Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Дом на Тарской

  • /
  • 31 марта 2022

Дом на Тарской
Фото: vo.apkpro.ru

Институт развития образования Омской области расположен в центре Омска на Тарской улице – в здании XIX века с арками, нишами и колоннами, где когда-то располагалась мужская гимназия. Сразу после входа в здание видишь на стене большой стенд с описанием миссии института, его видения и четырех ценностей: профессиональное развитие, командное творчество, педагогическое сообщество и эффективный труд. Рассказываем, что еще интересного можно увидеть в институте и чем уникальна музейная экспозиция, в которой представлена его история.

  • 133 чел. – коллектив института
  • 86 чел. – педагогические работники
  • 31 чел. – ППС17 чел. – кандидаты наук
  • 45 лет – средний возраст работников института 

Зайдя в здание, также обращаешь внимание на электронную доску почета – телеэкран, на котором можно увидеть имена и фотографии учителей, которые в предыдущем году были победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства. Начиная с 2010 года, объявленного в России Годом учителя, каждый раз в конце января в институте торжественно открывают доску почета – обновляют информацию на телеэкране, подчеркивая важность участия педагогов в профессиональных конкурсах.

На второй этаж ведет широкая парадная лестница, на самом видном месте между первым и вторым этажом – большой киот, обрамляющий икону с изображением Александра Невского.

Когда-то в мужской гимназии располагалась домовая церковь Александра Невского – согласно легенде, сибирские казаки, носящие имя Александр, скинулись кто сколько сможет, и на собранные деньги была изготовлена и освящена икона в киоте. В 2010 году такой же киот появился в Институте развития образования – он помещен между двумя колоннами, и его видит каждый посетитель. Александра Невского – наиболее значимую фигуру отечественной истории – сотрудники Института развития образования Омской области считают своим ангелом-хранителем.

В составе института:

  • 8 кафедр
  • 5 учебно-методических центров

6 специализированных центров:

  • мониторинга и оценки качества образования
  • непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров
  • интегрированного (инклюзивного) образования
  • сопровождения служб школьной медиации
  • по работе с родителями
  • редакционно-издательский

Миссия Института развития образования Омской области – научно-методическая помощь и поддержка непрерывного профессионального развития руководителей и педагогов средствами интеграции формального, неформального и информального образования.

11(2).jpg

Музей

В 2015 году институту исполнилось 80 лет, и в честь юбилея в здании был открыт музей. Ректор Татьяна Станиславовна Горбунова уточняет, что этот музей посвящен не столько образованию (такие экспозиции есть и в других регионах), сколько истории конкретной образовательной организации, где на протяжении уже почти столетия повышают квалификацию педагоги региона. Здесь собраны артефакты, информация о руководителях, преподавателях и слушателях разных лет, освещается роль института в развитии областной системы образования.

Музей состоит из трех экспозиций, каждая из которых размещена в отдельном кабинете и посвящена одному периоду его истории. Первый период – с 1935 по 1992 год (Омский институт повышения квалификации кадров народного образования и затем Областной институт усовершенствования учителей), второй – с 1992 по 2005 год (Институт повышения квалификации работников образования), третий – с 2006 года до сегодняшнего дня (Институт развития образования).

Самая большая часть истории – это советский период, и для первой экспозиции подбирать материалы было особенно трудно. Сотрудники находили фотографии и личные вещи своих коллег тех лет, работали в государственных архивах, по крупицам восстанавливая информацию. О некоторых директорах института вообще не осталось информации – только фамилии и инициалы.

До 1944 года территория Омской области была намного больше, чем сейчас, и достигала Северного Ледовитого океана, при этом в институте работали порядка десяти человек. Они формировали так называемые «кусты» – неофициальные административно-территориальные единицы, собирали учителей из окрестных школ и проводили курсы. «Решающую роль в организации всей работы по подготовке учителей должен выполнять ИПККНО», – гласит выдержка из решения Омского обкома ВКП(б) 1935 года.

Чем ближе к сегодняшнему дню, тем проще было подбирать материалы. Например, много информации о директоре Капиталине Алексеевне Нефедовой, возглавлявшей институт с 1966 по 1975 год и скончавшейся не так давно на 95-м году жизни. На огромном стенде – подробные сведения из ее биографии, на столе под стеклом – ее монографии, служебная переписка, потертый портфель из коричневой кожи с массивной желтой пряжкой.

При формировании второй экспозиции недостатка артефактов не было – здесь на стендах подробные биографии не только ректоров, но и проректоров. Из личных вещей ректора Юрия Викторовича Маковского (1992–2003 гг.) в музей передано его удостоверение и очки.

Летопись гласит, что с 1992 по 2005 год была изменена структурно-содержательная модель института, осуществлен переход от кабинетной системы к системе кафедрально-лабораторных комплексов, а позже к созданию отдельных кафедр. Многие из тех, кто приезжает в институт сейчас, видят в экспозиции портреты людей, у которых учились на рубеже веков.

12(2).jpg

Третья экспозиция, посвященная последним пятнадцати годам истории, оформлена в достаточно легком и современном стиле. На стенах портреты федеральных руководителей последних пятнадцати лет, в разные годы побывавших в институте, – среди них Исаак Калина, Дмитрий Ливанов, Елена Шмелева, Виктор Басюк. Здесь же обозначены основные посылы, связанные с реализацией государственной образовательной политики и роли института в этой работе: он создает и развивает традиции, координирует развитие инновационной инфраструктуры и так далее. В этой экспозиции также можно увидеть материалы партнеров института: муниципалитетов, других регионов России и других стран.

