Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Опыт регионов // Новость

Идеальная школа, которая должна быть в каждом населенном пункте

  • /
  • 31 мая 2023

Идеальная школа,  которая должна быть в  каждом населенном пункте
Фото: vo.apkpro.ru

До конца 2023 года в проект «Школа Минпросвещения России» будут вовлечены в общей сложности около 240 общеобразовательных организаций Томской области, то есть 80% от их общего числа. Корреспондент журнала «Время образования» побывал в трех томских школах – двух городских и одной сельской, каждая из которых предлагает свои механизмы, пути и способы достижения целей проекта. Рассказываем, как работают эти школы и какие изменения в них происходят.

Губернаторский Светленский лицей

Его директор – Александр Сайбединов, получивший звание Народного учителя Российской Федерации в 2009 году, – автор Концепции эмоционального образования, в основе которой – признание высокого потенциала предметов эстетического цикла как основы для развития у детей интеллекта и мышления, в том числе инженерного. По мнению мэтра, сейчас их в школе преподают по остаточному принципу, а нужно иначе – на равных с остальными предметами, по возможности даже глубже.

litsey2.jpg

Губернатор Томской области Владимир Мазур, ученица Губернаторского Светленского лицея и директор лицея Александр Сайбединов 

История Светленского лицея отсчитывается с 1995 года, и до недавнего времени он располагался в здании, изначально предназначенном для детского сада. К 1 сентября 2021 года для лицея был построен новый корпус в динамично развивающемся жилом районе – светлый и просторный, с огромными рекреациями, помещениями для спорта и творчества, со всем необходимым оборудованием для образовательного процесса. Есть даже интернат на 50 человек. Плюс к этому – прилегающая территория с зоной отдыха, стадионом и спортплощадками.

Александр Сайбединов утверждает, что основные принципы проекта «Школы Минпросвещения России» во многом совпали с теми идеями, которые он сам внедряет в лицее без малого тридцать лет. Это доступность качественного образования (платные услуги здесь под строжайшим запретом – «где шуршат деньги, голос учителя не слышен»), непрерывное совершенствование качества образования, развитие интеллекта, таланта, личности обучающихся и многое другое.

litsey5.jpg

Образ «Школы Минпросвещения России» директор сравнивает с полным холодильником, где есть все необходимое. Он не сомневается, что по всем магистральным направлениям: «Качество и объективность знаний», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание», «Профориентация», «Развитие и поддержка учителей», «Школьный климат», «Образовательная среда» – его лицей в полной мере соответствует заданным критериям. Предъявить доказательства готов по любому пункту – от единых программ, школьных исследовательских лабораторий и театра до медиацентра.

Эту точку зрения в полной мере разделяет начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич. «Если соотнести работу Губернаторского Светленского лицея с моделью «Школы Минпросвещения России», то в лицее действительно есть все. Так было и в старом здании, а в новом только приросло», – поясняет она.

За несколько часов, которые провел в лицее корреспондент журнала, удалось посмотреть и репетицию школьного театра, и спортивные занятия в огромном зале, и работу многочисленных научных лабораторий, где наряду с привычной робототехникой изучают секреты долголетия, ищут новые источники энергии, оценивают экологические риски и и т.д. Конечно, по всему лицею развешаны картины учеников, а сами ученики допоздна сидят за мольбертами в кабинетах и рекреациях.

litsey3.jpg

litsey6.jpg

Александр Сайбединов – противник понятия «дополнительное образование». Он считает его не просто некорректным: ведь словом «дополнительное» в данном контексте называют то, что может стать для ребенка самым важным в жизни, – но даже вредным, поскольку оно размывает институт школы. В идеале же, по его мнению, ребенок должен иметь возможность проводить в школе полный день, не ощущая разницы между тем образованием, которое ему гарантирует ФГОС даже с учетом 10 часов «внеурочки», и тем, которое получает сверх этого – в соответствии со своими интересами и способностями.

Продвигая концепцию эмоционального образования, Александр Геннадьевич выходит за рамки «Школы Минпросвещения России» и мечтает о том, чтобы адептами этой концепции стали как можно больше коллег и в Томской области, и по всей стране. Таких примеров уже немало, в ТГПУ открыта лаборатория эмоционального образования, недавно был подписан договор о сотрудничестве с Московской областью. Гостями Губернаторского Светленского лицея в разные годы были не только педагоги и директора, но и руководители образовательных систем разных регионов, федеральные министры и их заместители.

Заозерная школа № 16 города Томска

Эта школа расположена на окраине Томска. У нее два здания – старое и новое, построенное в 2018 году, – до этого новые школы в Томске не строили в течение 25 лет. В старом по программе капремонта обновили спортзал и кабинеты для дополнительного образования (теперь там есть свой медиацентр и туристический центр), а новое – просторное, светлое и хорошо оснащенное – в обновлении пока не нуждается.

Так исторически сложилось, что в школе № 16 обучаются дети разных национальностей, и некоторые ученики поначалу не владеют русским языком, рассказывает ее директор Елена Астраханцева. Этот недостаток быстро преодолевается (есть случаи, когда такие дети оканчивают школу с золотой медалью, а случаев невыдачи аттестата не было ни разу), и одновременно здесь развивают этнокультурное образование – налажены контакты с диаспорами, один из проектов посвящен сохранению славянской культуры в Сибири.

litsey7.jpg

В школе есть уникальный историко-краеведческий музей, посвященный предприятиям, эвакуированным в Томск во время Великой Отечественной войны. Сибирь тогда оказалась глубоким тылом, а провинциальный Томск неожиданно превратился в важный промышленный город. Шпалопропиточный завод, завод измерительной аппаратуры, завод резиновой обуви снабжали фронт необходимой продукцией.

При вступлении в проект «Школа Минпросвещения России» была проведена самодиагностика, скорректирована программа развития до 2024 года и, как полагается, выявлены точки роста. Сильной стороной школы № 16 традиционно считается организация воспитательной работы, но оказалось, что стоит уделить больше внимания работе с детскими и молодежными общественными объединениями («РДШ», «Орлята России» и др.). Директор сразу же поручила активизировать работу в этом направлении, и одна учительница даже съездила в Москву, где узнала о технологии такой работы из первых рук.

Еще одна сильная сторона – работа с детьми с ОВЗ, есть большая психолого-педагогическая служба, ресурсный класс с уникальным оборудованием для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако оказалось, что для особенных детей не хватает специальных учебников, и эту проблему тоже пытаются решить.

Как выяснилось, школа в полной мере отвечает требованиям, связанным с развитием кадрового потенциала (раздел «Учитель»). Доход от школьного эндаумента (его создал один из ее выпускников – бизнесмен с мировым именем) расходуется, в частности, на повышение квалификации. Недавно группа педагогов съездила на стажировку в Республику Дагестан – посмотрели, как в школах организуют воспитательную работу и сохраняют культурную идентичность, и, в свою очередь, обучили дагестанских коллег медиативным технологиям (как улаживать конфликты), провели мастер-класс по работе с родителями.

litsey8.jpg

Помимо традиционных профилей на старшей ступени, в школе № 16 есть много оригинальных возможностей для специализации. Совместно с Томским государственным архитектурно-строительным университетом открыты художественно-архитектурные классы – единственный пример в регионе, совместно с футбольным клубом «Ермак» – футбольные, а совместно с шахматной ассоциацией – шахматные классы и т. д.

Несмотря на это, в старшем звене некоторые ученики переходят в лицеи при томских вузах, выдерживая серьезный конкурс. Мы же, со своей стороны, ставим перед собой задачу по созданию в школе условий для удержания талантливых и мотивированных детей. В планах также реализация проектов по развитию детской одаренности, увеличение доли выпускников, сдающих ЕГЭ на высокие баллы, и дипломантов олимпиад. Сверхзадача – подготовить призера или победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Лицей им. И.В. Авдзейко Томского района

litsey10.jpg

Несмотря на статус лицея, это обычная сельская школа (название до 2021 года – Спасская школа), образовательный комплекс, состоящий из трех небольших зданий. Расстояние между ними – от 3 до 10 километров. Игорь Владимирович Авдзейко, имя которого носит лицей, – заслуженный работник НКВД, биография которого связана с Томской областью. Во время Великой Отечественной войны он организовывал диверсионные группы в тылу врага, руководил особым отделом партизанской бригады, был начальником группы «Смерш».

Именем героя лицей назвали неслучайно: еще в 2019 году здесь были открыты специализированные классы УФСБ по Томской области, есть даже интернат. Так что в этих классах учатся дети из разных муниципалитетов Томской области и даже из города Томска. При этом лицей не является кадетским корпусом – большинство детей выбирают обычную программу, в старшем звене есть гуманитарный и технологический профили.

