Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Костанай – Минск – Омск, далее везде

  • /
  • 31 марта 2022

Костанай – Минск – Омск,  далее везде
Фото: vo.apkpro.ru

Институт развития образования Омской области способствует созданию и укреплению горизонтальных связей не только на межмуниципальном, но и на межрегиональном и даже на международном уровне. Вот уже более двух лет на базе Института работает Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века». Сегодня в его состав входят 30 организаций-партнеров, занимающихся профессиональным развитием педагогов, из четырех регионов Республики Казахстан, пяти регионов Республики Беларусь и 16 регионов Российской Федерации.

В основу концепции Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» (ММЦ) были положены два принципа. Во-первых, усиление акцента на формировании функциональной грамотности – навыков XXI века, которые оцениваются в рамках исследования PISA и которые в современном мире необходимы и взрослым, и детям. Во-вторых, необходимость знакомства с передовым опытом развития функциональной грамотности и трансляции лучших практик, а значит – выход за рамки Омской области, организация сотрудничества с другими российскими регионами и с другими странами.

ММЦ задумывался как равноправное и неформальное объединение образовательных организаций, заинтересованных в повышении профессионального мастерства педагогов.

Больше года ушло на подготовительную работу, консультации с будущими партнерами, создание концепции и решение организационных вопросов. Торжественное открытие ММЦ состоялось в ноябре 2019 года в рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. На церемонии присутствовали делегации из Казахстана, Тюменской, Курганской, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областей и Республики Алтай.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр образования Омской области Татьяна Дернова, подчеркнув значимость научного и педагогического взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества России и Казахстана и в условиях глобализации современного мира. Руководители и другие сотрудники институтов развития образования из разных регионов рассказали о своем опыте работы, методисты и учителя выступили с мастер-классами, посвященных в том числе развитию функциональной грамотности.

23-otkryitie-mmcz.jpg

Проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Марина Кускова рассказывает, что общение с казахскими коллегами в рамках церемонии носило во многом ностальгический характер: «Мы вспоминали Советский Союз и единое образовательное пространство», но это не мешало строить планы на будущее. Марионелла Слесарь, сопредседатель Совета ММЦ, директор Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области (как и другие аналогичные институты в регионах Казахстана, он является филиалом Национального центра повышения квалификации «Өрлеу»), отмечает, что уже на подготовительном этапе педагоги республики продемонстрировали огромный интерес к российскому опыту.

Сегодня ММЦ работает по семи основным направлениям: поддержка молодых педагогов, создание инновационных образовательных продуктов, проведение олимпиад учителей-предметников, обмен опытом по формированию навыков XXI века, развитие наставничества, выявление и масштабирование передовых практик, проектирование будущего непрерывного профессионального педагогического образования. В рамках каждого направления – спектр проектов и мероприятий, которые проводятся с завидной регулярностью. Развитие дистанционных технологий в условиях пандемии лишь расширило возможности для сотрудничества.

omsk-mmc-230322-(1).jpg

Например, в 2021 году в рамках ММЦ была проведена II Международная предметно-методическая олимпиада для учителей-предметников, состоящая из заочного и очного этапов, которые прошли в онлайн-формате с прямым включением всех участников и членов жюри. В заочном этапе приняли участие 1185 человек – учителя начальных классов, русского языка, истории, химии, основ безопасности жизнедеятельности из Казахстана, Беларуси и семи регионов России. На очный этап прошли 183 человека. Участие, как и в любых других мероприятиях ММЦ, было бесплатным, требования к категории, стажу и прочим условностям не предъявлялись.

iro-5346.jpg

Задания олимпиады были разработаны совместными усилиями, и каждый региональный институт имел возможность внести свой вклад в общее дело. По итогам олимпиады Институтом развития образования Омской области был проведен детальный анализ выполнения заданий – аналитические справки и рекомендации разослали партнерам по ММЦ для использования при проектировании программ повышения квалификации и профессионального роста педагогов.

На сайте ММЦ регулярно публикуется информация о конференциях, открытых для участия всех партнеров.

Например, в конце 2021 года Институт развития образования Омской области провел международную интернет-конференцию «Тенденции развития навыков XXI века: современное состояние, проблемы, перспективы», в начале 2022 года в Витебске (Беларусь) прошли областные образовательные Сретенские чтения «Историческая память народа – основа духовности и патриотизма», а в Петропавловске (Казахстан) – международная научно-практическая конференция «Трансформация образования: инновационные механизмы достижения качества знаний».

Один из популярных форматов работы ММЦ – «дни единых действий», когда школам предлагается в одно и то же время провести образовательные мероприятия. В октябре 2021 года «день единых действий» был проведен по теме «Глобальная компетентность – диалог с миром».