В числе экспонатов пожелтевший лист приказа № 121 по Облоно Омской области от 2 ноября 1935 года, напечатанный на пишущей машинке. В мотивировочной части документа констатируется, что знание орфографии учащихся продолжает оставаться на недопустимо низком уровне: например, «ученица 5 класса Калачинской средней школы Михайлова Лена в контрольном диктанте по русскому языку сделала 13 ошибок на половине страницы, а ученик Вагайской средней школы 7 класса Петров в сочинении, посвященном творчеству Горького, на трех страницах сделал 54 ошибки».

Основной причиной низкой грамотности учеников в приказе названа недостаточная требовательность, невнимательность, нередко небрежность, а во многих случаях и малограмотность самих учителей, что было подтверждено в ходе проверки, – например, «учительница Березовского района Емина в контрольной работе, состоящей из 147 слов, сделала 53 ошибки, пишет «мы хочим» и «за поздавший».

В распорядительной части документа предписывается провести краткосрочные курсы по орфографии для всех учителей начальной школы и преподавателей русского языка неполной средней и средней школы. Порядок и сроки проведения курсов в сельских районах и нацокругах директору ИПККНО Шибанову Н.С. установить 15/XI и представить на утверждение.

«Для меня важно, чтобы каждый сотрудник ощущал свою причастность к тому, что в разные годы делали наши предшественники, и чтобы учителя, приезжающие к нам на курсы, видели, что повышение квалификации педагогов – не изобретение сегодняшнего дня. Оно является неотъемлемой частью областной системы образования уже много лет, и институт раньше выполнял те же функции, что и сегодня»

Ректор ИРООО Татьяна Горбунова

Уважение и мотивация

Рассказывая о значении музея для современного института, Татьяна Горбунова подчеркивает, что бережное отношение к собственной истории – это не только дань уважения коллегам, работавшим в институте в разные годы, но и мотивация для тех, кто работает и учится сегодня.

qr6.jpgПосещение музея – обязательная часть очного обучения в институте, и экскурсию для слушателей проводят кураторы. Виртуальная экскурсия размещена и на сайте Института развития образования – ознакомиться с материалами может каждый желающий.

Понятно, что очные экскурсии проводятся нечасто, но в остальное время помещения музея не простаивают – здесь проходят учебные занятия. В аудитории, посвященной Институту повышения квалификации, есть оснащение для занятий по оказанию доврачебной помощи, в том числе учебные манекены. «Так музей становится элементом учебной аудитории, и это совмещение осознанное: история и люди, делавшие эту историю, становятся частью образовательной среды института», – поясняет Татьяна Горбунова.

Видение Института развития образования Омской области – быть навигатором реализации индивидуальных программ профессионального развития руководителей и педагогов на основе результатов диагностики профессиональной компетентности с учетом анализа запросов и потребностей для обеспечения возможностей профессионального развития в меняющихся условиях, в том числе с использованием возможностей цифровой образовательной среды.

Высказывания великих людей

Во многих аудиториях института, кроме музейных, на стенах нанесены высказывания великих людей. Идея возникла спонтанно – ректор собрала молодых преподавателей, спросила, кто в этом проекте хочет поучаствовать, после чего были определены тематики высказываний и аудитории, где они будут размещены. Так что теперь, завершая занятие, преподаватель может предложить слушателям выбрать к нему эпиграф. По примеру Института развития образования оформлять свои аудитории таким же образом стали многие школы Омской области.

15(2).jpgИдея опять же заключается в том, чтобы показать преемственность разных эпох: цитаты известных людей о значимости образования, о ценности учителя и его отношении к ученикам, о других профессиональных и общечеловеческих сюжетах характерны не только для сегодняшнего дня. «Учитесь у всех, не подражайте никому» (М. Горький), «Великая цель образования – не только знания, но прежде всего действия» (Н.И. Мирон), «Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать прежде всего себя» (Н.В. Гоголь), «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда» (Эзоп).

Самые современные

Самые современные аудитории Института развития образования – те, которые были специально оборудованы для Центра непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ), открывшегося в Доме на Тарской в сентябре 2021 года. Актовый зал с колоннами, переоборудованный в лекторий; зал заседаний ученого совета и совещаний, в том числе с использованием видео-конференц-связи, где принимают губернатора Омской области, когда он приезжает в институт. Огромный коворкинг с колоннами, напоминающий театральный холл, многофункциональные аудитории с оборудованием для практикумов по естественно-научным дисциплинам.

16(2).jpgВ одной из аудиторий – огромная карта Омской области: ее сделали на заказ, в том числе для фотографий с гостями. В аудитории с мультимедийным и студийным оборудованием главная достопримечательность – доска- «перевертыш». Преподаватель пишет на прозрачной доске, а слушатели в онлайн-режиме видят его лицо, так что не надо по обычной школьной привычке постоянно оборачиваться к классу. Здесь проводят еженедельные консультации по сложным вопросам содержания образования, снимают уроки единого методического дня для школ с низкими образовательными результатами.

«Институт и ЦНППМ сегодня представляют собой единое целое, – поясняет Татьяна Горбунова, – и открытие ЦНППМ – огромный вклад в обновление института. А за любым внешним обновлением обязательно должно последовать внутреннее».

16(3).jpg

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института