Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

«Мы получили великолепные инструменты и консолидировали свои усилия»

  • /
  • 28 декабря 2023

«Мы получили великолепные инструменты и консолидировали свои усилия»
Фото: vo.apkpro.ru

Работа по реализации в школах профминимума в этом учебном году ведется в каждом субъекте Российской Федерации при участии региональных операторов проекта «Билет в будущее». Они помогают организовать профессиональные пробы и другие мероприятия для школьников, консультируют педагогов, взаимодействуют с местными предприятиями. Рассказываем, как эта работа организована в Ростовской, Амурской и Калининградской областях.

Ростовская область

Проект «Билет в будущее» в Ростовской области реализуется с 2019 года, региональным оператором является муниципальное учреждение допобразования – Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района (в советские годы – Аксайский УПК). Традиционно он считается связующим звеном между школами, колледжами и вузами.

Ростовские коллеги обратили внимание, что дети, участвующие в «Билете в будущее», лучше учатся в школе по профильным предметам – мониторинги показывали рост успеваемости по математике, физике и химии в среднем на 14%. «Те, кто выбрал инженерные профессии, начинали понимать, что эти предметы необходимы для их будущей работы, и результаты росли. Одновременно росли показатели школ, и школы понимали важность нашего проекта», – поясняет руководитель центра развития компетенций Аксайского центра профориентации Оксана Пивоварова.

Эффективность «Билета в будущее» подтверждалась и обратной связью, которую региональный оператор получает от вузов и колледжей. Студенты, в школьные годы прошедшие через проект, лучше вовлечены в образовательный процесс, лучше понимают, зачем они учатся, и опять же демонстрируют более высокие результаты. 

Если в рамках «Билета в будущее» с детьми работали в основном педагоги-навигаторы, то с 1 сентября 2023 года к профориентационной работе подключились другие учителя, а также заместители директоров, ответственные за профминимум. По оценке Оксаны Пивоваровой, «произошла консолидация – в каждой образовательной организации выросла команда, которая занимается профориентацией». И если раньше педагоги-навигаторы выполняли эту работу, как правило, на общественных началах, теперь она оплачивается из средств на внеурочную деятельность.

Ключевую роль в реализации профминимума играют педагоги-навигаторы с опытом участия в «Билете в будущее» – для других учителей они выступают в роли наставников, помогая, например, наполнять уроки профориентационной составляющей. Для работы по профминимуму каждый педагог повысил квалификацию в объеме 72 часов.

В Ростовской области считают главным преимуществом профминимума единые подходы. «Раньше каждая образовательная организация понимала профориентацию по-своему – где-то ее было слишком много, а где-то все ограничивалось отдельными экскурсиями. Теперь же большая школа Ростова-на-Дону и малокомплектная школа Милютинского района работают по единой программе. Различия обусловлены уровнем реализации профминимума, выбранным школой, и возрастными особенностями детей», – говорит Оксана Пивоварова.

Помимо внеурочных занятий «Россия – мои горизонты», частью профминимума стал практико-ориентированный модуль объемом не менее 12 часов. В него включены профессиональные пробы, экскурсии в учреждения профессионального образования и на предприятия, с которыми школы стали взаимодействовать активнее. Половина мероприятий практико-ориентированного модуля направлена на профессии, считающиеся приоритетными на федеральном уровне, другая половина – на профессии, актуальные для Ростовской области.

mg-8584.jpg

На базовом уровне профминимум в регионе не представлен, основной уровень выбрали 1097 школ, продвинутый – 2 школы. Оксана Пивоварова поясняет, что на продвинутом уровне хотели бы работать порядка 70% школ, но пока они не готовы обеспечить своим ученикам профессиональное обучение – не менее 144 часов с выдачей удостоверения и присвоением квалификации, это считается обязательным условием. Так что переход на продвинутый уровень – вопрос времени и финансовых ресурсов.

