Интервью с региональным министром // Новость
Ирина Грабцевич: «Вкус к конструированию, изобретательству нужно формировать с детства»
- Ирина Грабцевич
- /
- 31 мая 2023
Федеральная поддержка системы общего образования предназначена для каждой школы, где бы она ни находилась, а не только для расположенных в мегаполисах, и это особенно ценно, отмечает начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич. В интервью журналу «Время образования» она рассказала, как в регионе реализуется проект «Школа Минпросвещения России», какие задачи решаются благодаря сотрудничеству с предприятиями и какие мероприятия проводятся в Год педагога и наставника.
– Ирина Борисовна, как сегодня организовано взаимодействие Вашего департамента с Министерством просвещения Российской Федерации? Что особенно важно в совместной работе?
– Мне как руководителю органа исполнительной власти субъекта России очень импонирует, что в последние три года в сфере образования выстраивается единая вертикаль государственного управления – от федерального министерства через региональные, муниципальные органы до каждой образовательной организации. Благодаря этой вертикали на всей территории страны формируется единое образовательное пространство.
Не могу не отметить личную включенность Министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова во все направления нашей совместной работы. При всей своей огромной занятости он регулярно встречается с нами на совещаниях, и я хотела бы сказать спасибо за «короткое плечо» в общении со специалистами Министерства просвещения любого уровня, начиная от специалистов любого отдела и заканчивая заместителями Министра.
Важно, что федеральная поддержка системы общего образования сегодня предназначена для каждой школы, где бы она ни находилась, а не только для тех, что расположены в столичных городах, мегаполисах
Для Томской области это особенно ценно: у нас есть поселки, которые при определенных погодных условиях остаются без наземного сообщения, и добраться туда можно только раз в неделю на вертолете. Обновление материально-технической базы школ, обеспечение их интернетом, единым образовательным контентом, сопровождение педагогов – все это позволяет создать равные условия для каждого ребенка.
– Идея равного доступа к качественному образованию легла в основу проекта «Школа Минпросвещения России». Как он реализуется в Томской области?
– Действительно, для нас этот проект – инструмент создания широкого спектра образовательных возможностей в каждой школе. Анализируя запросы детей, школа выстраивает программу собственного дальнейшего развития. В пилотный проект мы включили прежде всего школы, которые участвуют в программе «Модернизация школьных систем образования», и новостройки, открывшиеся в рамках нацпроекта «Образование».
Когда школа начинает работать в новом здании, образовательное пространство там оснащается с нуля, и все необходимые элементы в нем присутствуют. Например, в спортзале есть инвентарь для разных видов спорта, актовый зал оборудован так, что школа сама может выбрать, открыть там кукольный театр, театр теней или музыкальной комедии. Обязательно есть музейное пространство – комнаты или выставочные рекреации: мы их стали создавать во всех новых школах с 2017 года, который в Томской области был объявлен Годом школьных музеев.
Но, помимо таких школ, в проект вошли и другие, в которых пока возможностей для детей гораздо меньше, и, значит, их нужно создавать. Из 300 школ Томской области две трети – сельские, из них треть – малокомплектные, и равные условия для каждого ребенка должны быть в каждой из них. Понятно, что тот же театр или спортклуб в школе на 50 человек не может быть таким же, как в «тысячнике», но он там тоже необходим. Как и психолого-педагогическая служба, медиапространство, управляющий совет, возможность профориентации и выбора образовательной траектории, в том числе по естественно-научным и инженерным направлениям и т. д.
– Развитие этих направлений способствует формированию технологического суверенитета страны. Что для этого делается в школах Томской области?
– Не только в школах. К этой работе подключаются различные уровни и ступени образования, обеспечивается преемственность.
Вкус к конструированию, изобретательству нужно формировать с детства, поэтому в нашем регионе реализуется проект «Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего». Интерес к географии развивается благодаря международному проекту «Уроки из океана», к которому тоже подключаются дошкольники: наш земляк, путешественник Евгений Ковалевский общается с детьми и просвещает их во время своего кругосветного путешествия, находясь в разных странах. Координатором этих региональных проектов является ТОИПКРО.
