Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Опыт регионов // Новость

«Легкая, нежная, ненавязчивая помощь»: как ТОИПКРО стал законодателем моды в регионе

  • /
  • 31 мая 2023

«Легкая, нежная,  ненавязчивая помощь»: как  ТОИПКРО стал законодателем  моды в регионе
Фото: vo.apkpro.ru

Институт повышения квалификации педагогов в Томской области был создан накануне Великой Победы – 5 мая 1945 года. Сегодня он расположен в центре города – в историческом здании с узкими коридорами и высокими потолками. Здесь сделан современный ремонт, а пространство креативно оформлено. Рассказываем, что представляет собой образовательная среда Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) и какие проекты он реализует для учителей и управленцев.

История повышения квалификации педагогов в Томской области отсчитывается с конца XIX века. Свой «Институт учителя» (это неофициальное название сохранилось до сих пор) здесь появился в 1945 году – вскоре после того, как Томская область была выделена из Новосибирской.

Здание, которое занимает ТОИПКРО, является объектом культурного наследия регионального значения.  

e3351522072fb1fe.jpg

Его возвели 110 лет назад по проекту архитектора Константина Лыгина, многие постройки которого формируют исторический центр Томска. Цветовое решение необычное и праздничное: розовые стены и светлый декор. Присутствуют элементы готики и модерна, главный фасад (он изображен на логотипе ТОИПКРО) асимметричен, над ним возвышается башня с ярко-зеленым граненым куполом.

В начале прошлого века здесь располагалось училище, так что здание пронизано атмосферой старой школы. У него есть и современная часть – пристройка, ее возводили в наши дни при участии томских учителей, которые сами выступали в роли строителей.

htmlimage.jpg

За последние годы институт перерос свое здание. «К нам приходит так много людей, что мы уже не помещаемся в этих стенах, – рассказывает ректор ТОИПКРО Оксана Замятина. – Если одновременно много курсов или мы принимаем участников какого-нибудь регионального конкурса, приходится перемещаться в более просторную школу или профессиональный колледж».

Оксана Замятина вспоминает, что в 2015 году, когда она пришла в ТОИПКРО из Томского политеха, здание института напоминало советскую больницу. Ее первым впечатлением стали ведра и тазы, стоявшие в одной из аудиторий: был апрель, таял снег и вода протекала через крышу. С этой аудитории и начался ремонт – все эти годы институт постепенно обновляли. И при этом создавали оригинальную и стильную образовательную среду.

Коридоры

risunok1-1.jpg

В том же 2015 году на ступеньках в лестничных пролетах разместили цитаты известных людей об учительской профессии: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики» и т. д. Подобные украшения были в новинку, и на ближайшем августовском педсовете те его участники, кто помоложе, цитаты фотографировали, а кто постарше – переписывали. Вскоре этот дизайнерский прием стали использовать и другие образовательные учреждения, а ТОИПКРО приобрел репутацию законодателя моды в системе образования Томской области.

В коридорах института можно обнаружить сведения из его истории, перечень направлений его работы («Команда изменений», «Обновление содержания», «Опережающее развитие кадрового потенциала», «Непрерывный профессиональный рост»), тематические слоганы и теги, неизменный портрет Эйнштейна с высунутым языком, обрамленный его цитатами, и многое другое.

Один из коридоров называют мотивационным – там размещены цитаты, призванные повысить мотивацию слушателей: «Прежде чем сдаться в бессилии, вспомни, ради чего ты все начинал», «Будущее зависит от того, что ты делаешь сегодня» и т. д.

Учителя сталкиваются с проблемой профессионального выгорания, и система повышения квалификации помогает ее преодолеть.

Мы этому посвящаем не только модули в наших программах, но и фрагменты образовательного пространства, которые тут же можно спроецировать на свою деятельность. После церемонии открытия Года педагога и наставника губернатор обратил внимание на цитату Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель – изменяйте свой план действий» – и тут же порекомендовал сопровождавшим его заместителям учесть это в текущей работе», – рассказывает Оксана Замятина.

На той же церемонии в коридоре ТОИПКРО на одной из стен разместили прозрачный ящик с капсулой времени, в которой содержится послание учителям будущего. Изначально собирались замуровать капсулу в нише на фасаде здания, но потом решили, что так будет нагляднее, да и участникам церемонии не пришлось мерзнуть на улице.

Еще один элемент интерьера – фотозоны. Можно сфотографироваться на фоне огромных учебников и брендированных карандашей, или инсталляции из сотни открытых книг с пожелтевшими страницами, или символов различных профессиональных конкурсов в половину человеческого роста. Фотозоны пользуются популярностью, и фотографии слушателей и гостей института быстро расходятся по соцсетям.

htmlimage-(3).jpg

Аудитории

Аудитории ТОИПКРО – это территория творчества и проектной работы.

Они выглядят не менее современно, чем рекреации и коридоры, и почти у каждой из них своя цветовая гамма. Важную роль в их оформлении сыграло открытие ЦНППМ (он расположен в том же здании, что и институт, и фактически от него неотделим) с общими требованиями к организации пространства и возможностью для каждого региона выбирать свои опции.

На стене актового зала в синих многоугольниках запечатлены смыслы работы педагога: «Прежде чем объяснить, обрадуйте», «После того, как ученики заулыбались, заинтригуйте», «После того, как заинтриговали, объясните, зачем им это нужно», «Передавайте свое удивление и восхищение тем, что вы объясняете».

risunok3-3.jpg

В одной из аудиторий на стенах можно писать маркером, и этим пользуются как преподаватели, так и слушатели.

А в медиастудии во всю стену, от пола до потолка, на черном фоне нанесены белые теги, слоганы и ссылки на интернет-ресурсы ТОИПКРО вперемежку с изображениями пробирок, формул, графиков и прочих символов школьной жизни. В период пандемии, когда медиастудия была особенно востребована, эта стена, на фоне которой едва ли не круглосуточно проходили трансляции, стала основной достопримечательностью института.

Образовательная среда ТОИПКРО не просто создает у слушателей позитивное рабочее настроение, но и благоприятствует применению активных методов обучения. Самый популярный вид мебели – легкие столы в аудиториях и диваны с высокими спинками в рекреации. Их можно передвигать, чтобы организовать групповую работу и всевозможные деловые игры. В феврале этого года Академия Минпросвещения России провела здесь интерактивную педагогическую игру «Это не игра» – учителей обучали противодействию угрозам, с которыми их ученики сталкиваются в Интернете.

Дойти до каждого

На современном этапе главная задача ТОИПКРО, как формулирует ее ректор, – дойти до каждого учителя в регионе: «Посмотреть, чего ему не хватает, будь то предметные компетенции, методика, возрастная психология или цифровые технологии. И оказать легкую, нежную, ненавязчивую помощь, чтобы он сумел преодолеть имеющиеся у него затруднения и добиться нужного результата».

Институт, по мнению Оксаны Замятиной, должен давать практико-ориентированные знания: «Учить так, чтобы, выходя в школу, учителя в первый же день могли их применить – спроектировать урок или внеурочное мероприятие, провести дебаты, квест, квиз, организовать работу над проектом и т. д. Даже если человек учится у нас два дня, на минимальном 16-часовом курсе, его ученики должны ощутить результат».

В целом же институт стремится так работать с учителями, чтобы системно-деятельностный подход и другие принципы, заданные во ФГОС общего образования, стали для них привычными и понятными. Это работа не на один год (в конце концов, классно-урочную систему Яна Коменского внедряли целых 400 лет), но уже сейчас у Томской области есть определенные достижения. Например, показатели функциональной грамотности школьников здесь выше, чем во многих других российских регионах.