Сегодня целевая аудитория профминимума в Ростовской области – 214 тыс. учеников 6–11 классов. Из них 187 тыс. являются участниками проекта «Билет в будущее». В реализации профминимума задействованы 2104 педагога.

«К моменту введения профминимума в нашем регионе уже была создана система профориентационной работы, но в ней не хватало единых подходов и единого контента. Теперь же мы получили великолепные инструменты и консолидировали свои усилия, чтобы действительно обеспечить успех каждому ребенку», – подытоживает Оксана Пивоварова.

Амурская область

В Амурской области проект «Билет в будущее» реализуется с 2018 года, региональный оператор – Амурский областной институт развития образования. По поручению главы региона в институте был создан проектный офис, одно из направлений работы которого – профориентация.

С 1 сентября профминимум на базовом уровне в Амурской области реализует 141 общеобразовательная школа, на основном – 127, на продвинутом – 13. Многие школы, работающие на базовом уровне, близки к переходу на основной. Среди 13 продвинутых школ есть большие сельские, партнерами которых давно являются местные предприятия. Профессиональное обучение они организуют не только для детей, но и для сотрудников этих предприятий.

Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» посещают 54 тыс. учеников 6–11 классов, из них 44 тыс. охвачены другими активностями в рамках профминимума, в том числе около 30 тыс. являются участниками «Билета в будущее». Организовано взаимодействие с родителями и работодателями, в том числе представленными в каждом муниципалитете (медицинские организации, Дальневосточная распределительная сетевая компания, «ВТБ» и проч.), для детей проводятся экскурсии, профессиональные пробы.

«Дальневосточные регионы испытывают дефицит квалифицированных кадров. И если раньше человек конкурировал за рабочее место, то теперь зачастую предприятия и отрасли конкурируют за человека. Так что работодатели готовы заниматься профориентацией не только с одиннадцатиклассниками, но и с учениками основной школы. К тому же о многих профессиях – медицинских, инженерных – уже поздно рассказывать в старших классах, нужно начинать гораздо раньше», – считает руководитель проектного офиса Амурского областного ИРО Анна Воронина.

Как и в других регионах, профориентационная работа в Амурской области ведется при поддержке Фонда Гуманитарных Проектов. По оценке Анны Ворониной, «коллеги из фонда – это прежде всего генераторы новых идей»: «Они наполняют смыслами привычную профориентационную работу, выстраивают системные связи с тестологами, работодателями и другими партнерами, объединяя их для решения общих задач. Ни один регион не смог бы привлечь все эти ресурсы самостоятельно».

mg-8773.jpg

Повышение квалификации педагогов для преподавания профминимума осуществляет Фонд Гуманитарных Проектов, а повышение квалификации администраторов – Амурский областной ИРО.

«За профориентацию в школе теперь отвечает заместитель директора или в ряде случаев сам директор. Раньше они этим не занимались, и этот дефицит мы обнаружили. Если директор или заместитель директора не понимает сути происходящих изменений и продолжает работать по старинке, результата не будет. Поэтому осенью в нашем институте была организована курсовая подготовка для руководителей в объеме 36 часов», – рассказывает Анна Воронина.

На курсах администраторы штудировали методические рекомендации, посещали колледжи и Центр опережающей профессиональной подготовки, планировали и проектировали профориентационную работу. Институт как площадка для повышения квалификации в данном случае оптимален – у него выстроены системные связи с муниципалитетами и школами, он встроен в региональную систему образования.

Недавно в Благовещенске состоялся фестиваль профессий «Билет в будущее», в котором поучаствовали около 1,5 тыс. школьников, в том числе из отдаленных районов Амурской области. О развитии региональной экономики и карьерных перспективах им рассказал заместитель председателя Правительства Амурской области Павел Пузанов, ребята посетили учебные заведения и предприятия Благовещенска, в том числе ТЭЦ, судостроительный завод, региональные управления Роспотребнадзора и Росгвардии, автоколонну, ветеринарную клинику и многие другие.