Материалы ММЦ размещены в открытом доступе, и ими могут воспользоваться все желающие. Педагогические разработки перед публикацией на сайте проходят обязательную методическую модерацию.

Возможность стать партнером ММЦ на сегодняшний день есть у любой организации, имеющей отношение к дополнительному профессиональному педагогическому образованию. Еще на этапе его создания предложения о сотрудничестве были разосланы во многие организации по всей России –откликнулись те, кто счел этот проект важным и нужным. В их числе институты развития образования из Московской области, Калининграда, Грозного, Уфы, Ханты-Мансийска, Благовещенска, Магадана, Тюмени, Челябинска, Кургана, Екатеринбурга и других российских городов. Наиболее активное участие в мероприятиях ММЦ обычно принимают педагоги из регионов, географически близких к Омской области, в том числе приграничных территорий Республики Казахстан.

qr9.jpg

qr10.jpg

36.jpgМарионелла Слесарь, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»:

«Международное сотрудничество с российскими и белорусскими партнерами имеет для нас стратегическое значение, так как расширяет возможности по созданию условий для неформального и информального образования педагогов региона. Благодаря нашему взаимодействию по вопросам развития функциональной грамотности и гибких навыков учащихся, профессионального роста педагогов формируется особая образовательная среда для трансляции своего опыта и освоения нового на международном уровне.

Я благодарна коллегам из Института развития образования Омской области за то, что мы не только являемся участниками событий, проходящих в ММЦ, но и имеем возможность предложить свои мероприятия и проекты для включения в план совместной работы и привлечь для участия в них педагогов стран-партнеров

2021 год проходил у нас под эгидой 180-летнего юбилея величайшего казахского просветителя Ибрая Алтынсарина, и было очень приятно, что российские и белорусские коллеги заинтересовались его наследием, приняли активное участие в международной конференции и прислали свои разработки на конкурс «Алтынсаринский урок». Имея большой опыт внедрения дистанционных технологий в посткурсовое сопровождение педагогов, наш институт выступил инициатором проведения дистанционных предметных олимпиад.

Сегодня в России, Беларуси, Казахстане и других странах СНГ проводится модернизация образования, обновляется содержание школьных программ. В этом контексте нужно понимать, что происходит у соседей, какие наработки уже сделаны и какие практики можно заимствовать. Важно и взаимодействие в области образовательных исследований.

Например, нам очень близки проблемы так называемого «вхождения в профессию» педагогов, которые только начинают свою профессиональную деятельность. В рамках совместной работы в Проектной лаборатории молодых педагогов мы получили дополнительные возможности для исследования различных аспектов адаптации молодых педагогов в школе, механизмов овладения профессиональными навыками.

Не менее актуальны исследования проблем андрагогики в контексте профессионального развития педагогов. Общаясь с единомышленниками на площадках ММЦ, мы имеем отличную возможность для разработки механизма опережающего развития педагогов, трансляции инновационных подходов к решению проблем их профессионального роста.

Еще одно приоритетное направление нашего сотрудничества – исследование малокомплектных школ. Эта тема актуальна как для Омской области, так и для Костанайской области, где таких школ более 60%.

Уверена, что, осуществляя межрегиональное, международное взаимодействие в рамках ММЦ, каждый его участник получает дополнительные возможности не только для своего профессионального развития, но и для совершенствования образовательной среды, в которой он работает».

37.jpgМарина Кускова, проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования:

«Прошло более двух лет после того, как мы встретились на Омской земле, и заданный в тот момент формат профессионального общения на темы, связанные с навыками XXI века, остается актуальным до сих пор. В каждом регионе, в каждой стране на этот счет есть свои наработки, и нам очень важно узнавать о них из первых рук, понимать общероссийский и международный контекст.

Тема навыков XXI века оказалась многогранной, актуальной в контексте самых разных направлений, будь то конкурсное движение в педагогической среде, формирование моделей наставничества или духовно-нравственное воспитание. Я до сих пор вспоминаю коллегу из Беларуси – учительницу музыки гимназии № 18 города Минска Светлану Георгиевну Ефимову, на одном из мероприятий ММЦ рассказавшую о своем опыте организации духовно-нравственного воспитания, и это было очень созвучно той работе, которая проводится в Тюменской области.

Участвовать в мероприятиях ММЦ можно по желанию, так что и у представителей институтов, и у педагогов всегда есть возможность выбирать пространства для неформальных коммуникаций. Такой подход особенно важен для молодых учителей, он позволяет им выходить за привычные рамки своей школы и своего района, представлять свой опыт и знакомиться с лучшими практиками других регионов и других стран. Учителя Тюменской области используют эту возможность и охотно включаются в самые разные проекты».

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института