Важная составляющая работы института – проведение региональных конкурсов профессионального мастерства. Как отмечает Оксана Замятина, смысл их не в том, чтобы «в туфельках выйти на сцену», а чтобы представить свои результаты и увидеть, проанализировать, систематизировать результаты коллег. А с победителями конкурсов ТОИПКРО продолжает активно работать – в частности, их приглашают для оказания методической поддержки другим педагогам по тем направлениям, в которых они проявили себя во время конкурсных испытаний.

В условиях, когда работу региональных институтов координирует Академия Минпросвещения России, горизонтальные связи между ними укрепляются. «Мы знаем сильные стороны каждого института, – поясняет Оксана Замятина. – И теперь, если возникает проблема, я могу обратиться за консультацией к коллегам-ректорам – позвонить в Иркутск или Красноярск, Орел или Рязань, а коллеги точно так же могут позвонить мне».

risunok6-2.jpg

Еще одна «фишка» ТОИПКРО – организация стажировок в других регионах для педагогов и управленцев системы образования Томской области. Эта работа проводится с 2018 года и не прекращалась даже в период пандемии. Средства на такие поездки школы обычно находят в своих бюджетах. Томские педагоги побывали в Пермском крае, Республике Татарстан, Калининградской области (как выяснилось, ИРО в Калининграде расположен на Томской улице) и многих других регионах, а коллеги оттуда, в свою очередь, приезжают на стажировки в Томск.

Онлайн-проекты ТОИПКРО

Помимо привычных курсов повышения квалификации, ТОИПКРО реализует несколько информационных и просветительских онлайн-проектов. Они способствуют профессиональному и личностному развитию педагогов, охватывают широкий спектр заинтересованных слушателей.

Разрабатывая эти проекты, институт во многом ориентировался на опыт Академии Минпросвещения России, в том числе на семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы».

Подкаст «Достучаться до учительской»

В студию ТОИПКРО приглашают разных людей, которые могут быть интересны и полезны учителям. Они непринужденно беседуют с ведущими подкаста – молодыми преподавателями института Максимом и Ксенией, отвечают на вопросы слушателей, дают советы и просто шутят.

В числе гостей подкаста не только успешные учителя и директора, победители и члены жюри профессиональных конкурсов, но и, например, диетолог, рассказывающий о секретах похудения, и стилист, раскрывающий секреты дресс-кода учителя.

risunok8-3.jpg

Медиапроект «Экспедиции ТОИПКРО»

Это новый проект, запущенный в Год педагога и наставника. Уже знакомые слушателям Максим и Ксения отправляются в отдаленные школы Томской области – знакомятся с педагогами, изучают  специфику их работы, историю и традиции школы, образовательную среду, узнают у молодых учителей, почему они остаются там работать, и беседуют с руководством и учениками.

Первый выпуск «Экспедиций» о Кожевниковской школе № 1 набрал более 40 тыс. просмотров. Несмотря на то, что она расположена в 100 километрах от регионального центра, в эту школу хочется возвращаться.

Цикл вебинаров «Классная работа»

В рамках Года педагога и наставника ЦНППМ ТОИПКРО запустил цикл вебинаров «Классная работа». Основываясь на собственном опыте, приглашенные специалисты раскрывают секреты решения сложных проблем, с которыми многие педагоги сталкиваются в повседневной работе.

В числе тем, затронутых на вебинарах, – как мотивировать слабоуспевающих детей, как бороться с буллингом, как организовать школьную службу медиации, как предотвратить эмоциональное выгорание педагогов и т. д. Все эти темы выбраны по результатам анализа образовательных потребностей томских учителей и оценочных процедур.

risunok11-3.jpg

Цикл вебинаров «Прокачай свою управленческую команду»

Ежемесячный вебинар, который проводит кафедра управления образованием ТОИПКРО, предназначен для руководителей и заместителей руководителя образовательных организаций. Приглашенные эксперты с опытом управленческой работы делятся секретами успеха и дают рекомендации коллегам.

qr.jpg

 

Источник: apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии