Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Народный учитель // Новость

Исследователь родного края

  • /
  • 31 марта 2022

Исследователь родного края
Фото: vo.apkpro.ru

Учитель Степнинской средней школы, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ Валерий Александрович Конышев – человек в Омской области известный. Краеведческие и другие исследовательские проекты, которые он реализует со своими учениками, считаются образцами для подражания, а в умении выигрывать гранты на реализацию этих проектов ему, возможно, нет равных среди учителей всей страны. Рассказываем, как ему это удается и чему он учит своих коллегпедагогов в Институте развития образования Омской области.

«От недр своих»

Детство Валерия Александровича Конышева прошло в Усть-Ишимском районе на севере Омской области – в поселке лесозаготовителей, в тайге, на берегу Иртыша. Чтобы туда добраться, нужно было переправляться через Иртыш, так что весной и осенью поселок был отрезан от Большой земли.

На выбор профессии повлияла мама Лидия Алексеевна: «Она была учительницей, приехала в далекий сибирский поселок из Кировской области, всю жизнь посвятила работе в школе, и для меня это был настоящий пример служения», – вспоминает Валерий Александрович. А на выбор предметов – географии и биологии – повлияла сибирская природа: «С детства восхищался ее красотой, и меня всегда удивляло, почему в ней все устроено так разумно».

Валерий Конышев стал студентом Омского педагогического института, получил диплом учителя географии и биологии. Осваивал сразу два предмета, и делать трудный выбор между ними не пришлось.

konyishev7.jpg

Карьера

На практику Валерий Александрович попросился в Пановскую среднюю школу Крутинского района – к народному учителю СССР Николаю Андреевичу Чернышову. В Омской области и за ее пределами он был знаменит своей авторской системой трудового и нравственного воспитания детей в условиях сельской школы. Его ключевая идея заключалась в том, что образовательный процесс нельзя ограничивать школьными стенами, что для изучения таких наук, как география и биология, необходимы экспедиции по родному краю.

В этой школе после окончания института Валерий Конышев проработал год, а потом перебрался в село Степное Марьяновского района. Рядом речка и остатки старинного казачьего редута – защитного сооружения для круговой обороны. В 1993 году стал учителем Степнинской средней школы. Сейчас среди его учеников есть те, чьих родителей он учил двадцать пять лет назад.

Впрочем, за эти годы он попробовал себя и в другом качестве – был заместителем директора Степнинской средней школы, ее директором. В тот период его школа вошла в топ-30 на федеральном конкурсе «Лучшая школа России», а сам Валерий Александрович стал победителем регионального и лауреатом федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». Ненадолго «уходил во власть» – был заместителем главы Марьяновского района по социальным вопросам, затем работал инженером муниципальной земельно-кадастровой службы. В школу вернулся десять лет назад и с тех пор остается просто учителем.

konyishev9.jpg

Историческая справка

Редут – станица – село Степное основано в 1752 г.

1891 г. – в Степном работает подвижная школа (2 класса)

1913 г. – в Степном открыто казачье 2-классное училище

1930 г. – 4-классная школа

1938 г. – 7-летняя школа

1961 г. – 8-летняя основная школа

1981 г. – 10-летняя средняя школа

1990 г. – 11-летняя средняя школа 

«Человек искусственно разделил мир»

Валерий Александрович преподает сразу четыре предмета – географию, биологию, химию и астрономию, что для небольшой сельской школы (здесь учатся 129 детей) обычное явление. Чтобы преподавать химию, прошел профессиональную переподготовку в Институте развития образования Омской области, а астрономией увлекался давно, в походы брал с собой телескоп, так что знаний хватало. К тому же все эти предметы взаимосвязаны между собой, их программы пересекаются, и это обязательно нужно учитывать, работая с детьми.

konyishev8.jpg

«Я всегда говорю ученикам, что человек искусственно разделил мир. Природа не делится на географию и биологию, на физику и химию. В жизни не обойтись без математики, потому что везде нужны расчеты, и без русского языка, потому что нужно уметь описывать и представлять данные, и без метапредметных умений, будь то анализ, синтез, умение вести наблюдение», – рассказывает Валерий Александрович.