Школы сотрудничают не только с СПО и вузами, но и через них – с предприятиями. Например, Томский физико-технический лицей организует совместную проектную деятельность со студентами ТУСУРа (Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники), а партнером является наше предприятие «Микран» – ведущий производитель радиоэлектроники, в том числе для оборонной промышленности. В рамках внеурочной деятельности совместно со студентами школьники включаются в решение реальных научных и производственных задач, самостоятельно выполняя ту часть работы, которая им по силам.
Конечно, подобное взаимодействие есть и в других регионах – прежде всего в крупных городах, но наше отличие в том, что уровень вовлеченности и вузов, и предприятий в работу со школьниками очень высок. В Томске с населением около 600 тыс. человек работают шесть государственных вузов, предприятия у нас в основном небольшие, но инновационные, и сотрудничество с общим образованием все они рассматривают как важную часть своей деятельности.
Вузы понимают, что им нужно идти в школы не просто для того, чтобы рассказать о своих образовательных программах и таким образом привлечь абитуриентов. Они должны предложить новое содержание образования, вложиться интеллектуально и материально. Полтора года назад ТУСУР при поддержке индустриального партнера открыл в томской школе «Перспектива» Центр компетенций в области искусственного интеллекта. В учебных планах старшеклассников теперь есть предмет «Технологии искусственного интеллекта», в основе обучения – принцип проектной работы.
Мы создали проект «Территория интеллекта», в рамках которого формируем у школьников цифровые компетенции и навыки технологического предпринимательства. Он предусматривает и работу с цифровой платформой (задачи, кейсы, квизы по инженерной тематике), и выполнение проектов и заказов от предприятий реального сектора экономики в офлайн-режиме.
Дети не просто учатся, но и работают руками, а это очень ценно для формирования инженера
– В Томской области нетипичная для российских регионов система управления: за общее и профессиональное образование отвечают разные органы исполнительной власти. Как выстраивается Ваше сотрудничество с коллегами?
– Мы тесно сотрудничаем с начальником Департамента профессионального образования Юрием Владимировичем Калинюком, ведем много совместных проектов. Например, когда отрабатывался новый формат уроков технологии, модули по новым технологиям для школьников проводились в мастерских СПО.
Сейчас мы реализуем новый проект «От «Точек роста» общеобразовательных организаций – до мастерских профессиональных образовательных организаций региона». Он профориентационный, рассчитан на сельскую местность, в нем участвуют и школьники, и студенты СПО. Местное предприятие предлагает реализовать какой-либо проект для своих нужд – например, сконструировать «умный пчелодом», и они этим занимаются вместе сначала в центре образования «Точка роста» на базе школы, а затем в мастерской СПО.
При таком подходе ребята понимают значимость своей работы и видят, как их разработки внедряются на предприятии
В октябре 2022 года на базе нашего института повышения квалификации совместно с Центром просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации мы провели Всероссийский форум «Точек роста», в котором очно поучаствовали представители 76 регионов, а наши педагоги транслировали лучшие практики.
Мы сотрудничаем и с другими органами исполнительной власти, например, с Департаментом культуры Томской области: недавно открыли выставку, посвященную истории образования и учителям, в нашем госархиве, направляем на выставку слушателей курсов ТОИПКРО, учеников психолого-педагогических классов и групп. Это особенно важно в Год педагога и наставника.
– Как в Вашем регионе проходит Год педагога и наставника? Какие мероприятия Вы считаете наиболее оригинальными и интересными?
– Старт Года педагога и наставника был дан в феврале на торжественной церемонии с участием нашего губернатора Владимира Владимировича Мазура. Была заложена «капсула времени» с посланием учителям будущего – она хранится в ТОИПКРО, и ее нужно будет открыть в 2053 году.
Сергей Сергеевич Кравцов не раз говорил, что учителей надо постоянно благодарить, и мы учли эту рекомендацию. У нас есть формат общения с коллегами на местах – «День Департамента», когда мы выезжаем в муниципалитеты и образовательные организации, анализируем их работу. Теперь в рамках этих мероприятий мы обязательно чествуем учителей, вручаем благодарственные письма представителям педагогических династий.
Людмила Михайловна Огородова, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации, ведет цикл встреч с руководителями школ «С директорами о важном», приуроченный к Году педагога и наставника.
На первом заседании оргкомитета по проведению Года педагога и наставника в регионе Губернатор принял решение о повышении доплат заслуженным и народным учителям России, работающим в Томской области.
