В фокусе внимания // Новость
Работа науки в цифровой среде применима к любому предмету
- /
- 31 марта 2022
Людмила Дудова, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы МПГУ, председатель Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки.
Людмила Дудова, один из авторов верифицированного цифрового образовательного контента, руководитель коллектива разработчиков контента по русскому языку, рассказала в интервью нашему журналу о значимости федерального проекта «Цифровая образовательная среда» для каждого участника образовательного процесса и о том, что умная образовательная среда не только помогает учителю проводить современные уроки, но и способствует творческому поиску, профессиональному общению и непрерывному развитию.
Современный цифровой урок русского языка
– Что же такое современный цифровой урок русского языка? Какой он?
– Мне кажется, что современный урок русского языка не может быть нецифровым. Мы живем в эпоху информационных технологий и четвертый год находимся в процессе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», поэтому если мы говорим о современном уроке, то это, конечно, урок с использованием цифровых технологий. Совершенно очевидно, что работать с детьми и не демонстрировать владение этим инструментарием сегодня просто нельзя.
– А как устроен такой урок?
– Цифровой урок русского языка предполагает обязательное наличие сценария, и это, надо сказать, довольно сложно для учителей. Такой урок строится исключительно на очень жесткой алгоритмизации, очень жестком продумывании каждого шага, очень жестком хронометраже, потому что нужно очень четко отвечать на два вопроса: что узнает и чему научится ребенок в рамках 45-минутного регламента? Это первое. Второе – очень четко нужно себе представлять, какой именно инструментарий будет использоваться, какие типы электронных образовательных ресурсов или материалов мы будем подключать, которых огромное множество, и это зависит от типа урока, от места использования этого инструментария в уроке. Здесь необходимо, чтобы учитель обладал еще и довольно большой суммой знаний, связанных именно с инструментарием, поэтому цифровой урок предполагает очень четкое представление композиционного включения этого материала в урок с целью достижения тех задач, которые мы решаем на конкретном уроке. И третий момент, очень характерный для цифрового урока, помимо наличия четко продуманного сценария и реализации потенциала, который связан со знанием информационной образовательной среды, – это, конечно же, соответствующее оборудование, которое мы должны использовать на уроке, поскольку разные электронные образовательные материалы предполагают обращение к разным источникам, разному оборудованию. Это, пожалуй, общие характеристики, которыми отличается современный цифровой урок.
– С цифровым ресурсом учителю наверняка проще работать, потому что всегда известно, сколько времени понадобится: если это видеофрагмент, известен его хронометраж; если это тренажер или эксперимент, известно то время, которое предположительно будет затрачено учениками на работу с ними. Получается, такой урок конструировать легче?
– На первый взгляд, нам показалось, как это здорово и замечательно, и мы пошли по пути активного использования электронных образовательных ресурсов, которых, к счастью, применительно к нашему предмету огромное количество. И тебе хочется это взять и это взять... И ты думаешь: «Вот это на 100% будет отработано, и ребята хорошо возьмут этот материал». И появляется опасность «меню», предоставляющего изобилие блюд, и только опытному учителю, который чувствует каждую минуту на уроке, которая должна быть использована по назначению, удается выбрать именно тот ассортимент, который будет работать конкретно на этот урок, в этой части урока, в этом типе урока и т.д. Когда все складывается, и мы видим, как ребята быстро работают с этим материалом, а ты можешь дать им больше, то ты понимаешь, что сегодняшний цифровой урок с учетом особенностей современных детей требует определенной подготовки и повышения квалификации педагогов.
– То есть и подготовка к цифровому уроку экономит время учителя, и непосредственно проведение такого урока экономит время урока, и учитель успевает с ребятами сделать больше?
– Безусловно, экономит, потому что рутинную работу, например написать что-то на доске, мы просто исключаем, и здесь нам на помощь приходят цифровые инструменты. Второе – дети даже при очень разной подготовке быстрее справляются с заданиями, и, следовательно, когнитивные компетенции у них формируются быстрее. Совершенно точно, что цифровой урок может быть более насыщенным по дидактическому материалу, такие возможности есть.
– Как Вам кажется, какие типы цифровых образовательных ресурсов будут востребованы у педагогов России?
– Я бы даже не выделяла какой-то один тип. Наш опыт показывает, что педагоги используют самые разные типы – это зависит от того, где используется ресурс, от типа урока. Это могут быть материалы, связанные с иллюстративным материалом, с обращением к источникам информации.
– Хорошую иллюстрацию не так легко найти.
– Не то слово. А если учитывать, что нужно соблюдать авторские права, то найти достоверный источник и проверить его совсем сложно. За этим материалом следует система вопросов, задания и т.д. Если мы говорим об уроке развития речи, а такой тип урока есть, то это материал, обращенный к использованию текстовых ресурсов: нужно дать разные типы текстов, нужно дать тексты с разной стилистической окрашенностью и т.д. Если это урок на закрепление материала, то это, как правило, электронные образовательные ресурсы, связанные с тестовыми технологиями. Мы посчитали, что при изучении курса русского языка с 5 по 9 класс мы использовали около 35 видов электронных образовательных ресурсов, каждый из которых по-своему хорош и уместен. Тем не менее, повторюсь, современный урок русского языка, как, наверное, и любого другого предмета, уже не может проводиться без использования цифровых ресурсов, это точно.