В основе изучения естественных наук в школе должны лежать исследования, считает он. Если ребенок научился их проводить, то он, во-первых, понимает, что мир можно познать, и, во-вторых, обладает критическим мышлением и ничего не принимает на веру. Уникальные возможности для естественно-научных исследований дают экспедиции – эту идею своего наставника Николая Андреевича Чернышова Валерий Конышев в полной мере воплотил в своей работе.

На стендах в его учебном кабинете – фотографии детей из экспедиций по Омской области. В условиях пандемии возможностей для экспедиций стало меньше, так что вместо них проводятся профильные смены «Исследователь родного края». Каждая смена завершается стендовой конференцией, когда у каждой исследовательской группы есть свой стенд (столик), на котором она представляет свои результаты. Примеры недавних исследований – артемия (уникальный жаброногий рачок, обнаруженный в озере неподалеку), местные традиции гончарных промыслов.

«Когда спрашиваешь детей, о каких удивительных местах им известно, они обычно начинают рассказывать о египетских пирамидах или о Москве. Ничего против этих достопримечательностей не имею, но свои чудеса есть и у нас – нужно только уметь их находить, – убежден Валерий Александрович. – Камышловка – река ледникового периода, приток Иртыша, мы там обнаружили бивень и бедро мамонта; в казачьем редуте на официальных археологических раскопках нашли ядра – передали в школьный музей. В Марьяновском районе обитают краснокнижные птицы – например, ходулочник с длинными красными ногами. Мы с детьми их изучаем, наш участок реки Камышловки получил статус ключевой орнитологической территории, а я являюсь ее хранителем».

Вместе со своими учениками Валерий Конышев участвовал в профильной смене «Исследователь Тавриды» в «Артеке».

Этот проект был организован Общероссийским движением творческих педагогов «Исследователь» во главе с Александром Леонтовичем. Учителя из разных регионов разработали программу, где каждый отвечал за свое направление, и Валерий Конышев руководил направлением «Эко-око». В течение смены ребята создавали групповые проекты, исследуя территорию Артека, – например, проводили мониторинг состояния воздуха, воды и почвы.

konyishev-artek.jpg

Мобильная лаборатория

Учебный кабинет Валерия Конышева очень хорошо оснащен.

Здесь есть не только самодельные приспособления (например, большой деревянный курвиметр для обмера земельных участков), но и современные наборы для занятий биологией и химией, цифровые микроскопы, красочные глобусы. За окном установлена учебная метеостанция – уникальный по школьным меркам прибор.

Почти все это богатство Валерий Александрович вместе со своей супругой Ольгой Викторовной (она работает в этой же школе учителем истории и одновременно возглавляет Марьяновский ресурсный центр развития гражданских инициатив) www.apkpro.ru 69 получили благодаря фандрайзингу. При подготовке заявок на гранты Валерий Александрович отвечает за методическую часть, Ольга Викторовна – за финансовую.

Первым грантом еще во второй половине 2000-х стал «школьный миллион» – Степнинская школа получила его на реализацию инновационной программы в рамках нацпроекта «Образование» тех лет. Среди недавних грантов от федеральных и региональных фондов особо выделяются два, каждый по два миллиона рублей: от Министерства образования и науки РФ на проект «Сетевой культурно-образовательный центр «Сибирский характер» (2018 год) и от Фонда президентских грантов на проект «Мобильная лаборатория для малокомплектной школы «Я – исследователь» (2020 год).

Суть проекта мобильной лаборатории заключалась в том, чтобы проводить занятия по естественно-научным дисциплинам на современном оборудовании для учеников сельских школ близлежащих районов. Валерий Александрович обучил учителей-тьюторов, к каждому прикрепили ассистента из числа учеников в основном Степнинской средней школы, районный Комитет по образованию выделил «Газель». За год удалось объездить 18 школ, итоги проекта подвели на межрайонном слете «Я – исследователь».

После завершения проекта согласно условиям гранта оборудование можно списывать, хотя в негодность оно не пришло и может прослужить еще не один год. Так что Ресурсный центр развития гражданских инициатив распределил его по школам – участницам проекта – каждая получила по одной мини-лаборатории. Точнее, получили его не школы, а конкретные заинтересованные учителя. «Я уверен, что у них оно не будет лежать мертвым грузом», – поясняет Валерий Конышев.

Сам же он утверждает, что на данный момент у него в кабинете есть все учебное оборудование, о котором только можно мечтать. Разве что цифровой полевой лаборатории по экологии не хватает для полного счастья – она компактная, умещается в небольшом мешке, и ее было бы удобно брать с собой в экспедиции. Всеми функциями одного из микроскопов Валерий Александрович еще не научился пользоваться и собирается съездить за помощью к продвинутому коллеге из Экоцентра в Омске.

konyishev1.jpg

Учиться у коллег

Одним из ключевых условий успешной работы учителя Валерий Конышев считает постоянное взаимодействие с коллегами – другими учителями, каждый из которых может передать свой опыт и научить новому.

Помимо студенческой практики у народного учителя СССР, он вспоминает уроки учительницы русского языка и литературы Степнинской школы Галины Григорьевны Клинцовой, которые посещал еще в 1990-х. Хотя она не имела отношения к естественно-научным предметам, у нее Валерий Конышев позаимствовал ключевые принципы педагогической работы, в том числе метод «равный – равному», когда источником знания для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же ученик, и формирование универсальных учебных действий, о которых в те годы еще не говорили на федеральном уровне.

Освоить проектно-исследовательскую деятельность помогло сотрудничество с Людмилой Викторовной Мартыновой, которая возглавляет детско-юношескую общественную организацию города Омска «Экологический центр».

У директора Станции детского и юношеского туризма из соседнего Азовского района Анны Викторовны Порываевой научился организовывать палаточные лагеря. При поддержке московского коллеги Владимира Нодаровича Головнера – учителя химии, организатора межрегиональных экспедиций школьников – освоил полевые практики. Принимая участие вместе со своими учениками в его экспедиции в Ульяновской области, Валерий Конышев заинтересовался его разработками по определению химического состава минералов горных пород с помощью простых химических веществ. С тех пор применяет эту практику в своей работе, объясняя с ее помощью роль химии в изучении геологических процессов.

В организации детских исследований ему помогают учителя из других школ – среди них есть даже учитель физической культуры Александр Алексеевич Азаров, который ради этого стал разбираться в естественных науках и внес в совместные экспедиции спортивную составляющую. Когда понадобилась помощь специалиста-астронома, пригласил в школу Ольгу Юрьевну Смолянкину – кандидата физико-математических наук, руководителя астрономического кружка Дворца детского (юношеского) творчества Омска.

«Я такой человек, которому всегда что-то надо», – считает Валерий Александрович и именно этим объясняет свое участие в работе Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ. Он стал его членом от Омской области по итогам голосования, в октябре съездил в Москву на очное заседание. Посетил исторический парк «Россия – моя история» на ВДНХ, выставку, посвященную профессии учителя, поучаствовал в дискуссиях о судьбах российской школы, а главное – «в очередной раз убедился, что у нас в стране очень много талантливых педагогов».

Квест по центру Омска

С омскими педагогами Валерий Александрович взаимодействует и как преподаватель.

Сотрудничать с Институтом развития образования Омской области он начал в середине 2000-х – давал мастер-классы по биологии и географии, рассказывал об организации походов с детьми. Со временем стал своим человеком на кафедре естественно-географического и технологического образования, сейчас раз в неделю ездит в Омск, чтобы проводить занятия.

2-1.jpg

Один из его институтских проектов – географический турнир, в рамках которого учителя получают практические задания, которые нужно выполнить заочно или очно: например, продемонстрировать возможности использования географических инструментов и приборов в учебном процессе, самостоятельно изготовить наиболее простые из них. На очном этапе предусмотрен квест по центру Омска – учителям предлагается найти географический объект по его описанию и заданному направлению.

В институте Валерия Александровича ценят не только за огромный опыт и готовность рассказать учителям о практических аспектах преподавания географии (практику любят все – и дети, и учителя – считает он), но и за умение эффективно взаимодействовать со взрослой аудиторией. Впрочем, по его мнению, учить учителей сложнее, чем школьников.

«Ребенок – это чистый лист бумаги, на нем писать проще. А учитель – это исписанный лист: сначала надо надписи стереть, а потом писать заново. Именно поэтому многие реформы образования упираются в учителя: сколько бы ни говорили об универсальных учебных действиях, приходишь к нему на урок, а там как были репродуктивные методы, так и остались. Времена меняются, а педагогам меняться сложно.» – размышляет Валерий Александрович.

Моя задача как преподавателя института – сделать так, чтобы доля тех, кто готов меняться, кто считает изменения не просто важным, а обязательным элементом своей работы, стала бы немного больше

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Народный учитель»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института