Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Проект Института // Новость

Конкурс «Учитель года заграншкол МИД России»

  • /
  • 31 мая 2023

Конкурс «Учитель года  заграншкол МИД России»
Фото: vo.apkpro.ru

В 2023 году конкурс «Учитель года заграншкол МИД России» прошел во второй раз и объединил 21 учителя. Конкурсанты работают в образовательных организациях – структурных подразделениях Министерства иностранных дел Российской Федерации. Они ведут такие школьные предметы, как история и обществознание, русский язык и литература, математика, физика, информатика, английский язык, физическая культура, география, преподают в начальных классах.

banner-mid.jpg

lavrov.jpg

Отрадно, что конкурс, призванный поддержать талантливых, активных учителей, работающих за рубежом, вызвал по-настоящему живой отклик и интерес. Его девиз – «Мастерство без границ» – как нельзя лучше отражает особую значимость ежедневного педагогического труда. 70 лет назад в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Министерство иностранных дел получило право самостоятельно открывать школы при загранучреждениях. За прошедшие годы проделан большой путь. Ваше творческое состязание – яркое тому подтверждение

 

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров

kravczov-mid.jpg

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Профессия учителя – одна из самых значимых в нашей стране. Выражаю благодарность всем участникам и лауреатам этого конкурса – каждый из вас получил уникальный опыт. Особые поздравления призерам и победителю, которого ждет федеральный этап конкурса «Учитель года России». Желаю вам новых профессиональных успехов и всего самого доброго!

 

Министр просвещения России Сергей Кравцов

Учредитель конкурса

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, оператор конкурса – Академия Минпросвещения России.

Цель конкурса:

выявление, поддержка и поощрение талантливых учителей, повышение престижа педагогической профессии и распространение инновационного опыта педагогов, работающих в российских заграншколах.

Лауреаты конкурса:

  • Астахова Наталья Юрьевна (Румыния)
  • Щема Александра Александровна (Бельгия)
  • Домброва Татьяна Владимировна (Кипр)
  • Ильчук Ирина Анатольевна (Мексика)
  • Сазонова Марина Александровна (Египет)
  • Фомина Елена Андреевна (Лаос)
  • Зотова Юлия Андреевна (Италия)
  • Лукашкин Антон Сергеевич (Франция)
  • Резцов Павел Вячеславович (Гвинея)
  • Бондарева Анастасия Валентиновна (Канада)

Призеры конкурса:

  • Уласевич Максим Леонидович (Бразилия)
  • Коробейников Денис Александрович (ФРГ, Бонн)
  • Тарасенков Алексей Викторович (ФРГ, Берлин)
  • Есикова Юлия Викторовна (Дания) 

Победитель конкурса:

Олег Игоревич Янковский, учитель русского языка и литературы Общеобразовательной школы при Посольстве Российской Федерации в Иране.

mid-pobeditel.jpg

В школе при Посольстве России в Иране работаю третий год, в следующем году заканчиваю командировку. Приглашение на работу за границей получили, отправив анкету. Причём выглядело начало этой эпопеи весьма забавно: мы отдали анкеты с не очень качественными фотографиями в последний момент, услышав такой комментарий: «Ребят, особо не надейтесь, если и позвонят, то где-то в конце мая». На деле позвонили уже в январе и так мы получили предложение.

Я работаю в 5, 6, 7 и 9 классах, и у меня всего 30 учеников. Да, это из всех классов! Такова специфика посольских школ: у моей жены два года назад в девятом классе учился один ребенок, у меня сейчас в 9 классе — четыре.

Что касается других особенностей преподавания, то на ум приходит ещё более ярко выраженное национальное многообразие учащихся. В 6 классе, где я классный руководитель, всего шесть человек, из них один русский, один кыргыз, одна туркменка, одна таджичка, один армянин и один астраханский ногаец. Так что культурный обмен здесь постоянный, трудностей с толерантным восприятием разных национальностей нет. Ещё здорово, что нет мероприятий «для галочки»: большинство концертов, воспитательных дел, квестов проводится для детей и с учётом их интересов.

Учитель здесь — оплот русской культуры. Мы понимаем, что за границей школьники сталкиваются с другим мировоззрением, другими традициями. Именно поэтому мы учим ребят ценить свою культуру, видеть и знать достойных её деятелей — писателей, актёров, музыкантов, режиссёров, философов. Большое видится на расстоянии, и наши семена падают в благодатную почву: дети сами тянутся к Родине, им интересно всё, что связано с Россией.

При этом мы не просто изучаем традиции страны пребывания — в отдельных случаях без следования этим традициям нам пришлось бы худо (я говорю о ношении хиджаба, например). А вообще мы с большим уважением и интересом касаемся персидской культуры, одной из древнейших и богатейших в мире. Мы активно путешествуем по Ирану (были и на севере, в городе Решт, и на юге — в городах Исфахан и Кашан), ходим на экскурсии, общаемся с местными жителями. Легко отличаем ковёр от килима, а перепутать техники минакари и хатам уже никогда не сможем.

Моя излюбленная форма работы с учениками — эвристическая беседа, через неё открытие нового знания получается поистине совместным. Также я часто пристальное внимание уделяю совместному формулированию темы урока. Для этого я организую проблемные ситуации, выстраивая межпредметные связи.

