Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

В фокусе внимания // Новость

Андрей Семке: «Очень хочется, чтобы цифровые образовательные ресурсы, искусственный интеллект не затмили учителя, а стали его партнером»

  • /
  • 31 марта 2022

Андрей Семке: «Очень хочется, чтобы цифровые образовательные ресурсы, искусственный интеллект не затмили учителя, а стали его партнером»
Фото: vo.apkpro.ru

Разработчик верифицированного цифрового образовательного контента по физике в своем интервью рассказал о главных целях проекта и о том, как сделать так, чтобы дети не хотели уходить с урока. 

— Андрей Иванович, почему важно, что именно учителя-практики разрабатывают цифровой контент?

— Дело в том, что сегодня требуются абсолютно новые подходы к образованию наших ребят. Ведь они очень сильно отличаются от тех детей, которые были десять, пятнадцать, двадцать лет назад. Сегодня ученики очень практико-ориентированы, им нужна информация, с которой они сталкиваются в жизни, встречаются на практике, в быту.

К сожалению, в последнее время большинство учебников и пособий слишком ушли в теоретизацию, математизацию, и возникла проблема оторванности реальной жизни от того материала, который содержится в учебниках. И как раз учителя-практики, которые создают электронный контент, стремятся к тому, чтобы весь материал был доступен и полезен ребятам, чтобы они могли его использовать в практических целях в своей жизни.

На мой взгляд, главная цель нашей работы – это как раз создание контента, содержащего ситуативные и контекстные задания, которые позволят школьникам не только изучать предмет, но и познавать природу и реальную жизнь.

— Чем урок с применением цифровых ресурсов отличается от обычного, традиционного урока?

— На самом деле все дети разные и классы разные, по численности и другим признакам, поэтому каждый урок отличается от другого. В современном образовании существуют проблемы, которые и призваны решить уроки с применением цифровых ресурсов.

Первая – это нехватка квалифицированных учителей. И зачастую получается так, что ученик, который приходит в класс, не получает полноценного образовательного контента, который ему требуется. И цифровые образовательные ресурсы могут стать подспорьем для детей, которые хотят знать этот предмет, которые хотят увлеченно заниматься. Ну, например, физикой или любым другим предметом, который они выбирают.

Второй момент. Все равно возникают ситуации, когда по каким-либо причинам ребенок пропускает учебу, школу. В этом случае ученик получает доступ к образовательному ресурсу, качественному контенту на цифровой платформе и может самостоятельно изучать материал. Ресурс включает очень много мотивирующих и практикоориентированных заданий, которые позволят и сориентироваться в образовательном пространстве данной темы, и изучить ее не хуже, чем он мог бы это сделать в классе.

Ну и третье. Еще одна важная миссия – это возможность для ребят, которые обучаются в школе, или для тех, которые не учатся в школе по каким-либо причинам, дополнительно изучать материал. То есть цифровая платформа может стать дополнительным цифровым образовательным ресурсом.

Если говорить об учителях, то, конечно, каждый учитель моделирует урок по-своему. Урок – это вообще волшебство, когда на уроке возникают какие-то таинства, какие-то познавательные моменты, когда дети зажигаются, как искорки, и горят во время урока, когда глаза у них светятся знаниями. Это – урок. Сегодня уже существуют образовательные платформы: «Московская электронная школа», «Российская электронная школа», много интересных видеоресурсов, которые создаются госкорпорациями. Наполнение этих электронных ресурсов разное и не всегда, к сожалению, достаточно качественное. В связи с тем, что создаваемый цифровой образовательный ресурс обладает мощной экспертной поддержкой, материалы выходят действительно очень качественными. Эти материалы не будут содержать фактических, дидактических и методических ошибок. Следовательно, учитель, который может их применять на практике во время урока, будет использовать гарантированно проверенный материал, следовательно, будет обучать на хорошем, качественном уровне. Вот такую пользу смогут извлечь педагоги из этого цифрового ресурса.

— Как мотивировать учителей использовать цифровой контент?

— Что значит «мотивировать»? Я скажу так: я – учитель с достаточно большим стажем и понимаю, когда прихожу на урок, что от меня хотят дети. Ведь они приходят один раз ко мне на урок, который надо прожить, чтобы это не было скучно, монотонно, чтобы это был какой-то взрыв.

Когда ребята после урока не хотят уходить, когда они после урока тебя облепляют с кучей вопросов – это значит, урок удался. И наш цифровой образовательный ресурс как раз позволяет насытить уроки таким материалом, чтобы дети не хотели уходить.

Сегодня, еще раз подчеркну, очень много зависит от учителя, от того, как он создает ситуацию образования и воспитания на уроке. Важно, чтобы учитель смог сделать так, чтобы ребенок, придя домой, захотел открыть учебник, пособие, посмотреть видеоресурс по данной теме или создать какую-то модель, прибор. Наша цифровая образовательная платформа позволяет это сделать, потому что она включает кластерные, проектные, исследовательские материалы, есть занимательные задачи, есть просто интересные задания, связанные с жизнью, природой, литературным творчеством. Причем они объединяют, допустим, не только предметы гуманитарного направления. На цифровом ресурсе очень много интегрированного и метапредметного материала. Мы надеемся, что он будет полезен тем учителям, еще раз подчеркну, которые действительно хотят сделать свой урок творческим, многоплановым, многоуровневым.

— Как Вы, будучи автором, создаете задания, как работаете над ними?

— Я вообще дидактик по натуре и, когда я пришел первый раз на урок и взял задачники, которые были на тот момент в нашем библиотечном ресурсе, я понял, что задача, допустим: «Поезд идет из пункта А в пункт Б с такой-то скоростью за такое-то время», в которой нужно найти расстояние, просто не интересна ребенку.

Когда ребята после урока не хотят уходить, когда они после урока тебя облепляют с кучей вопросов – это значит, урок удался

И наш цифровой образовательный ресурс как раз позволяет насытить уроки таким материалом, чтобы дети не хотели уходить.

Сегодня, еще раз подчеркну, очень много зависит от учителя, от того, как он создает ситуацию образования и воспитания на уроке. Важно, чтобы учитель смог сделать так, чтобы ребенок, придя домой, захотел открыть учебник, пособие, посмотреть видеоресурс по данной теме или создать какую-то модель, прибор. Наша цифровая образовательная платформа позволяет это сделать, потому что она включает кластерные, проектные, исследовательские материалы, есть занимательные задачи, есть просто интересные задания, связанные с жизнью, природой, литературным творчеством. Причем они объединяют, допустим, не только предметы гуманитарного направления. На цифровом ресурсе очень много интегрированного и метапредметного материала. Мы надеемся, что он будет полезен тем учителям, еще раз подчеркну, которые действительно хотят сделать свой урок творческим, многоплановым, многоуровневым.

— Как Вы, будучи автором, создаете задания, как работаете над ними?

— Я вообще дидактик по натуре и, когда я пришел первый раз на урок и взял задачники, которые были на тот момент в нашем библиотечном ресурсе, я понял, что задача, допустим: «Поезд идет из пункта А в пункт Б с такой-то скоростью за такое-то время», в которой нужно найти расстояние, просто не интересна ребенку.

Один раз он решит про поезд, а дальше что? Запомнит он эту задачу? Конечно, нет. И тогда у меня возникла идея создания таких материалов, чтобы каждая задача была с изюминкой, чтобы она запомнилась

Иногда бывает так: на самостоятельной, на контрольной работе какой-то ступор или момент, когда ребенок не может что-то вспомнить, но достаточно назвать задачу или какой-то пример, и он сразу вспыхивает, вспоминает и начинает дальше двигаться, решать. То есть задачи должны запоминаться, они должны быть творческими. Поэтому очень много материалов мы используем из литературных произведений.

Я как учитель физики, например, использую пословицы, поговорки, загадки, очень много нашей классики. Помимо этого, переработано огромное количество естественнонаучной литературы. Допустим, в теме «Газовые законы», мне нравится задача с бешеным огурцом, и дети тоже вспыхивают и начинают анализировать, почему этот овощ так себя ведет. Или, когда мы изучаем тему «Масса», то используем семена цератонии. Зная, что масса одного такого зернышка равна одному карату, мы дополнительно изучаем, как возникла система измерения в каратах. Или используем исторические аспекты. Например, у Ампера была очень сложная судьба. Когда у молодого парня (а у меня ребята в основном 7 и 8 классы, им как раз 14 лет) на глазах казнили маму и папу, он не потерял силы духа: много читал, писал и в итоге стал ученым с большой буквы. Недаром мы сегодня силу тока измеряем в амперах, величиной, названной его именем. Эта история ребятам запоминается и в какой-то момент становится, на мой взгляд, очень важным воспитательным моментом, важным с точки зрения изучения предмета, потому что физика без истории, без литературы – это не физика. Вообще мир многогранный, всецелый. Мы же не делим его на осколки: один осколок – это химия, а другой – это физика. Ведь когда мы выходим на улицу, то не разделяем мир: дерево береза – это биология. Или солнце светит – это астрономия. Мы смотрим на эти объекты с точки зрения красоты, ведь все предметы в природе взаимосвязаны. Вот так и формируются, рождаются задачи.

— А кто и как проверяет разработанный контент? Вы немного упомянули выше об этом. Как идет процесс проверки контента?

— Очень подробно не смогу рассказать, потому что я в большей степени автор… У нас несколько групп экспертов. Эксперты, которые являются методистами в институтах, специалисты из вузов. Это непосредственно те люди, которые занимаются подготовкой всевозможных материалов для экзаменов. Они, конечно, контролируют, смотрят, редактируют задания, очень много помогают в том, чтобы вычистить эти задания, чтобы в них не было фактических ошибок и т.д. Это реально очень талантливые люди с серьезным, многоуровневым подходом.

То есть одни эксперты – практики-учителя создают контент, следующие – из высшей школы его проверяют, затем на третьем уровне проверки подключаются методисты. В общем, проводится многоуровневая экспертиза. Очень здорово, что Академия Минпросвещения так серьезно этим занимается.

— Взаимодействуете ли Вы с авторами по другим предметам для создания междисциплинарных связей?

— У меня много друзей учителей-практиков по разным предметам. И мы, конечно, общаемся и делимся своими материалами. Если у меня появляются задания по физике, которые были бы интересны для других предметников, то, конечно, мы этими материалами обмениваемся. Формы обмена разные: это фестивали, конференции, конкурсы, международные методические объединения. И, конечно же, друг друга слышим, слушаем, познаем.

— Работая над этим проектом, научились ли Вы чему-то новому для себя? Что-то новое открыли?

— Очень хороший вопрос. Работаем мы больше полугода, идет очень активная работа над электронными образовательными ресурсами. Они очень многогранные и, конечно, требуют много дополнительных знаний и максимально содержательного материала.

Вообще открытий очень много. Это, конечно, и коллеги, которые дышат в одном ритме и двигаются в одном направлении. Сегодня сложно в нашем мире найти таких партнеров, которые думают одинаково с тобой, а здесь такие коллеги нашлись, и здорово, что мы вместе работаем над этим проектом. Так что открытия – это в большей степени новые люди, единомышленники.

В завершение

Сегодня мы живем в глобальном цифровом мире, и пройдет совсем немного времени, лет пять-десять, и наша школа в том виде, в каком мы ее сейчас видим, скорее всего, будет постепенно становиться цифровой образовательной площадкой. Но важно, чтобы искусственный интеллект, который сегодня используется в цифровом образовательном пространстве, стал партнером учителю, чтобы учитель остался в школе и был проводником, в том числе цифровых образовательных ресурсов. Очень важно, чтобы мы не потеряли учителя. Недавние исследования ВЦИОМ показали, что 68% выпускников школ считают учителя человеком, сыгравшим главную роль в их жизни. Поэтому очень хочется, чтобы цифровые образовательные ресурсы, искусственный интеллект не затмили учителя, а стали его партнером.

Источник: Apkpro.ru

Читайте также в рубрике «В фокусе внимания»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института