Цифровой контент, нужный учителю
– Каким все-таки должен быть цифровой ресурс, чтобы он был максимально эффективен для учителя и полезен для ученика?
– Вы знаете, он в первую очередь должен быть проверен практикой. Он должен быть подобран и апробирован не один раз и желательно мудрым и опытным учителем.
– То есть его должны создавать сами учителя-практики?
– Да, безусловно. Кстати, когда мы разработали цифровой опорный контент для платформы, мы как раз ориентировались именно на учителей с большим опытом работы, с хорошей подготовкой в области информационных технологий и имеющих опыт использования электронных образовательных ресурсов на практике.
– Людмила Васильевна, иногда мы слышим мнение учителей русского языка, что предмет все-таки достаточно серьезный, а когда им предлагается использовать гаджеты или цифровые ресурсы, учитель думает, что это своего рода развлечение, которое не совсем уместно на уроке. Но это же не так?
– Это, конечно, совершенно не так. Это все равно что говорить о том, что вообще-то ручкой можно рисовать на полях интересные смешные рожицы, а можно создавать шедевры. Точно так же сегодня компьютеры и те электронные инструменты, которыми мы пользуемся: это те же самые ручки, которыми нужно и можно грамотно и очень эффективно пользоваться.
– Вы можете привести какой-нибудь конкретный пример того, что урок невозможен без цифрового контента? Учитель просто не смог бы достичь образовательного результата без конкретного цифрового элемента.
– Вы знаете, как я уже говорила, это зависит от типа урока, но если мы хотим создать высокое эмоциональное напряжение, чтобы сопроводить красивый текст, то я бы обратилась к тем образовательным ресурсам, которые связаны с использованием фрагментов кинофильмов, использованием живописного ряда и т.д. Если мы говорим об уроке введения новых знаний или уроке создания связного и красивого письменного текста, тогда можно обратиться к электронным образовательным ресурсам, связанным с живописью, кино, театральными постановками, – это задаст определенный эмоциональный настрой в классе. Если мы говорим об уроке закрепления знаний, где нужно до автоматизма отработать, например, правило правописания корней слов с чередующимися гласными, здесь мы обратимся к компьютерным тренажерам, и, надо сказать, таких тренажеров очень много. Если мы хотим поработать с ребятами, для которых русский язык не является родным, мы обратимся к тренажерам, которые нацелены на постановку звуков, на формирование грамотных произносительных навыков и т.д.
– А какие существуют типы ресурсов?
– Использование электронных таблиц, обращение к разного рода словарям и справочникам – это огромный ресурс. Не говоря уже об обращении к такому ресурсу, как Национальный корпус русского языка. Надо сказать, в наших конспектах, которые готовила целая команда учителей русского языка и литературы со всей страны, Национальный корпус русского языка присутствует в каждом втором уроке, а у нас с 5 по 9 класс 714 уроков русского языка, и в каждом уроке минимум 4 электронных образовательных материала. Опять же все зависит от двух задач: что нового узнает ученик и чему научится? Учитель должен все время это помнить, когда обращается к цифровому уроку по русскому языку.
Создатели и эксперты цифрового контента – кто они?
– Цифровой образовательный контент – это труд огромного количества экспертов, авторов, дизайнеров. Какими качествами они должны обладать, чтобы создавать цифровые образовательные ресурсы?
– Действительно, это большой коллектив, и, помимо знания предмета, основ дидактики, у авторов должны быть специальные знания, связанные с особенностями цифровой дидактики, с психофизиологическими особенностями восприятия текста, представленного в визуальном формате. Эксперты, которые работали с цифровым продуктом, точно должны обладать всеми профессиональными качествами, которыми обладает обычный учитель. Именно из числа педагогических работников формируется пул экспертов. Безусловно, эксперты должны владеть и целым блоком знаний, связанных с особенностями восприятия учебного материала с применением новейших технологий, причем эти знания должны касаться не только технической стороны, но и, конечно, психологии восприятия.
Известно, что при восприятии электронного образовательного материала у нас работают немного другие участки мозга, и психологи и психофизиологи уже довольно плотно занимаются особенностями восприятия такого текста. Эксперт должен знать эти особенности для того, чтобы объективно оценить качество продукта.
Эксперт должен уметь определять уместность использования того или иного материала и, следовательно, владеть знаниями по предмету
То есть, безусловно, эксперт должен владеть знаниями в области психологии, психофизиологии, цифровой дидактики, то есть четко понимать, где когда и на каком носителе этот цифровой продукт будет наиболее эффективным.
