Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Интервью с региональным министром // Новость

Илья Бронштейн: «Самый главный вызов – обеспечить местами в образовательных организациях всех детей»

  • /
  • 31 марта 2022

Илья Бронштейн: «Самый главный вызов – обеспечить местами в образовательных  организациях всех детей»
Фото: vo.apkpro.ru

Работа руководителя региональной системы образования заключается в том, чтобы, с одной стороны, уделить достаточное внимание условиям получения образования – сделать их современными, комфортными, достойными, с другой стороны – стимулировать ребят к более высоким результатам и более высокой конкурентоспособности, считает министр образования Московской области Илья Бронштейн. В интервью он рассказал о механизмах принятия управленческих решений, об отборе кандидатов на должности директоров школ и о том, как за один год вдвое увеличить число победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников от региона.

— Илья Михайлович, Вы стали руководителем региональной системы образования, которую можно назвать одной из самых сильных в стране. Чем объяснить ее успехи? Какие новые векторы Вы наметили для ее дальнейшего развития?

bronshtejn1.jpg

— Ключевой фактор успешного развития системы образования Московской области – очень сильная команда губернатора. Она не ограничивается теми, кто работает в Правительстве Московской области, в Министерстве образования и в других министерствах. В нее также входят главы районов и городских округов, руководители управлений, работники муниципалитетов, директора образовательных организаций.

Принимаемые нами решения – это решения командные. Они рождаются в первую очередь от тех сигналов, которые мы получаем сверху, и на основе того, о чем говорят люди. В Московской области есть замечательная система очень быстрой обработки обращений граждан «Добродел», и основные дефициты мы видим там.

Понятно, что есть общая стратегия развития системы образования Московской области, система ключевых показателей и мотивирующих мониторингов, и этими управленческими механизмами мы пользуемся. Но еще важны инфраструктурные изменения. Московская область – очень быстро растущий регион, и первый, самый главный вызов – обеспечить местами в образовательных организациях всех детей. Наш контингент ежегодно прирастает более чем на 40 тыс. человек, и столько образовательных организаций, сколько строит Московская область, не строит никто. В год мы вводим сейчас более 30 новых школ.

Это постоянный процесс, который требует от нас как управленцев системы образования особого внимания и включенности – не в смысле строительства, этим занимается специализированное министерство, а в части поиска кадров, оснащения зданий. Нужно сделать так, чтобы каждое здание было наполнено качественным, полезным, современным оборудованием. Нужно найти учителей, директора, который сможет принять на себя ответственность за управление новой школой, в которую вложены большие деньги и которую очень ждут жители.

И мы не можем допускать здесь промашек. Не может быть ситуации, когда мы построим объект за несколько миллиардов бюджетных денег, а человек, который его возглавит, его команда не смогут сделать из него школу.

06.jpg

— Как Вы ищете директоров школ? Кто чаще всего приходит на эту должность?

— Вопреки распространенному мнению людям, которые работали директорами школ в Москве, в нашей системе работать сложно. Все-таки у нас другая структура, поскольку школы преимущественно муниципальные – здесь своя специфика, нужно соответствовать требованиям, которые абсолютно справедливо предъявляет муниципалитет, ориентируясь в первую очередь на свой уклад жизни.

У нас есть коллеги, которые работали в Москве и сейчас являются директорами подмосковных образовательных организаций, но в общем числе их не очень много. Наш самый главный инструмент – так называемый рекрутинг-центр, его работа напоминает работу московской аттестационной комиссии, с той разницей, что здесь есть в том числе некое психологическое тестирование, психологическая поддержка – достаточно мощный блок. И еще есть представление концепции – не столько формат ответов на вопросы, сколько готовность руководителя и кандидата в руководители образовательной организации представить комплексное видение ее развития.