В числе приоритетных задач проектного офиса на ближайшую перспективу, – дальнейшее расширение связей с работодателями, включая оказание им методической поддержки и разъяснение целей взаимодействия со школьниками. Кроме того, планируется расширение возможностей школ по организации профессионального обучения, их сотрудничества с колледжами и вузами, участие ребят в проекте Центра опережающей профпереподготовки «Первая профессия».

Калининградская область

К проекту «Билет в будущее» Калининградская область присоединилась в 2018 году, региональным оператором является Ассоциация учреждений и организаций профессионального образования Калининградской области. Сегодня в проект вовлечены все школы. По оценке председателя совета ассоциации, директора Колледжа мехатроники и пищевой индустрии Андрея Даниленкова, в регионе все эти годы уделяют особое внимание научной составляющей профориентационной работы. 

Подготовка к введению профминимума началась в июне 2023 года – о нововведении сообщили директорам, назначили координаторов в каждой школе. На августовской педагогической конференции ему посвятили стратегическую сессию «Профминимум: создание единого пространства профессионального самоопределения». Ключевая роль в предстоящей работе была отведена педагогам – навигаторам проекта «Билет в будущее» – их в Калининградской области более 500.

Профминимум в школах региона реализуется на основном или продвинутом уровне, занятия посещают 60 тыс. детей, треть из них – участники «Билета в будущее». Возможности этого проекта используются в различных компонентах профминимума, в том числе в практико-ориентированном модуле, что позволяет реализовать его более качественно, с применением отработанных инструментов и методик.

Профориентационные экскурсии для школьников проводят ведущие предприятия региона – Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Калининградский автомобилестроительный завод «АВТОТОР», сельскохозяйственные предприятия, а также малый и средний бизнес в сфере туризма, ресторанного дела, обработки янтаря. «Мы демонстрируем школьникам все направления развития экономики, которые есть в регионе, в том числе самые перспективные и высокотехнологичные», – отмечает Андрей Даниленков. Профессиональные пробы проводят с учетом наработок научной школы, основателем которой была академик РАО Светлана Чистякова.

mg-8835.jpg

«Мы ее ученики и последователи, – поясняет Андрей Даниленков. – Наши профессиональные пробы состоят из трех уровней сложности и трех компонентов, их способны проводить очень немногие педагоги. Мы считаем, что проба должна быть не только интересной, но и сложной для школьника. Ее результатом является не просто собранный двигатель или приготовленное блюдо со сложным гарниром, а осмысление ребенком своей деятельности с позиции субъекта профессионального самоопределения».

В реализации профминимума на продвинутом уровне задействован областной проект «Колледж-класс», в рамках которого колледжи и техникумы Калининградской области помогают ученикам 10–11 классов приступить к освоению первой профессии. Еще один проект, инициированный губернатором Антоном Алихановым, – «ПРО Возможности – 2023», в рамках которого школьники знакомятся с крупными предприятиями. Многие другие проекты регионального, муниципального и школьного уровней также включены в Единую модель.

Недавно в Калининграде завершился фестиваль «Билет в будущее», а также выставка «PROобразование 2023». За три дня ученики 6–11 классов и их родители ознакомились с девятью отраслями экономики, пообщались с представителями 49 организаций СПО, вузов и крупнейших предприятий региона, поучаствовали в мастер-классах. В мероприятиях приняли участие ученики из всех школ – добраться до областного центра здесь несложно благодаря небольшим расстояниям и хорошим дорогам.

В планах регионального оператора – повышение квалификации педагогов по вопросам сопровождения профессионального самоопределения школьников. Курсы планируется запустить весной 2024 года. По словам Андрея Даниленкова, они будут основаны на «здоровом сочетании теории и практики», когда слушатели сначала осваивают теорию, а потом участвуют в методическом семинаре на базе большой или маленькой школы, где им демонстрируют профориентационную работу в социально-экономическом контексте муниципалитета и региона.

mg-8869.jpg

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института