Интервью с экспертом // Новость
«Объединить усилия для достижения общей цели»
- /
- 28 декабря 2023
В создании контента для профминимума принимает участие холдинг «Вертолеты России», входящий в Госкорпорацию «Ростех», – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли. Почему компания заинтересована в сотрудничестве с системой общего образования, какие форматы взаимодействия оптимальны и как можно оценить совместный результат, рассказывает руководитель управления подбора, оценки и развития персонала холдинга «Вертолеты России» Елена Меркулова.
– Елена Анатольевна, расскажите вкратце о холдинге «Вертолеты России».
– Это один из лидеров мирового вертолетостроения. В состав холдинга входят пять хорошо оснащенных серйных заводов, национальный центр вертолетостроения, объединяющий в себе компетенции двух конструкторских бюро, предприятия-изготовители комплектующих и сервисные предприятия, обеспечивающие послепродажное обслуживание. В нашем коллективе более 40 тыс. человек в разных регионах страны, и можно сказать, что одна из его особенностей – это единое понимание целей. Нам крайне важны сегодня специалисты с высоким потенциалом, которые готовы создавать уникальные технологии и работать на результат.
– Чем обусловлен интерес холдинга к профориентации школьников?
– Одной из ключевых задач в рамках профориентации сегодня мы считаем изменение стереотипов восприятия авиастроительной отрасли, сложившихся у молодежи.
Зачастую школьники и студенты воспринимают вертолетостроение как монотонную работу на закрытых предприятиях с устаревшим оборудованием. Но это далеко не так. Сегодня наши заводы – это обновленные цеха, современные станки, высокие требования к культуре производства. Те, кто приходит к нам работать, могут состояться как профессионалы, развиваться интеллектуально, хорошо зарабатывать, делать карьеру и ощущать себя счастливыми людьми. Для этого необязательно жить в столичных городах – огромные возможности есть и в регионах. Информацию об этом мы хотим донести до максимально широкого круга молодых людей, рассказать ребятам о реальных перспективах.
– В чем заключалась профориентационная работа Вашей компании в предшествующие годы? Как она меняется сегодня?
– Вопросами профориентации мы занимались всегда, причем довольно активно – в эту работу вкладывалось достаточное количество сил и средств. Наши предприятия на местах на протяжении многих лет взаимодействуют с подшефными школами и профильными классами, среди инженеров и мастеров есть те, кто этим действительно увлечен, – они устраивают для ребят экскурсии по цехам, проводят в школах мастер-классы, читают лекции, ведут проектную деятельность.
В этом году все школы страны включились в реализацию Единой модели профориентации, и, на мой взгляд, это огромный плюс. Впервые за долгое время эта работа становится системной, и для ее наполнения свои усилия объединяют все участники процесса – педагоги, родители, органы власти, представители бизнеса. Мы садимся за один стол и решаем, как рассказать новому поколению о современных профессиях в производстве на понятном ему языке, ищем новые форматы и новые смыслы.
– Расскажите подробнее, как «Вертолеты России» включились в эту работу.
– В начале лета нас пригласили на совещание, где обсуждались цели внедрения Единой модели профориентации. Так мы познакомились с коллегами из Фонда Гуманитарных Проектов, который в последние три года отвечал за реализацию проекта «Билет в будущее». С ним я была знакома по предыдущей деятельности, слышала немало положительных отзывов. Решили, что еще до официального запуска Единой модели профориентационной работы холдинг «Вертолеты России» готов принять участие в создании контента для первых занятий со школьниками. Тем более мы увидели в коллегах из фонда очень заинтересованных людей. Это стало решающим в желании объединить усилия для достижения общей цели.
– О каком контенте идет речь? Что уже сделано?
– Совместно с коллегами из Фонда Гуманитарных Проектов и нашими специалистами на предприятиях мы подготовили видеоролик для занятий, посвященный вертолетостроению, а также профессиональную пробу по профессии инженер-конструктор.
Видеоролик был снят на Улан-Удэнском авиационном заводе – одном из интереснейших предприятий вертолетостроения. Героями ролика, рассказавшими о своей жизни и специфике работы, стали сотрудники технологической службы производства – молодые ребята, которые за счет своего таланта и трудоспособности уже существенным образом продвинулись по карьерной лестнице.
А профессиональную пробу нам помогли подготовить эксперты из Национального центра вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова – нашего объединенного конструкторского бюро, расположенного в Подмосковье. Профессиональная проба представляла собой симулятор создания вертолета с различными функциями – спасение людей, перевозка грузов и т. д. Школьник садится за компьютер, открывает ссылку, проходит различные этапы пробы, после чего может сделать вывод, стоит ли ему заниматься проектированием или, к примеру, расчетами в дальнейшем. Проба состоит из двух частей, на выполнение заданий требуется 20 минут. Первая часть проще и подойдет шестикласснику, вторая сложнее, там нужны математические расчеты, и она рассчитана на ребят постарше.
