Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

Об обновлениях в педагогическом образовании и перспективах развития педагогических вузов

  • /
  • 31 марта 2022

Об обновлениях  в педагогическом образовании  и перспективах развития  педагогических вузов
Фото: vo.apkpro.ru

Предлагаем вашему вниманию интервью с Хож-Ахмедом Халадовым, проректором Академии Минпросвещения России, который рассказал об изменениях, происходящих сейчас в педагогическом образовании, о новой роли педагогических вузов в этом процессе, а также назвал пять важных событий в системе подготовки педагогических кадров, которые произошли в 2021 году.

xaladov.jpg

Хож-Ахмед Халадов прошел большой профессиональный путь в сфере управления образованием: от ведущего специалиста информационно-аналитического отдела Госкомитета по делам молодежи Чеченской Республики до первого заместителя министра образования и науки Чеченской Республики, а затем в течение семи лет возглавлял Чеченский государственный педагогический университет. С 2020 года – заместитель директора, с 2021 года – проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», где координирует взаимодействие с педагогическими вузами, обеспечивает реализацию проектов, направленных на развитие педагогического образования, устанавливает эффективную коммуникацию в профессиональном педагогическом сообществе.

— В 2020 году 33 педагогических вуза перешли в ведение Минпросвещения России. В этом же году в Академии Минпросвещения России создали управление по взаимодействию с педвузами, деятельность которого Вы курируете. Какие изменения произошли в педвузах после их переподчинения?

— Несмотря на то, что с момента принятия решения о переподчинении педвузов прошло не так много времени, могу сказать, что оно уже приносит свои плоды. Благодаря поддержке Министерства просвещения Российской Федерации сделан серьезный шаг по повышению конкурентоспособности и привлекательности педвузов. В общем тренде роста спроса на педагогические образовательные программы отмечается увеличение количества поступивших именно в педвузы.

Сегодня педвузы наравне с ведущими университетами нашей страны являются ключевыми участниками многих национальных проектов. Все педвузы участвуют в реализации национального проекта «Образование»

Это значит, что каждый университет, имея свою собственную программу развития, будет напрямую включен в решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, по вхождению России в десятку лучших стран мира по качеству школьного образования.

Программы развития трех педагогических вузов (Московского педагогического государственного университета, Московского государственного психолого-педагогического университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого) прошли конкурсный отбор и включены в число кандидатов на участие в амбициозной государственной программе стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030».

Серьезное внимание уделяется развитию материально-технической базы педагогических университетов. Во всех педвузах проведен капитальный ремонт, обновлена инфраструктура, закуплено новое оборудование для максимально комфортного взаимодействия со школами, бизнесом. Современное, красивое пространство для обучения – часть имиджевой составляющей вуза.

Хочу назвать еще одно, на мой взгляд, важное изменение. Сегодня педвузы – это ключевые игроки преобразований в сфере профессиональной подготовки педагога. Педвузы должны связать систему подготовки педагогов со сферой школьного образования, системой повышения квалификации учителя, фундаментальную, методическую подготовку – с практикой, обеспечить адресную подготовку педагогов-предметников, восполняя дефициты, развивать воспитательную компоненту, а также обеспечить апробацию новых методик и образовательных технологий.

— О модернизации педагогического образования говорят уже около 20 лет. В чем особенности современной реформы педагогического образования?

— Реформирование системы высшего педагогического образования – естественный и неизбежный процесс.

Вполне логично, что подготовка будущих педагогов должна соответствовать вызовам времени и особенно вызовам завтрашнего дня. Актуальные проблемы в российских школах, о которых стали активно говорить и которые стали обсуждать в начале 2000-х, закономерно повлекли за собой необходимость модернизации системы профессиональной подготовки педагогов. Образовательные запросы общества и государства на изменение в устройстве школы определили пути обновления педагогического образования.

Изначально обновления в системе педагогического образования были закономерным процессом в общей тенденции модернизации российской системы образования. Основные изменения были связаны с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, включением российский системы образования в Болонский процесс, переходом на уровневую систему подготовки. С 2014 года реализовывался масштабный комплексный проект модернизации педагогического образования. Этот проект мне хорошо знаком со времен, когда я был ректором Чеченского педуниверситета.

Проект был направлен на формирование нового стандарта качества подготовки педагогов, на обеспечение многоканальности получения педагогического образования, связанного с возможностью реализации практикоориентированной подготовки будущих педагогов, сетевого взаимодействия образовательных организаций, с необходимостью подготовки учителей-методистов и управленцев по магистерским программам.

Впервые профессиональная подготовка педагога стала осуществляться в соответствии с требованиями профессионального стандарта, в связи с чем были разработаны требования к результатам обучения педагога.

Весь образовательный процесс трансформировался за счет внедрения модульного подхода в проектировании образовательных программ, новых образцов современного учебно-методического обеспечения педагогического  образования, модели школьно-университетского партнерства, сетевого взаимодействия.

Постулат современных трансформаций сформулировал Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов: «Национальная система подготовки педагогических кадров должна стать одной из самых передовых в мире».

Заданный вектор на опережающее развитие педагогического образования в большей степени ориентирует нас на поиск новых смыслов и подходов в подготовке будущих учителей и ответов на вопрос: каким должен быть учитель будущего поколения?

Есть четкое понимание, что учитель будущего поколения России – это любознательный, открывающий для себя и учеников новые знания, привлекающий школьников к поисковой, проектной и исследовательской деятельности. Он хорошо знает свой предмет, владеет новыми образовательными технологиями и методиками, постоянно совершенствует свои профессиональные знания. Более того, миссия учителя не ограничивается передачей знаний. Учитель – это также наставник и друг для ребенка.

Важно создать условия, чтобы детям хотелось идти в школу, а учителям – на работу. При этом, учитывая одну из острых проблем настоящего и ближайшего будущего – дефицит учителей, также важно обеспечить единое качество подготовки учителя в любом вузе страны.

Поэтому новый вектор модернизации педагогического образования связан с системными качественными структурными и содержательными изменениями в подготовке педагогов, нацелен на создание единого образовательного и воспитательного пространства. Стоит задача сконцентрировать усилия школ и педагогических вузов, которая давно назрела в профессиональном сообществе.

Фокусировка на коммуникации школ и педвузов позволит выявить на раннем этапе увлеченных педагогикой детей, обеспечить им вход в профессию, а затем в течение всей профессиональной деятельности обеспечить совершенствование их профессиональных компетенций. Именно подготовка таких специалистов сделает возможным воплощение в жизнь самых амбициозных планов по развитию педагогического образования в стране.

— Расскажите об успехах, которых уже удалось достичь в 2021 году.

33 Технопарка универсальных педагогических компетенций

Одно из значимых событий 2021 года – создание во всех педвузах межфакультетских Технопарков универсальных педагогических компетенций. Технопарки укомплектованы новым оборудованием, что позволит обеспечить современные условия обучения, развивать педагогическую науку, совершенствовать методики преподавания.

Технопарки создадут новые открытые образовательные пространства, объединят школьников, ориентированных на педагогическую профессию, студентов – будущих педагогов

Такая коллаборация позволит вовлечь всех участников кадрового обеспечения отрасли образования в единую федеральную систему научно-методического сопровождения на региональном уровне. Подготовка будущих учителей, оценка их уровня педагогического мастерства будет проходить в соответствии с новыми стандартами качества. Работающие педагоги смогут профессионально развиваться, повышать квалификацию на площадках технопарков.

Первые 10 педагогических «Кванториумов»

С развитием современной инфраструктуры в педвузах связан другой проект. На площадках педвузов в 2021 году открыли первые 10 педагогических «Кванториумов». Для меня особенно отрадно, что первый «Кванториум» открыт в Чеченском педагогическом университете. К концу 2023 года в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» во всех педвузах появятся педагогические «Кванториумы».

«Кванториумы» – это также часть единой системы подготовки педкадров, площадки с новейшим учебным оборудованием, которым оснащаются современные школы: цифровые лаборатории, микроскопы, роботы, проекторы. Будущие учителя химии, биологии, физики смогут отработать новые методики и технологии преподавания учебных дисциплин, а также приобрести так называемые hard skills.

xaladov-intervyu4.jpg

Внедрение единого подхода к подготовке педагога («Ядро высшего педагогического образования»)

Назову еще один масштабный и значимый проект 2021 года, который связан с решением ключевой задачи государственного уровня по формированию единого образовательного и воспитательного пространства в российском педагогическом образовании. Проект получил название «Ядро высшего педагогического образования» и является неким ответом на вызов времени и системы.

Большое разнообразие моделей и программ подготовки педагогов, инфраструктурных и кадровых условий, проблема дефицита учителей усилили необходимость реализации идеи по формированию единого стандарта подготовки педагогов в педвузах страны.

Эта идея получила поддержку Главное Технопарки создадут новые открытые образовательные пространства, объединят школьников, ориентированных на педагогическую профессию, студентов – будущих педагогов www.apkpro.ru 9 и одобрение педагогического сообщества на заседании Российского Союза ректоров 8 июня 2021 года и зафиксирована в качестве основополагающей в Декларации принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования.

При активном участии педвузов страны, Ассоциации развития педагогического образования разработаны и единогласно одобрены Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации в ноябре 2021 г. методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию.

Также при активном участии всех педвузов страны создан уникальный контент – 27 обновленных модулей подготовки педагогов-предметников и учителей начальных классов. Это модули – базис новой структуры образовательных программ бакалавриата педагогической направленности, где определен обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагога, который должен обеспечить равное качество.

Существенное нововведение – кроме традиционных психолого-педагогической, предметно-методической составляющих, каждая образовательная программа включает подготовку будущего педагога к организации воспитательной деятельности, включая выполнение функций классного руководителя, организацию вожатской деятельности. Методические рекомендации и обновленный образовательный контент направлены во все педвузы страны.

Сейчас в педвузах ведется активная работа по обновлению образовательных программ с учетом методических рекомендаций и модернизированной структуры

С 2022 года во всех педвузах начнется прием на обновленные курсы. Важно, чтобы все университеты одинаково качественно готовили учителей.

Расширение сети профильных классов психолого-педагогической направленности

Большое внимание мы уделяем вопросу выявления и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Чем больше мотивированных и профессионально ориентированных школьников придут учиться на педагогические программы, тем выше будет качество педагогического и, в свою очередь, школьного образования.

У нас в стране накоплен большой опыт организации ранней профориентации, который актуален и ценен сегодня. Этот опыт мы использовали в реализации проекта «Развитие сети классов психолого-педагогической направленности».

Разработаны концепция, рекомендации по созданию и сопровождению классов психолого-педагогической направленности, в которых школьники смогут учиться с участием преподавателей педагогических вузов. Методические материалы разосланы во все регионы страны. Ожидаем, что к 2024 году у нас в стране откроется 5 000 психолого-педагогических классов, увеличится прием в вузы и колледжи педагогически подготовленных, мотивированных школьников.

Сегодня наблюдается позитивная динамика: при содействии педагогических университетов в субъектах Российской Федерации уже функционирует порядка 1,3 тыс. психолого-педагогических классов, в которых обучаются 17,5 тыс. школьников.

xaladov-intervyu5.jpg

Поддержка науки в педвузах

Важным считаю увеличение в 2021 году финансирования научных исследований в педвузах. Научные исследования лежат в основе совершенствования методики преподавания предметов, обновления содержания программ.

В 2021 году Министерство просвещения Российской Федерации по сравнению с прошлым годом втрое увеличило объем финансирования научно-исследовательских работ – он составил 500 млн рублей

В конце 2021 года мы провели международную научно-практическую конференцию «От научных исследований к образовательной политике», где подвели итоги научно-исследовательской деятельности педвузов за 2021 год.

Всеми педагогическими вузами были представлены промежуточные результаты НИР в области образования, педагогики и психологии. Главным критерием оценки был внедренческий потенциал результатов исследований.

Более 50 экспертов, свыше 2,5 тыс. участников в рамках восьми экспертных сессий положительно оценили практическую ценность педагогических исследований.

Мы рассчитываем, что эти разработки будут внедрены в образовательную практику и обеспечат повышение качества школьного и педагогического образования.

— Каким образом будет решаться задача по усилению практической подготовки педагогов?

— Повышение практико-ориентированности в подготовке педагога остается одной из ключевых задач в развитии педагогического образования.

Повторю, что с 2022 года в педвузах будут внедрены обновленные образовательные программы бакалавриата, в которых предусмотрена непрерывная практика студентов в течение всего времени их обучения. Благодаря этому они смогут погрузиться в тонкости профессии, понять, какие компетенции востребованы и над чем нужно работать, а также найти наставников, к которым всегда можно обратиться за профессиональным советом.

На базе лучших школ уже созданы и будут еще создаваться стажировочные площадки для студентов и уже работающих учителей. Это так называемые базовые школы для практики и апробации новых методик и технологий обучения студентов.

Современной школой востребованы специалисты, способные сразу включиться в процесс обучения, вооруженные инновационными технологиями обучения, методиками. Как я уже говорил, в педвузах мы формируем новое образовательное пространство, максимально приближенное к школьной среде, где студенты могут отрабатывать практические навыки профессии.

Взаимодействуя в пространстве Технопарков и «Кванториумов»,  студенты смогут отработать решение прикладных школьных задач в различных ситуационных моделях профессии учителя, приобрести опыт реализации междисциплинарных и метапредметных проектов.

Хотелось бы, конечно, увидеть больше опытных и заслуженных педагогов в университетских аудиториях, готовых поделиться своим мастерством со студентами. Для этого нужно создать комфортные условия сотрудничества и вовлечения в совместную образовательную деятельность. Мы работаем над этим.

— Как Вы относитесь к идее привлечения бизнеса в педвузы, школы?

— Привлечение бизнеса к процессу обучения в педвузы, в школы мне кажется задачей необходимой.

Партнерство возможно, если интересы бизнеса, педвузов и школ совпадут. Для бизнеса важно получить высококвалифицированного специалиста или выгодный продукт, например, образовательный, в короткие сроки.

При возможном совмещении интересов с бизнесом педвузам очень важно проявить гибкость, открытость, креативность. У педвузов в связи с открытием Технопарков и «Кванториумов» появилось больше вариаций сотрудничества, коммерциализации продуктов интеллектуального труда.

xaladov-intervyu6.jpg

— Создание единого образовательного и воспитательного пространства – один из приоритетов в развитии педобразования. Какие меры и нововведения запланированы в следующем году для достижения этой цели?

— В 2022 году проект по формированию единого образовательного пространства педагогического образования получит свое логическое продолжение и охватит все направления подготовки педагогов по образовательным программам бакалавриата, по образовательным программам среднего профессионального образования.

Важно обеспечить преемственность при подготовке будущих педагогов на разных уровнях образования – от педагогического колледжа до магистратуры.

На каждом этапе своего профессионального пути педагог должен постепенно погружаться в предмет, совершенствовать компетенции, понимание того, что происходит в профессии. Это позволит каждому учителю гибко выстраивать свою работу, стать для ребенка не только транслятором знаний, но прежде всего наставником.

Планируем запустить мониторинг реализации единых подходов внедрения обновленных образовательных программ бакалавриата. Результаты мониторинга позволят оперативно оказать педагогическим вузам методическую помощь, сформировать базу лучших практик, в том числе используемых с помощью ресурсов Технопарков, в дальнейшем – оценить эффективность внедрения таких программ.

Продолжим работу по созданию единых условий и форматов обучения будущих педагогов во всех педвузах страны, особое внимание уделим созданию баланса между содержанием, инфраструктурой педагогической подготовки в вузах и темпом обновления общего образования.

— Каковы, на Ваш взгляд, тенденции и перспективы дальнейшего развития системы педагогического образования?

— Перспективы дальнейшего развития системы педагогического образования связаны с реализацией проекта «Учитель будущего поколения России», а также с выполнением ключевых задач и показателей Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021–2024 гг.

Весь комплекс задач включен в шесть направлений модернизации педагогического образования, зафиксированных в Программе, и сводится к одной генеральной цели – повышению эффективности деятельности педвузов и качества подготовки педагогов.

Мы будем работать с каждым педвузом, помогая создавать единую инновационную образовательную экосистему, вместе с тем сохраняя традиции.

Сутевые положения образовательной экосистемы связаны с модернизацией материально-технической базы; внедрением новых образовательных программ, созданных с учетом единых подходов к структуре, содержанию и методике подготовки педагогов; внедрением новых технологий, в том числе в работе с одаренными детьми, с использованием информационных технологий; открытием площадок Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» в педагогических вузах; организацией взаимодействия с сетью мультимедийных исторических парков «Россия – моя история».

Мы также продолжим работу по выявлению и поддержке педагогически одаренных детей за счет расширения сети классов психолого-педагогической направленности.

Планируем выстроить эффективную систему мониторинга качества педагогического образования.

Университет – это прежде всего люди: преподаватели, студенты, для которых важно создавать условия для роста и самореализации, формировать стратегии личного успеха каждого, участвовать в профессионально значимых мероприятиях.

Надеюсь, что запланированные в 2022 году мероприятия будут способствовать профессиональному росту преподавателей и студентов и станут традиционными:

  • Форум лидеров студенческих инициатив педвузов;
  • Международная научно-практическая конференция «От научных исследований к образовательной политике»;
  • Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения России»;
  • Всероссийский юношеский педагогический форум.

Одна из амбициозных задач 2022 года – провести стратегическую сессию по подготовке управленческих команд педвузов. Важно в системе педобразования сформировать управленческие команды, готовые менять эту систему к лучшему, которые в дальнейшем смогут возглавить самые претенциозные проекты, поднять престиж педагогического образования, вернуть уважение к учительской профессии. Как мне кажется, эта задача должна стать приоритетной для всех причастных к образованию, а не только для Минпросвещения России, Академии и педагогических вузов.

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института