Всё это позволяет мне донести детям две простые истины: знание универсально по своей сути, все разделения на «технарей» и «гуманитариев» очень условны; сложно сказать, как нам пригодится тот или иной факт на уроке, но он пригодится с очень большой долей вероятности, хоть и, возможно, неожиданно.

mid3.jpg

С коллегами мы взаимодействуем ежедневно самым активным образом: готовим занятия, концерты, стенды, газеты, сетевые проекты, предметные недели и многое другое. Помимо рабочего общения, мы часто объединяемся в поездках по стране или в походах по городу (например, на Большой базар Тегерана в одиночку почти никто не ходит).

Когда мы с женой начинали работу в саратовском лицее, у нас были старшие наставники — администрация школы и коллеги, а также наши бывшие преподаватели из педагогического института. Здесь старшие коллеги часто говорят, что это они учатся у нас, а не наоборот. Мы, в свою очередь, перенимаем их опыт командировок, решения проблемных ситуаций в загранучреждениях.

Повышение квалификации реализуем двумя способами: классическим и нетрадиционным. О первом расскажу коротко: курсы повышения квалификации — КПК. За три года мы прошли несколько КПК от Академии Минпросвещения России, от ФИПИ.

Нетрадиционный способ — через странички педагогов-новаторов, разработчиков педагогического контента в интернете. Такие учителя часто проводят рассылки методических разработок, из которых я узнаю о многих полезных ресурсах.

Выбор профессии — это моя очень прозаичная история, но я не стыжусь её рассказывать, потому что вывожу из неё важную мысль. Я понятия не имел, чем буду заниматься, даже поступив в пединститут. Я выбирал вуз по принципу «вот бы на бюджет попасть…», потому что жили очень небогато. На первом курсе мне понравились предметы, на втором — работа с детьми в лагере, на третьем-четвёртом прошли школьные практики, и мне понравилось вести уроки, а в конце пятого курса я выиграл конкурс «Шаг в профессию», и это окончательно убедило меня в том, что я на своем месте. А выводы, которые я делаю из своего опыта, таковы: качественная, настоящая, добросовестная профориентация школьников — идеал, к которому современная школа должна стремиться; вовсе не обязательно родиться учителем — вполне возможно им стать при наличии интереса, неравнодушия, упорства.

Для победы в конкурсе я приложил максимум усилий, старался сделать так, чтобы не было «проходных» конкурсных работ, все свои «продукты» стремился сделать насыщенными, содержательными, оригинальными. Ради нескольких секунд видео для визитки мы с женой специально ездили к озеру за 20 километров от Посольства. Презентацию к мастер-классу я делал почти две недели — всё время, свободное от уроков. А самое сложное было — организовать хорошее качество связи и сохранить самообладание при нестабильном интернет-соединении.

Считаю, что соперники по конкурсу были очень достойными, до последнего я не понимал, кто победит. Конечно, была уверенность в себе, понимал, что достоин победы, но нельзя было не заметить преимущества коллег: одни были отлично подготовлены и гладко выступали, даже с технической точки зрения, другие брали лёгкостью и артистизмом, третьи, наоборот, удивляли основательностью и глубиной, концептуальностью своей позиции.

Я был бы рад продолжить общение со своими «соперниками», потому что наше взаимодействие, бесспорно, обогатило нас.

Самое главное — мы поняли, что неравнодушных, ярких педагогов много даже в консервативной МИДовской системе заграншкол. Если бы обмен опытом был организован на официальном уровне и на регулярной основе, причём вовсе не обязательно в атмосфере соперничества, я думаю, это было бы здорово. Посольство — это Россия в миниатюре, школа в Посольстве — это Россия под микроскопом, поэтому очень сложно ощущать себя частью большого сообщества, находясь в «капсуле» с 15-20 коллегами.

mid4.jpg

Я однозначно рекомендую коллегам принять участие в конкурсе.

Начну с контраргументов:

а) покой потерян на несколько месяцев;

б) нужно постоянно обращаться за содействием к администрации школы, коллегам, ученикам;

в) сильно переживаешь, пока ждёшь результаты очередного этапа.

На этом контраргументы кончились, «громим» их аргументами:

а) спокойствие — душевная подлость, как писал Л.Н. Толстой, и живём мы только тогда, когда творим, а конкурс — лучший мотиватор для творчества;

б) постоянные контакты с коллегами, администрацией, попытки совместного решения трудных задач порой становятся тем самым «пудом соли», после которого даже натянутые отношения могут улучшиться;

в) против этого аргумента нечего противопоставить: конкурс есть конкурс, здесь можно выиграть, а можно проиграть, просто надо быть морально готовым в том числе к поражению, при этом работая на победу;

г) есть возможность познакомиться с новыми ресурсами, площадками, актуальными для современной России;

д) конкурс — это вызов прежде всего самому себе, уникальная возможность заметить свои сильные стороны и развить их, столкнуться со своими недостатками и побороть их;

е) как ни странно, но ровно в тот момент, когда я пошёл на конкурс, я стал быстрее проверять тетради, выставлять отметки, рационализировать множество мелких процессов в течение дня, и свободного времени стало если не больше, то точно не меньше;

ё) конкурс благотворно влияет на профессиональную самооценку, ведь даже сам факт того, что ты заявился, а десятки других учителей поленились, постеснялись, прошли мимо, уже подбадривает;

ж) в повседневном учебном процессе оригинальность педагога порой даже мешает, а конкурс — самое время эту самобытность проявить.

В общем, я не перечислил и половины причин, но и перечисленные вполне убедительны.

Источник: apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Проект Института»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром