Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

Проект «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство для каждого ученика страны

  • /
  • 31 мая 2023

Проект «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство для каждого ученика страны
Фото: vo.apkpro.ru

В Академии Минпросвещения России в конце марта 2023 года прошло Всероссийское совещание с представителями регионов, ответственными за реализацию проекта «Школа Минпросвещения России». Проект запущен в 2022 году и нацелен на создание условий для получения качественного образования всеми российскими школьниками независимо от местонахождения их школы и места их проживания.

02.jpgСайт Проекта

Без современного качественного доступного образования, причем во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития. Должен безусловно соблюдаться базовый принцип системы российского образования – это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями, причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Миссия

Качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов.

003.jpg

04.jpg

Проект «Школа Минпросвещения России» – это механизм создания и развития единого образовательного пространства в стране. Относиться к этому проекту нужно как к эталонной модели, как к единым требованиям к образовательной среде, единым требованиям к школе и школьному климату, к организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности. Важно при этом, что каждая школа сохраняет свои способы достижения, свои пути реализации поставленной задачи

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева

04-(1).jpg

«Школа Минпросвещения России» – это не оценочный проект. Он имеет прикладное значение и поддерживает команду управленцев. Задача проекта – собрать ориентиры для руководителя образовательной организации и дать конкретные инструменты управления.

Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко

Задачи проекта «Школа Минпросвещения России» на 2023 год в рамках управления проектом на региональном уровне:

1. Назначение в каждом регионе ответственного за реализацию проекта.

2. Ведение на сайтах региональных органов исполнительной власти тематической страницы проекта.

3. Организационное сопровождение самодиагностики школ.

4. Консультирование по проектированию программ развития.

31.jpg

В этом году будут актуализированы показатели работы школ в рамках проекта, доработан автоматизированный сервис самодиагностики, проведена серия тематических семинаров, организованы курсы повышения квалификации для управленческих команд, разработана новая модель аттестации директоров школ и завершено наполнение «Настольной книги директора»

Ректор Академии Минпросвещения России

Павел Кузьмин

05.jpg

По каждому направлению проекта разработаны критерии и показатели, ориентирующие деятельность школ на соответствие статусу «Школа Минпросвещения России» (базовый, средний, высокий уровни).

Критерии и показатели для самодиагностики школ в рамках проекта «Школа Минпросвещения России»

 

Направление «Знание»

• Образовательный процесс

• Функционирование объективной внутренней системы оценки качества образования

• Обеспечение удовлетворения образовательных интересов и потребностей обучающихся

• Обеспечение условий для организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью

27 показателей

 

Направление «Здоровье»

• Здоровьесберегающая среда

• Создание условий для занятий физической культурой и спортом

10 показателей

 

Направление «Творчество»

• Развитие талантов

• Школьные творческие объединения

13 показателей

 

Направление «Воспитание»

• Организация воспитательной деятельности

• Ученическое самоуправление, волонтерское движение

16 показателей

 

Направление «Профориентация»

• Сопровождение выбора профессии

14 показателей

 

Ключевое условие «Учитель. Школьная команда»

• Условия педагогического труда

• Методическое сопровождение педагогических кадров. Система наставничества

• Развитие и повышение квалификации

15 показателей

 

Ключевое условие «Школьный климат»

• Организация психолого-педагогического сопровождения

• Формирование психологически благоприятного школьного климата

13 показателей

 

Ключевое условие «Образовательная среда»

• Цифровая образовательная среда (поддержка всех активностей)

• Организация внутришкольного пространства

• Функционирование школы полного дня

• Реализация государственнообщественного управления

12 показателей

 

07.jpgТелеграм-канал проекта «Школа Минпросвещения России»

07.jpgКанал проекта в «Сферуме»

06.jpgИнформация о проекте «Школа Минпросвещения России» на сайте Академии

По результатам самодиагностики разрабатывается Программа развития школы – детально проработанный документ, ориентированный на приоритеты развития российской системы образования и образовательный суверенитет.

Цифровые инструменты проекта «Школа Минпросвещения России»

08.png

09.png

Сервис автоматизированной самодиагностики

10.png

Цифровой конструктор программы развития образовательной организации

 

mitrofanov.jpgАлександр Митрофанов, ректор Воронежского института развития образования им. Н.Ф. Бунакова

В 2022 году Воронежская область стала пилотным регионом – участником проекта «Школа Минпросвещения России». Работа в рамках проекта позволит создать на территории Воронежской области к 2030 году образовательное пространство и воспитывающую среду, которые обеспечат каждому ребенку доступ к качественному образованию за счет региональной модели развития школ до эталонного уровня. Региональная модель развития основана на принципах системной аналитической работы и эффективной реализации управленческого цикла.

Для выравнивания доступа учеников к качественному образованию и обеспечения устойчивой динамики развития школ было принято решение об участии в проекте 100% школ региона. Включение всех школ Воронежской области в проект «Школа Минпросвещения России» предоставило нашему региону уникальную возможность для проведения всестороннего анализа системы образования, выявившего сквозные дефициты, устранять которые нужно не в отдельных школах, а системно на уровне региона.

По результатам самодиагностики, которую провели все школы Воронежской области, были проанализированы потребности как региона в целом, так и муниципалитетов, и с их учетом разработан принцип кластеризации участников проекта для адресного сопровождения их развития.

Непосредственная работа по проекту началась с создания единой дорожной карты, которая охватила все уровни системы образования и интересы всех участников образовательного процесса на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Руководители органов местного самоуправления в сфере образования и директора школ получили всю информацию о проекте, изучили его содержание и получили рекомендации по созданию программ развития своих образовательных организаций.

Разработанные школами проекты программ развития прошли экспертную оценку, на основании которой были сформулированы адресные рекомендации по их корректировке.

Мероприятия по проекту также включали внесение изменений в региональную систему оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, а также в примерное положение об оплате труда и областное законодательство. При этом были увеличены зарплаты отдельным категориям работников, например, педагогам-психологам. Помимо этого, предложен на рассмотрение принцип финансирования образовательных организаций для реализации программ развития.

Для развития профориентационного направления с участием вузов и колледжей был разработан принцип формирования сетевых образовательных кластеров, запущены региональные проектные инициативы – проект «Акселератор персональных профессиональных маршрутов» по системному взаимодействию с вузами региона для реализации сетевых программ. В этом проекте уже сегодня участвуют более 1000 учеников 10-11 классов вне зависимости от того, в какой школе они учатся и в каком районе живут. Еще одна проектная инициатива – «Колледж-36», в рамках которого будут взаимодействовать колледжи и школы.

Основные направления работы в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» в 2023/2024 учебном году будут включать разработку и использование механизмов аналитики для объективной оценки текущего уровня школ и внесения корректировок в документы регионального уровня; прикладные исследования для оценки аспектов, критичных для реализации проекта; оценку динамики результатов и корректировку программ развития школ; реализацию индивидуальных маршрутов сопровождения образовательных организаций.

В заключение хотелось бы отметить, что проект «Школа Минпросвещения России» управленческий по своей сути. Воронежский институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова, выступая оператором проекта в регионе, ориентирован на развитие всех общеобразовательных организаций и системы в целом, ведь отвечать на существующие вызовы следует не фрагментарно, а комплексно, только в этом случае всем участникам будут понятны цели развития и результаты, к достижению которых стремится вся система.


Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института