Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Интервью с региональным министром // Новость

Элла Алибекова: «Результаты работы системы образования зависят прежде всего от эффективности управления»

  • /
  • 15 марта 2023

Элла Алибекова: «Результаты работы  системы образования  зависят прежде всего  от эффективности  управления»
Фото: vo.apkpro.ru

Успех нацпроекта «Образование» – во многом заслуга Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. Детальное планирование, контроль, упорство, готовность во все вникать и способствовать развитию системы – такой подход мотивирует всех, считает министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Элла Алибекова. В интервью журналу «Время образования» она рассказала о развитии кадрового потенциала, о мероприятиях в Год педагога и наставника, о воспитательной работе и выявлении талантов.

– Элла Маирбековна, начнем с вопросов о развитии кадрового потенциала системы образования республики. Что уже сделано, что планируется сделать в этом направлении?

– Здесь есть два аспекта работы – с управленческим корпусом и с педагогическим сообществом. Для развития управленческого корпуса мы привлекаем менторов – самых сильных руководителей образовательных организаций, определенных не по принципу «кто нам больше нравится», а на основе показателей эффективности деятельности. Эти показатели – измеряемые, находящиеся в открытых системах и не поддающиеся фальсификации – мы стали использовать в прошлом году. Чтобы объединить менторов и менти, нацелить их на достижение необходимых результатов, были проведены специальные тренинги.

Параллельно стартовала апробация механизмов аттестации руководителей образовательных организаций и кандидатов на должность руководителя. Скажу честно, у коллег из управленческого корпуса было выявлено большое число дефицитов, не все справились, не все смогли пройти аттестацию. Она состояла из трех этапов – портфолио, тестирование и публичная защита проекта, которая проходила открыто, любой желающий мог посмотреть трансляцию или запись.

Чтобы эти дефициты устранить, мы запускаем совместную программу с Академией Минпросвещения России для развития ключевых компетенций наших управленцев. Все же ресурсов, которыми располагает регион, пока для этого недостаточно. Будем обучать членов управленческих команд – не только директоров, но и их заместителей. Совместная программа будет состоять из тех же тематических блоков, по которым проводится тестирование.

ministr-rso6.jpg

– Теперь несколько слов о работе с педагогами. Как она организована?

Здесь мы впервые начинаем применять адресный подход. Проведена оценка предметных и методических компетенций почти 1,1 тыс. учителей (примерно шестая часть всех учителей региона), с учетом выявленных дефицитов сформированы адресные программы, уже обучены 200 учителей. Если апробация предложенной модели пройдет успешно, будем работать по ней дальше.

Одна из особенностей нашей работы с педагогами заключается в том, что мы им стали предлагать сдавать ЕГЭ. Сначала казалось, что никто не пойдет, что это унизительно для учителей, да и вообще почему они должны что-то доказывать? Но мы разъяснили, что по результатам такого ЕГЭ никакого наказания не будет, что учитель сам сможет сделать для себя выводы, понять, каких знаний ему не хватает, где нужно дополнительно что-то изучить. Да и его авторитет у учеников после этого возрастет.

Экзамен для учителей проводится в тех же условиях, что и для детей: мы используем задания текущего года, моделируем ситуацию с наблюдателями, камерами, экспертами. В те же дни пробный ЕГЭ сдают дети, многие учителя приходят вместе с ними, чтобы их поддержать. В прошлом году пришли 700 человек, в этом году записались более 1 тыс. Для нас это еще одна возможность увидеть предметные дефициты учителей и учитывать их при формировании индивидуальных образовательных маршрутов.

– Какую роль в укреплении кадрового потенциала играютпрофессиональные объединения педагогов республики?

– Создание условий для работы таких объединений – еще одно направление развития кадрового потенциала. Все началось с инициативы по объединению победителей различных профессиональных конкурсов, затем идея немного трансформировалась, и возникла Северо-Осетинская региональная общественная организация лидеров системы образования (ассоциация «Учитель года»). В нее вошли энергичные, результативные педагоги.

Один из примеров, когда эта ассоциация себя проявила, – создание обучающих роликов, небольших онлайн-курсов для педагогов. Обычно такие ролики набирали десятки просмотров, а тут счет пошел на тысячи. Я тогда только начинала работать министром, и сразу было понятно, что для педагогического сообщества республики такая поддержка со стороны опытных и успешных коллег очень важна.

Еще одна недавно зарегистрированная общественная организация – Ассоциация молодых учителей Северной Осетии. Она тоже сформировалась совершенно естественно, потому что у нас много площадок для молодых педагогов, в том числе Школа молодых педагогов, выездные тренинги по формированию команд. С предложением о создании своей общественной организации обратились и воспитатели – в таких случаях, когда есть содержательная «начинка» и люди готовы работать не для галочки, мы, конечно, готовы поддержать – помочь с помещением, оборудованием.

ministr-rso5.jpg

– В последние годы особую роль в работе с педагогами играют методисты и наставники. Как задействован их потенциал в Северной Осетии?

– По-моему, наш регион – один из немногих, где введена доплата педагогам за статус методиста или наставника – 5 и 7 тыс. рублей в месяц соответственно. В декабре 2021 года был подписан указ Главы Республики о дополнительных мерах стимулирования учителей, и в соответствии с этим указом мы разработали порядок присвоения статуса учителя-методиста и учителя-наставника. Статус присваивается на год и автоматически продлевается, если человек работает эффективно.

Методисты и наставники работают с молодыми педагогами, проводят открытые семинары, мастер-классы. Обычно делятся опытом на районном уровне, некоторые выходят на уровень региона. Отчетность о проделанной работе мы не запрашиваем – понятно, что люди становятся методистами и наставниками не из-за доплат, а потому что они хотят быть лидерами, делиться опытом. В основе оценки – обратная связь, которая показывает уровень их востребованности, как на платформе «Россия – страна возможностей».

– Есть ли уже результаты такой комплексной работы по развитию кадрового потенциала?

– Растущая активность педагогов в сочетании с понятными требованиями, сформированными в региональной системе образования, начинает давать первые результаты. Учителя из Северной Осетии стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы», Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации», Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Два наших учителя – призеры заключительного этапа конкурса «Сердце отдаю детям».

Единственный из ключевых федеральных конкурсов, где мы пока не добились успеха, – «Учитель года России». Это для нас точка роста, и региональный этап конкурса мы постарались провести максимально качественно и объективно.

– Какие мероприятия планируется провести в Северной Осетии в рамках Года педагога и наставника?

– Фотовыставки, в том числе на центральных улицах и площадях Владикавказа, циклы передач, посвященных учительским династиям, молодым педагогам, многочисленные марафоны, акции и многое другое. Именами выдающихся просветителей и педагогов республики будут названы улицы в новых микрорайонах Владикавказа, в других городах и населенных пунктах. Недалеко от здания нашего министерства появится Учительский сквер с доской почета, будет объявлен конкурс на создание арт-объекта «Учитель».

ministr-rso4.jpg

Подобные мероприятия направлены в том числе на дальнейшую популяризацию профессии педагога в республике. А она велась и раньше. В прошлом году самый высокий средний балл абитуриентов СПО был в нашем педагогическом колледже, и в этом году там будут вдвое увеличены контрольные цифры приема. По моим наблюдениям, в национальных республиках отношение к педагогам всегда было особенно уважительным, а сейчас, с учетом внимания первых лиц к нашей профессии, интерес к ней у молодежи будет все больше.

– Вы несколько лет работали в Москве, были директором большой школы. Полученный опыт пригодился в сегодняшней работе?

– Конечно. Я благодарна московской системе образования за те компетенции, которые там получила. Эта система эффективна, ориентирована не на процесс, а на результат, и в работе руководителя образовательного комплекса в Москве свобода сочетается с ответственностью. Все это мне помогает, к тому же я использую свой опыт участия в различных московских проектах, будь то укрепление кадрового потенциала или взаимодействие школ с социокультурной средой города.

Другой вопрос, что в системе образования Северной Осетии, в работе учителя и в отношении к учителю есть свои особенности – с ними я знакома по предыдущему педагогическому опыту, еще до переезда в Москву. Он тоже пригождается, я стараюсь сочетать универсальные управленческие инструменты и понимание специфики национальной республики.

– Разница в объемах финансирования не ощущается?

– Дело в том, что в Северной Осетии появились колоссальные возможности в рамках нацпроекта «Образование». Федеральное финансирование, которое мы получаем, даже больше, чем средства, выделяемые республикой, и сейчас у нас очень быстро обновляется инфраструктура. Мы вошли в пятерку субъектов Российской Федерации с самым большими ассигнованиями на капремонт, из 192 образовательных организаций на первом этапе в этот проект включены 66, следующая заявка на 70 школ. По итогам нацпроекта в прошлом году у нас на 100% израсходованы выделенные средства, 100% оборудования поступило в школы.