Мы запускаем конкурс на соискание грантов на развитие региональной системы образования «Ступени» – педагогические и управленческие команды смогут предложить проекты, связанные с воспитанием, повышением качества образования и цифровизацией. Авторы девяти лучших проектов получат гранты от 300 тыс. до 1 млн рублей и до конца года представят промежуточные результаты.
В рамках проекта «Фестиваль нескучных уроков» учителя смогут выставить свои уроки на онлайн-голосование – дети, родители, представители педагогического сообщества выберут лучшие нескучные уроки. Авторы уроков, вошедших в топ-20, поедут в образовательный тур по регионам России, представят опыт коллегам из разных образовательных организаций и, в свою очередь, ознакомятся с опытом работы коллег. На этот проект уже выделены средства, он вызывает большой интерес у наших педагогов.
И, конечно, мы планируем серию встреч Губернатора Томской области с педагогами, в том числе с представителями педагогических династий. Торжественный прием состоится в честь Дня учителя.
– Расскажите о развитии педагогических кадров в Томской области. Каковы основные принципы работы с педагогами?
– Я всегда говорю, что учитель должен быть образцом для подражания. Его мироощущение, поведение, поступки – лучший инструмент для воспитания детей. Требовать от учеников приходить на уроки вовремя учитель имеет право, только если он сам не опаздывает.
Мы свою задачу видим в том, чтобы привести в профессию таких учителей, создать условия, чтобы они удержались в профессии и продуктивно работали в последующие годы. Для тех, кто только начал работать в школе, есть дополнительные материальные стимулы – несколько видов доплат, а также особая методическая поддержка от ТОИПКРО, региональных предметных ассоциаций и ассоциации молодых педагогов.
В системе общего образования у нас проводятся 13 профессиональных конкурсов (для школьных учителей, педагогов дополнительного образования, управленцев, учителей-дефектологов и пр.), и все они поддерживаются премиями губернатора до 120 тыс. рублей.
В сельской местности строятся «бюджетные дома» на две или четыре квартиры, где живут педагоги, приехавшие туда работать. Приезжают и в рамках федерального проекта «Земский учитель», причем в Томской области не бывает такого, что коллеги вынуждены сами оплачивать квартиры или жить в неприемлемых условиях: решение жилищного вопроса мы во всех случаях берем на себя.
– Как в региональных проектах по работе с педагогическими кадрами учитывается федеральная повестка?
– Большой блок методического сопровождения наших педагогов, безусловно, связан c формированием единого образовательного пространства – переходом на новые ФГОС, единую линейку учебников и т. д.
В позапрошлом году в ТОИПКРО был создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), вошедший в единую систему методической работы, координацию которой взяла на себя Академия Минпросвещения России. Разработкой индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для наших педагогов мы занимались и раньше, хотя, пожалуй, название было не такое красивое. При отработке разных моделей аттестации педагогов проводилась оценка их компетенций, а полученные результаты в обобщенной форме использовались при формировании государственного задания ТОИПКРО. Сейчас эта работа продолжается более системно, в ней задействован ЦНППМ, и мы в полной мере учитываем федеральные рекомендации.
В методической поддержке педагогов мне представляется важным выстраивание единого подхода в соответствии с государственной образовательной политикой. Возьмем Федеральный реестр образовательных программ – это же правильно, что каждая программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки должна пройти независимую оценку. Для региональных институтов это еще и возможность делиться своими наработками с педагогами со всей России.
Я бы хотела поблагодарить Академию за возможность повышения квалификации педагогов нашего региона при переходе на новые ФГОС. У нас почти 9 тыс. учителей, и обучить их всех с использованием только ресурсов ТОИПКРО было бы невозможно. Есть и другие курсы с подключением федеральных экспертов, с возможностью задать вопросы, что-то уточнить, и в Томской области все это очень востребовано.
Обязательно нужно отметить и работу Академии по подготовке наших педагогов к проведению «Разговоров о важном» – это дорогого стоит, и самое главное, что коллегам эти занятия очень понравились, они тут же используют полученную информацию в работе. Нас ведь этому не учили, и если мне как учителю математики нужно провести занятие о космосе или о творчестве Рахманинова, то, конечно, без методического сопровождения это сделать сложно. Необходима помощь в том, чтобы подобрать контент, грамотно расставить акценты, понять, какие аспекты будут интересны ученикам с учетом их возрастных и иных особенностей.