Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Сообразили на четверых»: команда томских учителей поучаствовала в профессиональной олимпиаде

  • /
  • 31 мая 2023

«Сообразили  на четверых»:  команда томских учителей  поучаствовала в  профессиональной олимпиаде
Фото: vo.apkpro.ru

На фото слева направо: Александр Васильчук, Людмила Шельгорн, Екатерина Трусова, Виктор Толмачев.

Одно из интеллектуальных состязаний, которое ежегодно проводит Академия Минпросвещения России, – Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей «Команда большой страны». В прошлом году в ней приняли участие более 7 тыс. команд из 86 субъектов России, в финал вышли 78 команд. В числе финалистов была команда из гимназии № 6 города Томска, в которую вошли Екатерина Трусова, Людмила Шельгорн, Виктор Толмачев и Александр Васильчук. Своими впечатлениями они поделились с журналом «Время образования».

О  «Команде большой страны» четыре учителя гимназии № 6 узнали из социальных сетей Академии Минпросвещения России. К тому времени их команда уже была сформирована и имела опыт участия в различных интеллектуальных состязаниях.

У каждого члена команды своя предметная специализация: Екатерина Трусова преподает английский язык, Людмила Шельгорн – биологию, Виктор Толмачев – историю и обществознание, Александр Васильчук – математику и информатику. Людмила Валерьевна и Александр Николаевич также являются заместителями директора гимназии.

Поучаствовать в олимпиаде они решили, так как «было просто интересно», «хотелось на других посмотреть и себя показать», а также удовлетворить личные амбиции и поддержать престиж своей школы. К состязаниям готовились основательно: выполняли задания 2021 года, анализировали разбор решений. На сайте «Цифровая экосистема ДПО» команду зарегистрировала ее капитан – Екатерина Трусова, а проконсультироваться по оргвопросам можно было у регионального координатора из ТОИПКРО.

komanda2.jpg

Успеть за 240 минут

Олимпиада «Команда большой страны» состоит из трех этапов – дистанционного, регионального и всероссийского. В 2022 году они проходили соответственно в октябре, ноябре и декабре.

Для выполнения заданий первых двух этапов члены команды Екатерины Трусовой вместе собирались за компьютером в своей гимназии. На дистанционном этапе приступить к заданиям можно было в любое удобное время в течение двух недель, на региональном – в течение одного дня.

Учителя подчеркивают, что после того, как команда приступила к выполнению заданий, начинался отсчет времени, и через четыре часа система закрывала к ним доступ. Прерваться, остановить отсчет и отложить решение невозможно. Несмотря на четкие инструкции организаторов, были случаи, когда три члена команды начинали выполнять задания, не дождавшись четвертого участника, или же один член команды открывал доступ к заданиям в расчете на то, что остальные коллеги присоединятся позже, когда у них уроки закончатся. Победить в таких случаях, разумеется, не удавалось.

На региональном этапе рядом с командой, пока она отвечает на вопросы, все четыре часа должны находиться независимые наблюдатели – учителя из других школ. Это правило командой гимназии № 6 также было соблюдено – для этого с помощью администрации официально пригласили «внешних» коллег.

И на дистанционном, и на региональном этапах команда Екатерины Трусовой одержала убедительную победу

Призерами регионального этапа также стали еще 10 команд из Томской области.

Эрудиция и логика

На дистанционном и региональном этапах было предложено по 20 заданий. Были представлены история, география, физика, химия, математика, иностранные языки, финансовая грамотность и многие другие науки и сферы деятельности, которые так или иначе изучают в школе. Составители не забыли и об истории педагогической профессии – членам команды запомнилось задание о статусе педагогов в дореволюционной России (в те времена у них были высокие зарплаты и некоторые даже занимались благотворительностью).

shelngorn.jpg

В ряде случаев задания были явно рассчитаны на учителей, которые преподают тот или иной предмет. Например, задание по органической химии показалось непростым даже Людмиле Шельгорн – учителю биологии, а профессиональный химик счел бы его элементарным. Задания по финансовой грамотности, по мнению Виктора Толмачева, не представляют особой сложности для учителя, который этот предмет преподает, а другим пришлось бы задуматься.

Впрочем, члены команды убеждены, что в большинстве случаев от участников олимпиады требовались не столько глубокие предметные знания, сколько кругозор, эрудиция, логика, гибкость мышления, умение быстро сориентироваться в незнакомом материале. Екатерина Трусова вспоминает, что на дистанционном этапе были задания по китайскому и японскому языку. Владеть ими, конечно же, не требовалось, но нужно было продемонстрировать логику и понимание общих языковых принципов.

Еще один навык, который пригодился на обоих этапах, – умение быстро находить информацию в интернете и тут же ее верифицировать (пользоваться гаджетами во время выполнения заданий не запрещалось). И, конечно, очень важно умение работать в команде – советоваться друг с другом, отсекать некорректные версии и выбирать единственно верное решение.  

trusova.jpg

«У нас обсуждение было организовано на демократической основе, – считает Екатерина Трусова. – Никто не давил авторитетом, и каждое решение было результатом коллективной аргументации».

Три счастливых дня

Узнав о своей победе на региональном этапе, члены команды, разумеется, были счастливы. От Департамента общего образования Томской области они получили дипломы, от ТОИПКРО – подарки, а из средств гимназии им оплатили поездку на финал в Москву. В масштабах Томска – небольшого города, где состав участников олимпиады в целом был известен в профессиональном сообществе, победа команды конкретной школы – убедительное свидетельство высокого качества ее работы.

vasilchuk.jpg

«Коллеги нас спрашивали: как же вы так сумели «сообразить на четверых»?» – улыбается Александр Васильчук.

В Москве команда провела три конкурсных дня. Заключительный этап состоял из двух частей – разработки урока-экскурсии на материале центра «Космонавтика и авиация» ВДНХ (нужно было оперативно подготовить презентацию и представить ее жюри) и блицтурнира на базе Академии социального управления (нужно было в течение 45 минут быстро ответить на вопросы). Урок-экскурсию разрабатывали всей командой, а участие в блицтурнире было индивидуальным.

Томские учителя, конечно же, очень хотели победить – приехали в Москву с серьезным настроем и, как и на предыдущих этапах, выкладывались на 100 процентов. При разработке урока-экскурсии использовали не только материалы центра «Космонавтика и авиация», но и «школьный компонент» – историю своей выпускницы, принявшей участие в четырехмесячном изоляционном эксперименте по имитации полета на Луну и ставшей известной на всю страну. Однако занять призовое место, к сожалению, не удалось. На этот раз фортуна улыбнулась команде из Омска – по оценке томичей, вполне заслуженно.

В 2023 году команда Екатерины Трусовой намерена участвовать в олимпиаде снова. Учителя убеждены, что им поможет не только знание своих предметов и умение работать в команде, но и опыт 2022 года – понимание формата заданий и различных нюансов проведения каждого тура. 

komanda.jpg

Разбор полетов

Главная рекомендация, которую томские коллеги дают будущим участникам олимпиады и которой сами планируют воспользоваться в следующем году, – внимательно вчитываться в формулировку каждого задания. Не пытаться ответить с ходу, если оно кажется легким, а ответ – очевидным. «Если не вчитался, упустишь суть, а она там точно есть», – считает Александр Васильчук. 

lobachev.jpg

«Так бывает и у наших учеников: увидели в задании знакомое слово и решили, что они это уже знают и ничего сложного тут нет», – добавляет Виктор Толмачев.

Пожелание организаторам профессиональных олимпиад – проводить их как можно больше, расширяя линейку представленных предметов. Так, Александр Васильчук в этом году стал участником III Всероссийской профессиональной олимпиады для учителей и преподавателей информатики «ПРО-IT».

Профессиональная олимпиада для учителя – это в первую очередь «перезагрузка», утверждает Екатерина Трусова, а участие в заключительном этапе – еще и возможность познакомиться с коллегами из других регионов. Виктор Толмачев называет преимуществом командной олимпиады укрепление горизонтальных связей между членами каждой отдельной взятой команды. Ведь сам формат состязания задает эталон взаимодействия, и учителя, стараясь не подвести друг друга на каждом из трех туров, точно так же будут действовать и в повседневной работе.

Олимпиада лишний раз напоминает: приходя к детям, учителя должны использовать самые разные возможности, чтобы разнообразить урок: подбирать интересные задания, прежде всего метапредметные, устраивать блицтурниры, обращаться к внешним ресурсам, в том числе музейным. И, конечно, это оценка уровня их подготовки. «Если мы что-то требуем от наших учеников, то должны уметь делать это сами, показывать им пример», – говорит Виктор Толмачев. По его мнению, олимпиада учит быть внимательным, тренировать умение быстро реагировать на самые разные задачи, действовать не по шаблону (считается, что это качество нередко присуще учителям). На олимпиаде, как и в современной жизни, нужно уметь быстро отвечать на новые вызовы и быть готовым действовать в ситуации, когда вокруг происходят самые неожиданные изменения.

По данным ТОИПКРО, в 2022 году число педагогов Томской области, участвующих в профессиональных олимпиадах Академии Минпросвещения России, выросло вдвое по сравнению с 2021 годом. К ним все больше проявляют интерес не только учителя школ, но и преподаватели общеобразовательных дисциплин техникумов и профессиональных колледжей.

olimpiada.jpg

III Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны» стартует 2 октября 2023 года. 

qr-str43.jpg

Источник: apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института