Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Педагогический ДАР»: как в Омской области сформировалось сообщество молодых педагогов

  • /
  • 31 марта 2022

«Педагогический ДАР»: как в Омской области сформировалось  сообщество молодых педагогов
Фото: vo.apkpro.ru

В числе инициатив, успешно реализованных при поддержке Министерства образования Омской области и Института развития образования Омской области, – Региональная проектная лаборатория молодых педагогов, имеющая отделения в каждом муниципалитете. Лаборатория создает возможности для развития горизонтальных связей в педагогической среде, помогает молодым учителям преодолевать профессиональные трудности и способствует тому, чтобы они не разочаровывались в выбранной профессии и оставались работать в школе.

Идея создания проектной лаборатории возникла в середине 2010-х годов как альтернатива традиционным советам молодых учителей, на заседаниях которых обсуждались в основном вопросы трудоустройства и зарплаты, а типичные профессиональные проблемы, связанные с повседневной работой молодого специалиста, оставались в стороне.

Как показало исследование Института развития образования Омской области, эти проблемы в меньшей степени касаются предметных компетенций педагогов и в большей степени связаны с их взаимодействием с детьми, а также с более опытными коллегами. Ведь молодые учителя в школе оказываются в центре внимания – от них ждут новых идей и новых проектов. Бывает так, что молодой учитель не приживается в коллективе, разочаровывается в профессии и уходит из школы.

41.jpgНаталья Ляшевская, заместитель руководителя Региональной проектной лаборатории и заведующая Учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании Института развития образования Омской области:

«Стало очевидно, что в регионе необходимо создать новые возможности для информального образования молодых педагогов, чтобы они сами определяли, чем будут заниматься, и доказывали свою эффективность не разговорами, а образовательными проектами. Участвуя в этих проектах, они могли бы формировать и совершенствовать свои методические компетенции».

Региональная проектная лаборатория была открыта в 2015 году. В основе ее работы – каскадная модель: в каждом из 33 муниципалитетов действуют муниципальные лаборатории (в Омске – самом большом муниципалитете – лаборатории также есть в каждом из 5 городских округов). Ключевую роль в работе лаборатории на региональном уровне сегодня играют шесть человек, имеющие статус наставников, и Наталья Ляшевская – один из них. Каждый наставник курирует несколько муниципальных лабораторий – вместе с их руководителями он участвует в планировании работы и определении направлений проектов.

«Набирается команда молодых педагогов из муниципальных районов Омской области для проведения игр в рамках реализации проекта «Игры старого двора» для детей от 7 до 17 лет на базе детского оздоровительного лагеря имени Петра Ильичева. Занятость: с 8:00 до 19:00. Питание бесплатно, за счет принимающей стороны». Так выглядит одно из объявлений прошлых лет на сайте Региональной проектной лаборатории – приглашение поучаствовать в волонтерском проекте, рассчитанном на детей из неблагополучных семей, приехавших на отдых в летний лагерь.

feskov-a.s..jpgАндрей Феськов, учитель информатики Красноярской средней школы, стал инициатором этого проекта. В тот период он был руководителем проектной лаборатории Любинского муниципального района, а ныне имеет статус наставника и занимает должность заместителя директора школы. Смысл проекта в том, чтобы молодые учителя отвлекли детей от гаджетов и научили их иначе проводить время – играть в игры, в которые они сами играли в детстве. Отдача от проекта – и для детей, которым уделили внимание, и для самих учителей, которые приобрели опыт организационной и воспитательной работы.

Ежегодно на региональном уровне лаборатория инициирует порядка десяти проектов, которые посвящены, например, функциональной грамотности и формированию навыков XXI века (в каждом муниципалитете уделяли внимание одному навыку), исторической памяти (в канун Дня Победы молодые учителя истории создавали методические разработки для проведения исторической викторины), организации форумов и так далее. Многие молодые педагоги становятся наставниками в проекте «Будущий учитель – учитель будущего», собственным примером демонстрируя школьникам преимущества учительской профессии.

Если поначалу проекты были исключительно волонтерскими, то со временем возникла идея побороться за гранты на их реализацию как на региональном, так и на федеральном уровне. В 2019 году на молодежном форуме «Ритм», организованном при поддержке губернатора Омской области, молодые педагоги «забрали» 8 из 16 грантов на социальные проекты. Андрей Феськов вспоминает, что именно тогда он стал обладателем своего первого гранта – на оборудование для занятий с детьми 3D-моделированием, а сегодня он работает одновременно по трем грантам на общую сумму около 1 млн рублей.

dsc09396.jpg

Региональная проектная лаборатория вышла за пределы Омской области, подключив к своей работе молодых учителей из сопредельных территорий в рамках Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века». В 2020 году Наталья Ляшевская представила международный проект «STARTup педагогического мастерства» на XVII Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия» (одном из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей») и одержала победу в номинации «Моя педагогическая инициатива».

Взаимодействие педагогов из разных муниципалитетов в рамках Региональной проектной лаборатории сегодня осуществляется в основном через интернет. 

sugonyak-a.s.-2.jpg

Антон Сугоняк, учитель информатики гимназии города Тюкалинска, в прошлом руководитель лаборатории Тюкалинского района, а ныне наставник, поддерживает Сайт лаборатории и группу в «ВК». У молодых учителей есть свой журнал «Педагогический ДАР» (Д – «деятельность», А – «активность», Р – «результат»), где они публикуют свои методические разработки, рассказывают о своих проектах и дают рекомендации коллегам.

 

 

 

1-1.jpgНадежда Лисицина, учитель английского языка школы № 144, – наставник муниципальной лаборатории города Омска. Надежда – одна из самых известных и активных педагогов региона (только в прошлом году она представляла Омскую область на Всероссийском форуме молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство» и на I Всероссийском форуме классных руководителей). Она подчеркивает, что участие в работе лаборатории для молодого учителя может быть только добровольным. Одних эта работа не заинтересует, другие будут просто участниками проектов, но будут и те, кто проявит инициативу и лидерские качества, станет организатором, а в дальнейшем этот опыт наверняка поможет в профессиональном развитии и в карьере.

На сегодняшний день в орбиту Региональной проектной лаборатории вовлечены около 700 учителей из всех районов. 

За семь лет она стала кузницей кадров – например, в 2019 году все три призовых места на конкурсе «Учитель года Омской области» заняли руководители муниципальных лабораторий. Результаты ее работы позволяют говорить о наличии в Омской области профессионального сообщества молодых педагогов – коллег, объединенных общими целями, реализующих общие проекты и помогающих друг другу в решении профессиональных задач. 

dsc09545-(2).jpg

qr13.jpg

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института