Наши коллеги-инженеры, которых мы вовлекли в эту работу, отнеслись к ней с огромным интересом, при том что формат был для них непривычен. Одно дело выступать на научных конференциях, а совсем другое – рассказать о своей работе школьникам, когда все свои знания нужно передать в двухминутном интервью или переложить в конкретные формулы. Но им это удалось – материал получился интересным, увлекательным и доступным. Сама с большим удовольствием при просмотре материала погрузилась в аналогии коллег относительно общности принципов работы техники и человеческого организма. И видеоролик, и профессиональная проба уже используются на занятиях, которые проводятся в школах в рамках профминимума. Надеемся, что они оказались полезны ребятам.
– Что, на Ваш взгляд, особенно важно в профориентационной работе?
– Одно из условий успешной профориентации – регулярное качественное информирование. Понятно, что для профессионального ориентира одного ролика недостаточно. Еще одно условие – честность. Нельзя обманывать людей. Рассказывая о будущей профессии, возможном месте учебы или работы, не стоит приукрашивать действительность и давать заведомо невыполнимые обещания.
Работая с теми старшеклассниками, которые уже выбрали профиль обучения и рассматривают авиастроение как приоритетную сферу приложения своих усилий, предприятия должны ориентироваться на конкретные результаты. Например, если мы курируем инженерные классы, то очень хотелось бы, чтобы определенный процент выпускников поступил в профильные вузы и потом пришел к нам работать. Если речь идет о целевом наборе, то компания должна сопровождать студента в период обучения.
Конечно, численность ребят, выбравших направления подготовки нашего профиля, важна, и, если где-то возник недобор, значит, мы не очень хорошо поработали. Но конкуренция за персонал лежит в плоскости не только количества, но и качества. Вопрос о том, каким будет средний балл поступивших, каким вузам они отдадут предпочтение, для нас тоже актуален.
– Как стимулировать школьников к выбору инженерных профессий, а значит, и ЕГЭ по таким предметам, как профильная математика и особенно физика?
– На мой взгляд, если не принимать в расчет внешние обстоятельства или уникальные случаи детской одаренности, ключевым фактором, влияющим на выбор, является личность учителя. Я вижу это на примере своей 13-летней дочери – с ней стали активно и заинтересованно работать учителя гуманитарных дисциплин, давать ей больше информации, поощрять ее интерес, и она выбрала профиль, основу которого составляют именно эти предметы.
Мне представляется, что в рамках Единой модели профориентации по техническому направлению было бы правильным отдельные темы школьных предметов преподносить в привязке к производственным реалиям. Например, при изучении тех или иных законов физики можно вспомнить о производстве самолетов и вертолетов – применяя такой подход, учитель приблизит науку к практике, заинтересует детей не просто теорией, а возможностью применения полученных знаний.
Мы, в свою очередь, готовы помогать педагогам – предоставлять контент с элементами реального применения естественных и точных наук на производстве. Объединив наш опыт с тем педагогическим опытом, который есть в школах, можно разрабатывать самые разные материалы для расширения кругозора ребят, делать преподавание привычных школьных предметов ориентированным на практику и просто интересным. Дети сегодня другие, чем даже десятилетие назад, и они ждут от нас новых подходов, нестандартных и креативных решений.
Потенциал современных школьников к освоению математики и физики высок, и необходимое условие повышения их интереса – поиск педагогами новых форм донесения знаний при поддержке предприятий, работодателей. Можно говорить о необходимости «омолаживания» образовательных программ, а вести их могут педагоги любого возраста.
– Что еще делает ваш холдинг для дальнейшего участия в профориентационной работе в масштабах страны?
– Мы продолжаем поиск форматов взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Например, в октябре совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия по инициативе нашего предприятия – Улан-Удэнского авиационного завода – мы провели в столице республики стратегическую сессию «Современные аспекты профессионального ориентирования молодежи». В ней приняли участие представители нашего холдинга, Фонда Гуманитарных Проектов и высшей школы, учителя и ученики инженерных классов школ региона. Коворкинг на тему «Профиль будущего инженера» провел руководитель проектов по развитию персонала АО «Вертолеты России» Юрий Фомин – участники стратегической сессии обсудили, каким должен быть инженер. И это обсуждение, в котором участвуют и инженеры, и учителя, в республике продолжается.
По результатам использования в школах контента, подготовленного при участии «Вертолетов России», мы планируем получить обратную связь от педагогов, учеников, родителей, и с учетом их замечаний совершенствовать наши материалы.
Уже принято решение о подписании соглашения о сотрудничестве между АО «Вертолеты России» и Фондом Гуманитарных Проектов – у обеих сторон есть заинтересованность в совместной работе по профориентации школьников, и мы планируем ее продолжать. Для нас эта работа не просто интересна, но и жизненно необходима – она будет способствовать достижению результатов по ключевым направлениям деятельности компании.