Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Школа умного руководителя»: решение новых задач

  • /
  • 31 марта 2022

«Школа умного  руководителя»:  решение новых задач
Фото: vo.apkpro.ru

Одной из особенностей системы образования Омской области является постоянное взаимодействие между управленческими командами различных муниципалитетов. В числе основных задач этого взаимодействия – организация командного наставничества на межмуниципальном уровне, а также тиражирование и масштабирование практик, показавших свою высокую эффективность.

qr7(2).jpg

qr8(2).jpg

О том, что качество работы муниципальных органов управления образованием необходимо улучшить, в Министерстве образования Омской области задумались еще в конце 2012 года. Курировать это направление стала Татьяна Дернова, в тот период назначенная первым заместителем министра.

Вступив в должность, она сразу познакомилась с руководителями всех 33 муниципальных органов управления образованием. «При первом общении стало понятно, что коллеги далеки от содержания образовательного процесса, что главной своей задачей они считают создание комфортных условий: чтобы в школах было тепло, чтобы не текли кровли, – вспоминает Татьяна Васильевна. – Друг друга они не знали – встречались только на августовских конференциях и других региональных совещаниях, причем были там пассивными слушателями».

dsc08497.jpg

И тогда Татьяна Дернова вместе с ректором Института развития образования Омской области Татьяной Горбуновой стали регулярно выезжать в муниципалитеты, знакомить руководителей муниципальных органов управления образованием друг с другом, создавать условия для формирования на местах команд управленцев, готовых повышать доступность и качество образования. Это оказалось непросто: Татьяна Дернова – ныне заместитель Председателя Правительства и Министр образования Омской области – вспоминает, что коллеги из муниципалитетов поначалу не отличались особой активностью. Прошел не один год, прежде чем они привыкли к новому формату и стали вместе работать на результат.

Одним из инструментов работы с муниципальными руководителями являются программы повышения квалификации, реализуемые Институтом развития образования ежегодно в январе. Например, в 2015 году такая программа была посвящена созданию условий функционирования и развития муниципальных систем образования, в 2016 году – управлению повышением качества образования, в 2017 году – оценке качества образования. Тема 2020 года – «Навыки XXI века: содержание и технология достижения», 2021 года – «Реализация компонентов управленческого цикла как условие повышения качества образования на муниципальном уровне».

Организуя работу с муниципалитетами, Министерство образования Омской области в разные годы использовало разные подходы. В их числе синхронная реализация управленческого проекта одновременно в нескольких районах (2014–2017 годы), реализация межмуниципальных проектов (2018/2019 учебный год) и другие.

Благодаря проектному подходу удается сделать акцент на тех или иных задачах, важных для конкретного муниципалитета в конкретный период, будь то управление качеством образования, методическая работа, профориентация, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, сетевые формы реализации образовательных программ и многое другое.

В 2020/2021 учебном году была организована передача лучших практик, реализуемых в муниципалитетах-наставниках, другим муниципалитетам, для которых эти практики были в новинку и которые получили статус наставляемых. Было отобрано пять пар муниципалитетов, причем перечень лучших практик, предназначенных для трансляции, определялся в региональном Министерстве образования (о передаче двух практик Марьяновского района коллегам из Омского района мы рассказываем подробнее).

Нынешний 2021/2022 учебный год посвящен совершенствованию управленческих механизмов в муниципальных системах образования. Сформированы пять «триад», в каждой из которых есть ментор, советник и стажер, представляющие разные районы. В роли наставляемых – руководители или и.о. руководителей муниципальных систем образования, назначенные на эту должность недавно, а в роли менторов и советников – более опытные управленцы. Представители оставшихся 18 муниципалитетов формально в проект не включены, но они все равно участвуют в его мероприятиях как эксперты и анализируют достижения коллег.

Сегодня командное наставничество на межмуниципальном уровне, тиражирование и масштабирование практик, показавших свою высокую эффективность, в Омской области осуществляется в рамках регионального подпроекта «Школа умного руководителя», который является составной частью региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка». В свою очередь, эти проекты реализуются в рамках одноименных федеральных проектов национального проекта «Образование».

idv-7073.jpg

По мнению Татьяны Горбуновой, благодаря этой работе руководители муниципальных органов управления образованием региона сегодня объединены в обучающееся сообщество и развиваются как лидеры вверенных им систем. Одной из задач подпроекта является поддержка начинающих: ведь руководителями муниципальных органов управления образованием чаще всего становятся директора школ, и для них работа в новом качестве – это новый масштаб и новые, незнакомые ранее задачи. Другая задача подпроекта – взращивание муниципальных лидеров, не только детально разбирающихся в вопросах развития системы образования, но и способных создавать свои команды, вести за собой людей. Зачастую такой подход к работе с управленческими кадрами становится альтернативой жесткому администрированию, считает Татьяна Горбунова. К тому же муниципальные руководители глубже погружаются в проблемы школы, лучше понимают региональные и федеральные тренды, что дает им моральное право требовать результаты и от директоров школ.

31.jpgТатьяна Дернова, заместитель Председателя Правительства, Министр образования Омской области:

«Создание региональной команды образовательных управленцев, которые разделяют общие идеи, понимают, что нужно делать, и движутся в одном направлении, стало важным достижением системы образования Омской области. В основе нашей совместной работы лежит проектный подход, и эта работа, как на уроке в школе, начинается с планирования результатов. И, конечно, особую роль здесь играет взаимное обучение, когда команды муниципалитетов обмениваются опытом и передают друг другу свои лучшие практики»

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института