Вообще я исхожу из того, что результат работы системы образования зависит не столько от денег, сколько от эффективности управления, работы с педагогами, четкой постановки целей и задач и дальнейшей корректировки действий как на региональном, так и на федеральном уровне.

– Могли бы подробнее рассказать о взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации? Что Вам представляется особенно важным?

– Мне нравится, что сейчас в системе образования страны происходит централизация. Перед субъектами Российской Федерации ставятся актуальные и понятные задачи, одна из которых – создание равных условий для получения образования каждым ребенком вне зависимости от того, где он живет и в какой школе учится. Эта задача была сформулирована Президентом России.

С приходом Сергея Сергеевича Кравцова движение в этом направлении начали все школы страны, стартовал проект «Школа Минпросвещения России». Министр просвещения говорит, что в каждой школе должны быть, например, театр и спортивный клуб, и это важный показатель доступности качественного образования. Кстати, наша республика сейчас входит в пятерку по количеству созданных театров, и театр создается в школе, даже если число детей там минимально.

Успех нацпроекта в масштабах страны и конкретно в нашем регионе – во многом заслуга Сергея Кравцова. Детальное планирование, контроль с его стороны, упорство, готовность во все вникать и способствовать развитию системы – такой подход мы видим на каждом совещании, и это, безусловно, мотивирует всех. Многое сделано для усиления воспитательной работы, и это тоже заслуга Министра – давно обсуждаемые идеи были реализованы.

ministr-rso2.png

Возьмем те же «Разговоры о важном» – ведь поначалу далеко не все были уверены, что дети их правильно воспримут. Но содержание этих занятий оказалось настолько интересным, их темы быстро стали органичной частью не только школьного, но и семейного контекста. Помню, как мои сыновья, вернувшись с этих занятий, рассказывали о них, и мы вместе их обсуждали. Проект объединил наших классных руководителей, и сегодня он проходит в штатном режиме, как и поднятие флага, и исполнение гимна.

В национальных республиках и раньше уделялось много внимания вопросам воспитания, но то, что сейчас эта работа в масштабах страны стала системной, радует меня и как руководителя, и как маму.

– Что, на Ваш взгляд, должно измениться и уже изменилось в работе Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования? Какие у него приоритеты?

– Институт является оператором большинства наших проектов – это и работа с педагогическими ассоциациями, наставниками и методистами, и поддержка школ с низкими образовательными результатами, и переход на обновленные ФГОС, и проект взаимообучения муниципалитетов, который мы запустили впервые, и многое другое.

Если раньше институт сам разрабатывал образовательные программы и сам оценивал результаты их освоения, то теперь механизм изменился. Программы проходят экспертное обсуждение, согласовываются с начальниками профильных отделов центральных республиканских учреждений, а оценкой результатов занимается Республиканский центр оценки качества образования.

В институте должны вести занятия не только штатные сотрудники, но и привлеченные специалисты. Пусть будут совместные программы, когда методическим компетенциям обучают преподаватели института, а предметным – преподаватели классического университета. С учетом такого подхода мы корректируем госзадание института.

– Каких результатов Вы хотели бы достичь в системе образования республики в ближайшей перспективе?

– Назову два таких результата. Первый – с участием наших ребят в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Большое внимание мы стали уделять объективности проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиады. В прошлом учебном году число детей, прошедших на региональный этап, снизилось почти в два раза, а в этом году снова зафиксирован рост. Мы используем задания, разработанные в Центре педагогического мастерства в Москве, платформу «Сириус». Недавно был открыт Республиканский центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Вершина», где детей готовят в том числе к Всероссийской олимпиаде.

Способности и таланты наших детей пока не раскрыты в полной мере, так что будем еще активнее работать в этом направлении, создавать стимулы для педагогов. Параметры, связанные с успехами учеников на олимпиаде, «зашиты» во все показатели результативности, в том числе в стимулирующие выплаты.

ministr-rso3.jpg

А второй результат – сокращение доли школьников, которые не преодолевают минимальный порог на ЕГЭ.

Число нарушений на экзаменах за последние два года уменьшилось с 328 до 88, и мы продолжаем работать над повышением качества и процедуры проведения ЕГЭ и подготовки к нему. Развиваем углубленное изучение отдельных предметов, проводим пробные экзамены, задействуем онлайн-ресурсы и так далее. По некоторым предметам, в том числе по профильной математике, результаты выросли, так что будем работать дальше.

Источник: Apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Интервью с региональным министром»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Проект Института