– Цифровой образовательный ресурс – это же не просто перевод книжной информации из аналогового формата в цифровой? Это другой ресурс?
– Прежде всего это интерактивный продукт. Построение учебника совершенно другое, и создание электронного образовательного материала строится немного на других основах: включается много показателей, неприменимых к традиционному бумажному ресурсу. Все развивается. Вы предложите сегодня кому-нибудь сесть на тройку вместо автомобиля, чтобы куда-то быстро добраться, – я думаю, что выбор будет очевиден.
– Вы сказали важную вещь про интерактивность: получается, что цифровой образовательный ресурс – это неотъемлемая часть всей цифровой образовательной среды, которая включает также и оборудование. Раньше учитель брал оцифрованный текст и выводил его на интерактивную доску. Если сейчас ресурс создается с уже заложенным интерактивом, то, получается, он неразрывно связан с интерактивной доской, то есть учитель получает грамотное, продуманное пособие для проведения своего урока.
– Это, действительно, так, и по мере того, как будут появляться все новые и новые цифровые продукты, интерактивная доска тоже будет совершенствоваться. И, конечно, сегодня цифровое оборудование для образовательного пространства – это необходимость. Необходимо работать с этим оборудованием для того, чтобы успешно использовать цифровой образовательный продукт. Когда мы создавали наши цифровые опорные конспекты, количество вариантов электронных образовательных материалов просто зашкаливало, потому что мы старались добиться оптимального результата и должного эффекта при использовании этих материалов.
– А раньше цифровые образовательные ресурсы не так широко использовались, потому что их было недостаточно? Ресурсы подходили учителю частично либо найти их в свободном доступе было практически невозможно?
– Это, действительно, так: по большому счету найти качественный продукт представляется затруднительным. Это серьезная задача. Опять же, при разработке наших цифровых конспектов мы столкнулись с этой проблемой, приобрели огромный опыт, и я очень признательна тем, кто задумал эту замечательную платформу. Но я очень хорошо понимаю, что также необходимо обучение и создателей учебников, и создателей нормативной документации, и, конечно же, педагогов. С детьми у нас все будет хорошо, потому что дети идут на шаг впереди нас.
– То есть благодаря тому, что эксперты создали верифицированный контент, на основе которого учитель сможет проводить интересный, качественный урок, у него не будет шанса ошибиться или использовать какой-то некачественный ресурс и ввести в заблуждение ребенка как минимум?
– Это действительно так, потому что это и была задача проекта. Потому он и называется государственная федеральная платформа, чтобы это был качественный материал, гарантирующий результат, заложенный в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Как мотивировать учителя использовать цифровой контент?
– Людмила Васильевна, учебный процесс для учителя – это серьезная и ответственная деятельность, при этом современного ученика нужно мотивировать, давать ему интересные, увлекающие его интерактивные задания. Цифровая среда, безусловно, способна обеспечить и то, и другое. Но как это совместить учителю?
– Электронные образовательные ресурсы можно использовать на любом этапе урока, учитывая, что нынешние ребята воспитаны экранным мышлением. Мы знаем, что мышление имеет некоторые особенности восприятия текста с экрана – это другое восприятие, нежели стационарное.
Работа в цифровой среде применима к любому предмету, в том числе к русскому языку
Что дает обращение к таким цифровым ресурсам? Прежде всего это погружение в реальную среду, где ведется конкретная речевая деятельность, а задания, приложенные к конкретному электронному образовательному материалу, позволяют ребятам понять, что язык используется здесь и сейчас, в обычной жизненной ситуации.
– Как такую позицию донести до учителя?
– Я люблю спрашивать учителей: «Когда вы идете на урок, вы задаете себе вопрос, зачем это нужно ученику?» Если учитель может ответить, зачем это нужно ученику, тогда он точно будет знать, какой цифровой ресурс использовать, в какой момент урока и с какой целью. У учителя должно быть четко сформировано понимание того, что каждый урок – его профессиональная деятельность, учебная деятельность учащегося – это то, что должно производиться осмысленно. Следовательно, нужно учить учителя осмысленно действовать на уроке. Между прочим, обращение к цифровым ресурсам позволяет это делать, потому что он не просто смотрит, не просто выбирает, а он должен подумать, когда и зачем ему этот цифровой ресурс использовать на уроке.
– То есть учителю будет легче мотивировать ребенка? И ресурсы устроены таким образом, чтобы и ребенок понял, зачем ему это нужно в реальной жизни?
– Конечно, безусловно. Но при этом у учителя должно быть четко сформировано представление о цели его деятельности. Вот это и будет мотивировать учителя искать те ресурсы, которые позволяют максимально эффективно достигнуть цели с использованием самого широкого инструментария.
– Иными словами, каждый учитель, каждый ученик получит качественный и профессиональный образовательный ресурс для своего урока, где бы он ни находился?
– Абсолютно верно. Этот тот самый принцип природосообразности и практической направленности, который мы реализуем.