетика России» учителя встраивают в свои уроки по физике, географии, истории.
Например, серию о гидроэлектростанциях можно показать на уроке географии в 6 классе при изучении использования энергии воды человеком, в 9 классе – при изучении темы «Сибирь. Особенности хозяйства» (в Сибирском федеральном округе расположена крупнейшая ГЭС – Саяно-Шушенская), на уроке физики в 7 классе – при изучении темы «Энергия движущейся воды». Серия о советском плане ГОЭЛРО будет замечательным дополнением к уроку истории в 10 классе. Серия об атомных станциях уместна на уроках физики в 9 классе при изучении ядерных реакций.
Вот некоторые отзывы участников Форума классных руководителей о фильме «Электроэнергетика России»: «Потрясающий фильм – яркие цвета, 3D-эффект, очень познавательно и информативно», «Узнала много нового, увидела электростанции с высоты птичьего полета, посмотрела интервью разных руководителей», «Не преподаю физику, но даже я заинтересовалась строением и принципами работы электростанций».
В планах Академии – дальнейшее расширение тематической линейки VR-фильмов, ориентированных и на ключевые темы школьной программы, и на обратную связь от педагогов, которые формулируют запрос на такого рода образовательные материалы, и на темы предстоящих занятий «Разговоров о важном». Кроме того, Академия будет обучать российских педагогов – слушателей курсов повышения квалификации использованию технологий виртуальной и дополненной реальности, предоставлять им методические материалы, вовлекать их в работу по созданию собственного контента.