Все три здания Лицея им. И.В. Авдзейко построены довольно давно, капремонта не было, и в проект «Школа Минпросвещения России» он вошел по своей инициативе.

htmlimage-(4).jpg

Директор лицея Вера Сушилова считает, что проект дает хороший стимул для создания сельским детям тех возможностей, которых у них пока нет. И первой задачей, которая в лицее уже практически реализована, стало распространение формата школы полного дня на все филиалы.

«Школа Минпросвещения России» – идеальная школа, которая должна быть в каждом населенном пункте, – рассказывает она. – Для нас этот проект – дорожная карта, путеводитель, настольная книга директора и всего коллектива. Мы понимаем, к чему идем, видим те позиции, по которым лицей соответствует заданным требованиям, и те, где нам есть к чему стремиться». Впрочем, возможностей и сейчас не так уж мало.

Каждый ребенок формирует индивидуальный образовательный маршрут, где должны быть интеллектуальная, спортивная и художественно-эстетическая составляющая.

В части внеурочных занятий в лицее есть многое из того, что считают своими достижениями даже большие городские школы. Можно заниматься гончарным делом (занятия ведет учитель математики и информатики, прошедшая курс у известного томского гончара), рукопашным боем (преподаватель – член боевого братства ветеранов локальных войн), осваивать основы ветеринарии, играть в школьном театре и петь в хоре, вести дискуссии в клубе «Дебаты», выбирать любые из 10 видов спорта и т. д. Своего бассейна в лицее нет, но для занятий плаванием его арендуют в соседнем санатории.

risunok12-2.jpg

Вера Ивановна демонстрирует результаты самодиагностики, проведенной перед началом текущего учебного года. Большая таблица состоит из двух столбцов (левый – «Что сделано?», правый – «Что предстоит сделать?») и множества строк, каждая из которых посвящена очередному критерию того или иного магистрального направления. Например, по направлению «Здоровье» сделано многое – не хватает только положения по формированию здоровьесберегающей среды в лицее, а по направлению «Школьный климат» есть над чем работать – с психолого-педагогическим сопровождением явные проблемы, и приглашать психологов и логопедов будут в рамках договоров сетевого взаимодействия.

Как отмечается в разделе «Что сделано?» направления «Учитель», в лицее работает 46% молодых педагогов, а в одном из филиалов – 75% (средний показатель по Томской области, где в школы охотно идут выпускники разных вузов, – чуть менее 30%). В их числе Александр Вадимович Казанцев – выпускник педколледжа, ныне студент-заочник ТГПУ, он является классным руководителем 2 класса в одном из филиалов и одновременно советником директора по воспитанию. Его супруга – тоже учитель начальных классов, а мама – повар, работающая здесь же, в лицее.

В ближайшие годы у Лицея им. И.В. Авдзейко есть все шансы переехать в новое здание – земля под него уже отведена.

risunok14-2.jpg

Оксана Замятина, ректор ТОИПКРО:

«Когда проект «Школа Минпросвещения России» только стартовал, мы внимательно изучили его материалы и обсудили их с педагогическим сообществом региона. Руководителем Департамента общего образования Томской области было принято взвешенное решение о включении в проект школ, здания которых были построены в последние пять лет, и школ, где сделан капремонт, а также в инициативном порядке – любых других школ, готовых провести самодиагностику, найти свои точки роста и совершенствовать свои показатели по заданным направлениям. Мы в ТОИПКРО провели для всех этих школ проектные сессии, вместе думали над тем, что и как необходимо улучшить, как сформировать или скорректировать программы развития. Управленческие команды школ обучились у нас на курсах повышения квалификации, после чего защитили свои программы. Нам было важно, чтобы коллеги понимали: программа развития – это не документ для галочки, а инструмент целеполагания, без которого невозможно достижение результатов. Благодаря четким и детально прописанным критериям проекта «Школа Минпросвещения России» несложно понять, чего именно не хватает той и иной школе, и, на наш взгляд, в проекте нет ничего такого, что школа не могла бы организовать. Такой подход позволяет достичь цели, поставленной руководством страны, – обеспечить качественное и доступное образование любому ребенку вне зависимости от того, где он проживает и обучается». 

Теги: apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии