Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Каждому по потребностям: индивидуальные образовательные маршруты – томским педагогам


Каждому по потребностям:  индивидуальные  образовательные маршруты –  томским педагогам
Фото: vo.apkpro.ru

Ключевой задачей Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), созданного в структуре ТОИПКРО два года назад, стала системная диагностика профессиональных затруднений педагогов и разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). До конца 2023 года общее число таких маршрутов составит 4,5 тысячи. Как к ним относятся педагоги и высока ли их результативность, рассказывает проректор по инновационной и проектной работе ТОИПКРО Юлия Чащина.

woves45o03pa.jpg

В Томской области ЦНППМ был создан 14 мая 2021 года, и в этот год нам предстояло разработать 952 индивидуальных образовательных маршрута.

С первого же дня мы стали диагностировать всех педагогов, которые приходят на курсы повышения квалификации на кафедры или в центры ТОИПКРО. Ранее столь детальной диагностики профессиональных дефицитов (не только предметных, но и межпредметных, методических и проч.) и потребностей каждого конкретного учителя по большому счету в регионе не проводилось.

Скажу честно, педагоги воспринимают любую диагностику болезненно. Ведь одно дело – когда учитель оценивает ученика, а совсем другое – когда оценивают его самого. Учителя с регалиями, эксперты конкурсов профессионального мастерства зачастую считают, что результат их диагностики может быть только 100-процетным, и удивляются, когда он оказывается ниже (хотя это совершенно нормально, и здесь нет никаких проблем).

Мы сразу пояснили коллегам, что ни в коем случае не хотим их оскорбить или унизить. Постарались уйти от привычных в системе повышения квалификации терминов «затруднения» и «дефициты», заменив их понятием «потенциал» – он ведь есть у каждого педагога, но может быть скрыт, и его необходимо наращивать. Точно так же у каждого педагога есть профессиональные потребности, которые необходимо учитывать и удовлетворять.

Поработав с результатами диагностики, наши тьюторы и региональные методисты стали предлагать педагогам проекты ИОМов – планировщики задач, рассчитанные на полгода (на наш взгляд, это оптимальный срок). Поначалу такой проект может занять 30-40 страниц – с подробным перечнем курсов, которые предлагается освоить, списком литературы, которую желательно прочесть, перечнем федеральных и региональных экспертов, с работами которых можно ознакомиться, образовательных событий и других мероприятий, в которых педагогу рекомендуется поучаствовать.

Получив проект столь внушительного размера, педагог совместно с тьютором и руководителем образовательной организации начинает его корректировать и формировать окончательную версию. При этом он учитывает свою загруженность, график работы и иные обстоятельства. По большому счету он может вычеркнуть почти все предложенные мероприятия, а может, наоборот, многое сохранить или даже дополнить.

1.jpg

Мы в ТОИПКРО видим свою задачу в том, чтобы педагог активно включился в работу по развитию своего потенциала и чтобы он понимал: источников информации много, образовательных возможностей много и курсы повышения квалификации здесь не являются панацеей. Большую роль играет самообразование, чтение литературы, всевозможные образовательные мероприятия с открытым доступом. Например, часто рекомендуем коллегам поучаствовать в наших вебинарах «Классная работа» и «Прокачай свою управленческую команду».

В прошлом году Академия Минпросвещения России предложила регионам настольную игру «Проектируем ИОМ». Мы используем ее на курсах повышения квалификации, а также тиражируем в муниципалитетах – допечатали семь комплектов, а дальше муниципалитеты и образовательные организации на свое усмотрение допечатывают необходимое им количество. Игру мы адаптируем с учетом региональных особенностей и задач, стоящих перед конкретной командой. Это касается этапов маршрута, его содержания, особенностей его формирования, согласования и т. д.

5.jpg

На сегодняшний день в Томской области реализовано около 3 тыс. ИОМов. Некоторые педагоги (в институте их называют «повторниками») освоили индивидуальный образовательный маршрут, а затем, по итогам повторной диагностики, по собственной инициативе зашли «на второй круг». Это означает, что коллеги поняли смысл этого инструмента, приняли его и он им необходим.

Одним из эффектов работы ЦНППМ за прошедшие два года стало активное использование результатов проведенной диагностики. Они учитываются при формировании государственного задания ТОИПКРО, при разработке перечня курсов повышения квалификации, а также проектировании образовательных событий, в том числе межмуниципальных. Порядка 5% педагогов и управленцев, прошедших диагностику, мы уверенно рекомендуем на экспертную позицию и обращаем внимание муниципалитетов, что такие люди есть, что к ним можно и нужно обращаться.

До конца 2023 года ИОМами будет охвачено порядка 4,5 тыс. работников системы общего образования Томской области.

Об эффективности этого инструмента свидетельствуют, во-первых, результаты повторных диагностических процедур – как правило, налицо положительная динамика; во-вторых, обратная связь – рефлексивные карты по итогам прохождения ИОМов; и, наконец, наличие педагогов, изъявивших желание пройти ИОМ второй раз и встроивших его в свою жизнь как эффективный инструмент профессионального развития.

3.jpg

За два года ЦНППМ Томской области накопил существенный опыт в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Отзывы педагогов о курсах, образовательных событиях и других мероприятиях мы учитываем при формировании базы материалов для новых ИОМов.

И, конечно, видим, что для успешного выполнения намеченного маршрута очень важно желание самого педагога прокачивать те или иные компетенции и развиваться в выбранном направлении.  

Источник: apkpro.ru


Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии