Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

От нашего района – вашему району

  • /
  • 31 марта 2022

От нашего района –  вашему району
Фото: vo.apkpro.ru

В одной лодке

Прежде чем приступить к выполнению поставленной задачи, руководители управленческих команд двух районов – председатель Комитета по образованию Марьяновского района Ольга Валерьевна Ходюк и председатель Комитета по образованию Омского района Светлана Владимировна Ролдугина – решили познакомиться поближе, а также познакомить членов своих управленческих команд (сотрудников комитетов, директоров и заместителей директоров образовательных организаций).

Для этого был выбран необычный формат командообразующего тренинга – сплав по реке на надувных лодках. Несмотря на отсутствие необходимой подготовки у большинства участников, он прошел успешно, причем Ольга Валерьевна и Светлана Владимировна оказались в одной лодке. С тех пор их совместная фотография с веслами в руках стала неотъемлемой частью презентации совместного проекта.

lodki.jpg

Наставник и наставляемый

Марьяновский и Омский районы расположены по соседству. Омский район – вокруг города Омска, Марьяновский – на юго-западе центральной части региона. По площади Омский район в два раза больше, чем Марьяновский, и экономически он развит лучше благодаря близости к региональному центру. Оба района – сельские, так что детей зачастую доставляют к месту учебы на школьных автобусах.

24(2).jpgОльга Ходюк, председатель Комитета по образованию Администрации Марьяновского муниципального района

 

 

 

 

25.jpgСветлана Ролдугина, председатель Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района 

К началу проекта Ольга Ходюк была уже опытным муниципальным руководителем – свою должность она занимает с 2011 года, а Светлана Ролдугина была назначена председателем Комитета по образованию недавно. Марьяновский район в совместном проекте получил статус наставника, а Омский район – наставляемого, что не очень понравилось некоторым коллегам из этого района. «Но потом все поняли, что это нормально – ведь суть нашей совместной работы в том, что равный обучает равного», – поясняет Светлана Ролдугина.

Подготовительная работа к трансляции обеих практик началась в летние каникулы. Вместе с директорами, с учетом мнений педагогических коллективов и родительской общественности председатели комитетов по образованию обоих районов разработали дорожную карту предстоящей совместной работы, установили индикаторы результативности (что конкретно должно измениться в школах Омского района) и определили перечень школ, которые в ней участвуют. Основным форматом взаимодействия в рамках проекта стали стажировочные и презентационные площадки.

Профили в сети

Профильная сеть в Марьяновском районе была сформирована еще в 2018 году в рамках межмуниципального проекта по созданию сетевой формы обучения. Ученикам 10–11 классов здесь предложены на выбор три профиля, предусмотренные примерной основной образовательной программой и пользующиеся наибольшим спросом у семей. Из 11 средних школ района четыре имеют статус базовых, и два дня в неделю в эти школы привозят и учеников профильных классов для изучения предметов на углубленном уровне, и лучших педагогов района – для преподавания этих предметов.

Светлана Владимировна вспоминает, что поначалу члены ее управленческой команды выражали большие сомнения, стоит ли перенимать соседский опыт: они были искренне убеждены, что существующая в Омском районе школьная сеть для этого не приспособлена, что педагогических кадров, способных преподавать на углубленном уровне, недостаточно, что организация подвоза чревата различными сложностями и так далее.

Однако после посещения школ Марьяновского района сомнения удалось развеять. «Нам не просто рассказали, но и показали, как организована сеть, – рассказывает Светлана Ролдугина. – Домой я возвращалась с четким пониманием, что профильное обучение в сетевой форме можно организовать и у нас. Учителей, которым предстояло вести предметы на углубленном уровне, мы отправили на повышение квалификации в Институт развития образования, заключили договоры о сетевом взаимодействии, разработали схемы подвозов, и уже 1 сентября 2020 в районе начала действовать первая профильная сеть».

В нее вошли четыре школы, к учебе в профильных классах приступили 44 ученика, на углубленном уровне началось преподавание восьми предметов. Однако в отличие от более компактного Марьяновского района в Омском районе для сетевого обучения поначалу был выбран только один «куст» – в одну базовую школу на занятия по профильным предметам учеников стали привозить из трех других школ (еще три «куста» были охвачены профильным сетевым обучением после завершения проекта – в 2021/2022 учебном году, в планах – создание в общей сложности 16 сетей).

Коллеги из Марьяновского района поделились своей нормативной базой, сформированной еще в 2018 году, научили составлять расписание занятий, а также посоветовали организовать бесплатное питание учеников профильных классов в те дни, когда они находятся в базовой школе, что и было сделано (это необходимо, так как дети выезжают из дома в 8 часов, учатся с 10 до 16 часов, а домой возвращаются в 18 часов). За счет муниципалитета в кабинетах естественно-научных предметов также обновили оборудование.

Новая среда

Еще одна передовая практика Марьяновского района, которую стали перенимать в Омском районе, – создание в школах развивающей среды.

В последние годы практически в каждой школе Марьяновского района сформировались оригинальные подходы к оформлению школьного пространства (от одного кабинета до всего здания), не требующие особых дополнительных вложений. И если поначалу это были скорее украшения, попытки разнообразить привычный школьный быт, то со временем элементы оформления стали использоваться для решения учебных и воспитательных задач на уроках и во внеурочной деятельности.

Самый простой и популярный элемент – примеры из таблицы умножения на лестничных ступеньках: ученик поднимается по лестнице и, сам того не замечая, повторяет примеры. В кабинете истории Степнинской школы установили ростомер с данными о росте Петра I, Ивана Грозного и других исторических личностей, а в Орловской школе для оформления пространства используются цитаты из «Писем о добром и прекрасном» академика Дмитрия Лихачева (кроме того, по материалам этой книги, посвященным обучению и воспитанию, проводятся классные часы и другие мероприятия).

В Заринской школе сделали так, чтобы благодаря образовательной среде дети проявляли учебную активность не только на уроках, но и на переменах. Для этого, например, в рекреации начальных классов повесили обыкновенную школьную доску, на которой дети на переменах могут что-нибудь рисовать или выполнять задания, полученные на уроке от учителя.

Для трансляции передового опыта по данному направлению особых административных усилий не потребовалось – достаточно было организовать посещение школ.

Несмотря на кажущуюся незамысловатость нововведений, для некоторых школ Омского района находки марьяновских коллег стали настоящим открытием.

Например, директор Богословской школы Омского района Василий Рассказов, оказавшись в Заринской школе, был искренне удивлен, что при создании развивающей среды зачастую можно обходиться без дополнительных финансовых затрат (в его школе, славящейся своей материально-технической базой, придерживались противоположной точки зрения).

Так что, изучив опыт соседей, директора Омского района пришли к выводу, что оригинальное пространство может быть создано в каждой школе, и стали, с одной стороны, использовать находки марьяновских коллег, с другой – искать и внедрять свои оригинальные решения.

Объединение ресурсов

За трансляцию лучших практик и уж тем более за знакомство с ними члены управленческих команд обоих районов не получали дополнительного вознаграждения, так что возникает резонный вопрос об их мотивации. Как показал год совместной работы, члены муниципальных команд охотно делятся своим опытом и не менее охотно перенимают опыт соседей. По мнению Ольги Ходюк, для школьных коллективов очень важно, что их опыт заинтересовал кого-то на стороне, а тем более – в большом соседнем районе, расположенном ближе к городу, и это ключевой мотивационный фактор.

3-3.png

Передачей практик от наставника к наставляемому взаимодействие двух муниципалитетов не ограничилось – есть примеры, когда специалисты из Марьяновского района за время реализации совместного проекта кое-что «подсмотрели» у коллег в Омском районе. Например, особо отметили меры по развитию детской одаренности, которым, по признанию Ольги Ходюк, в Марьяновском районе пока не уделяли должного внимания. В одной из школ Омского района обратили внимание на школьное радио, и сейчас в Марьяновском районе начинается проект по развитию в школах медийного направления.

«Мы поняли, что объединение ресурсов двух районов дает возможность для более эффективного развития каждого. Проект завершился полгода назад, но наши команды продолжают взаимодействовать», – отмечает Ольга Ходюк.

Один из семинаров, посвященный разработке рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях, в рамках очередного цикла регионального подпроекта «Школа умного руководителя» в ноябре 2021 года состоялся в Новоомской школе Омского района. В нем приняли участие более 40 человек – директора школ и их заместители из 8 школ Марьяновского и 12 школ Омского района. Новоомская школа была выбрана для проведения семинара благодаря своим успехам в части воспитания – развития «РДШ», других детских объединений и сообществ, где каждый ребенок может себя проявить.

Несмотря на то, что инициатива трансляции передовых практик исходила из Министерства образования Омской области, а пары муниципалитетов формировал Институт развития образования, в остальном процесс взаимообучения был организован муниципалитетами самостоятельно. Впрочем, утверждает Ольга Ходюк, и правильный выбор двух практик для трансляции, и правильное распределение муниципалитетов по парам во многом определили успех прошлогоднего проекта.

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института