Первый этап – это тестирование, очень похожее на московское, второй этап – представление концепции развития. Оно проходит не в прямом эфире опять же в силу муниципальной специфики – в Балашихе не интересна специфика, присущая Луховицам, и наоборот. В большую комиссию входят самые уважаемые директора, руководители управлений образования, заместители глав городских округов, курирующие сферу образования. Обязательно участвуют представители муниципальных систем образования, которые представляют свой округ вместе с кандидатом. Их вопросы, как правило, самые точные, самые значимые и весомые: позиция муниципалитетов всегда очень важна.

Сегодня в кадровом резерве состоят более ста человек, и директор в Московской области может назначаться только из числа людей, прошедших рекрутинг-центр и получивших соответствующую рекомендацию.

— В Московской области уделяется очень большое внимание участию детей в интеллектуальных состязаниях. О каких результатах здесь можно говорить?

— Мы обеспечиваем большой охват таких мероприятий. В прошлом учебном году на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Московской области участвовали в три раза больше детей, чем три года назад, а на заключительном этапе мы получили в два раза больше дипломов победителей и призеров, чем в предыдущем году. С учетом ограничений пандемии – как вы помните, все одиннадцатиклассники, прошедшие на заключительный этап, были признаны призерами, – у нас был 91 диплом, а в прошлом году – 183 диплома.

Это просто колоссальный прорыв, который произошел благодаря тому, что мы выстроили работу по массовому вовлечению ребят в олимпиады и интеллектуальные конкурсы. Очень радуют успехи в Национальной технологической олимпиаде. Московская область – уникальный регион, у нас восемь наукоградов, очень большой спрос на инженерно-технические направления, ребята воспитываются в семьях, которым очень близки темы конструирования, инженерных решений, авиационной, космической, оборонной и другой промышленности.

Национальная технологическая олимпиада очень помогает ребятам самореализоваться – уже 9 тыс. человек участвуют в финалах Национальной технологической олимпиады Junior, 32 тыс. – в основной олимпиаде, и это дает результаты

08.jpg

— Вы начали работать в Министерстве образования Московской области в 2018 году в должности первого заместителя министра, в мае 2021 года стали министром. Какие цели Вы ставили перед собой? Есть ли достижения? Или сами цели уже поменялись?

— До назначения в Министерство образования Московской области я был директором школы в Москве, и, конечно, когда жизнь так круто поменялась, я попробовал сформулировать цели.

Нужно сказать, мне очень помогла беседа с Исааком Иосифовичем Калиной, в тот период возглавлявшим систему образования города Москвы, а ныне президентом Академии Минпросвещения России. Он помог собрать разрозненные идеи в большую цель. Эта цель, как я ее формулирую, – высокая конкурентоспособность выпускников городских школ и достойные условия обучения, социализации, дальнейшего труда на своей территории, на своей земле для выпускников сельских школ.

Вся наша работа – это баланс между тем, чтобы уделить достаточное внимание условиям получения образования: сделать их современными, комфортными, достойными – и одновременно стимулировать наших ребят к более высоким результатам и более высокой конкурентоспособности. Это важно в силу специфики нашего положения.

Помню, в Москве говорили, что московские ребята конкурируют за места в лучших московских вузах с лучшими выпускниками школ всей страны. А мы в Московской области говорим, что наши выпускники конкурируют за места в лучших московских вузах с лучшими выпускниками всей страны и Москвы. Поэтому мы должны им всячески помогать, поддерживать их, давая возможность на равных бороться за места в лучших вузах. Это ключевой момент.

— Московская область находится в первой пятерке регионов в мотивирующем мониторинге субъектов Российской Федерации, и это очень достойный результат, постоянный, стабильный. К каким достижениям системы образования Московской области Вы лично имеете отношение? Чем можете гордиться? Что считаете своим результатом?

— Результат, как я уже говорил, всетаки не мой личный, а всей команды.

Три года назад мы ушли от ситуации, когда в региональной системе образования существовали по сути два рейтинга руководителей образовательных организаций. У них была разная специфика, они были обоснованы и уместны, но все-таки мы от них ушли и задали единый стандарт работы школ (сейчас это большие многоуровневые комплексы), определив траекторию движения и критерии рейтинга.

Рейтинг создавался при моем скромном участии, и его, если так можно сказать, «фишка», его специфика – это параллельная оценка и результатов, и процесса. Такой подход позволил школам, которые отчасти были недооценены и лишены акцентного внимания, подняться, поверить в себя. В рейтинге у нас «взлетели» сельские школы, где была очень качественно выстроена работа по социализации ребят, и такая достойная оценка послужила мотивацией для руководителей и педагогических коллективов.

Когда рейтинг выстраивается, он делится на три зоны – зеленую, желтую, красную, и наша задача – работать так, чтобы красной зоны не было. Если раньше для попадания на последнее место в зеленой зоне достаточно было продемонстрировать результаты ЕГЭ на среднерегиональном уровне и не иметь ни одного дипломанта олимпиады на региональном этапе, то теперь для этого результаты ЕГЭ должны быть выше среднерегионального значения почти на целый балл, а число дипломов регионального этапа олимпиады – не менее семи.

Таким образом, скорость постоянного движения региональной системы образования во многом задается рейтингом, на который школы просто ориентируются.

Говоря о наших достижениях, много примеров можно перечислить. В Московской области сеть площадок подготовки к Национальной технологической олимпиаде – самая большая в стране, у нас самое большое количество участников Российского движения школьников – более 180 тыс. ребят включены в эту работу.

09.jpg

— По образованию Вы историк – учитель истории и обществознания. Знания истории помогают в управленческой работе?

— История – наука универсальная, там и считать приходится, особенно в археологии, которой я увлекался. Историческая наука задает формат восприятия окружающей действительности, в том числе политического, и понимание взаимосвязей, процессов, происходящих в обществе. Это важно для управления такой сложной системой, как образование, где результаты ребят ты узнаешь через длительное время. И ты должен эти результаты прогнозировать, просчитывать, принимая решения здесь и сейчас, понимая, как каждое твое действие скажется на будущих результатах ребенка.

Возможно, тебя уже не будет, а результаты твоих решений будут работать. Это особая ответственность, и уроки истории, мне кажется, здесь очень полезны.

— Каким Вы видите образование Московской области через 3 –5 лет?

— Передовым. Московская область – это модель России. То, что «работает» в Московской области, применимо в любом регионе нашей страны. В то же время можно говорить об уникальности нашего положения, того пространства, в котором мы находимся, тех людей, которые здесь живут, той социально-экономической инфраструктуры, которая здесь сложилась.

И мы как модельный регион должны найти наиболее эффективные решения. Именно найти, а не только выработать. Главное – что мы находимся в постоянном поиске, а найденные решения, которые нам представляются правильными, адаптируем под специфику Московской области и стараемся внедрить.

Благодатную почву для этой работы дает то колоссальное внимание, которое в Московской области сегодня приковано к образованию. Если бы не было такого единодушия, личного внимания к образованию губернатора, поддержки с его стороны, мы бы так не продвинулись. Достаточно сказать, что сейчас по президентской программе капитальный ремонт будет проведен в 70 школах, 30 детских садах и 6 колледжах. И все это мы сделаем за один год, не считая строительства 30 школ в год и десятков детских садов.

Мы многое делаем для развития кадрового потенциала системы образования, осуществляем поддержку учителей – например, учителя могут воспользоваться льготной ипотекой, и государство погасит большую часть платежей. Есть соответствующие выплаты директорам школ. Все это создает очень благоприятную почву, когда мы вместе с коллегами – с директорами, с заведующими детскими садами можем находить решения, «приземлять» их, давая импульс для внедрения и развития.

Думаю, образование Подмосковья в перспективе трех – пяти лет – это передовое образование не только в нашей стране, но и среди многих других стран.

qr5.jpg

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Интервью с региональным министром»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Проект Академии