Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Интервью с экспертом // Новость

Виктор Неумывакин: «Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедрило Единую модель профориентации среди обучающихся 6–11 классов»

  • /
  • 28 декабря 2023

Виктор Неумывакин: «Минпросвещения России  с 1 сентября 2023 года  внедрило Единую модель  профориентации среди  обучающихся 6–11 классов»
Фото: vo.apkpro.ru

О задачах профориентации, о занятиях «Россия – мои горизонты», о выстраивании модели взаимодействия школ и предприятий в интервью журналу «Время образования» рассказал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин.

– Ранней профориентации сегодня отводится роль первой ступени в построении суверенной экономики нашей страны. Какие содержательные приоритеты задает Министерство просвещения Российской Федерации в этой сфере?

– Действительно, важно взращивать кадры еще со школьной скамьи. Именно в средней и старшей школе у молодых людей формируется любовь к труду, готовность к профессиональному самоопределению, понимание необходимости построения своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории.

В целях развития профориентационной деятельности школ и создания единой, доступной всем обучающимся профориентационной среды Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедрило Единую модель профориентации среди обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций. Среди задач Минпросвещения России в части профориентации видим также обеспечение научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной деятельности и обеспечение социального партнерства между сторонами, участвующими в профориентационной работе: образовательными организациями всех видов, компаниями-работодателями, центрами занятости населения, обучающимися и их родителями.

Вообще, профориентация обучающихся направлена на их ознакомление с рынком труда, современными и востребованными профессиями, оценку их интересов, склонностей и способностей в том или ином направлении, формирование их готовности к профессиональному самоопределению и индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, развитие карьерной грамотности и навыков анализа информации и принятия решений, поддержку и мотивацию к углубленному изучению отдельных предметов, связанных с избранной ими отраслью или сферой.

– Проект «Россия – мои горизонты», который стартовал в российских школах 1 сентября 2023 года, нацелен на важный разговор классного руководителя с учениками 6–11 классов о будущих профессиях. Планируется ли в будущем вовлекать в раннюю профориентацию учеников из более младших классов?

– В рамках внедрения профминимума во всех школах с 1 сентября 2023 года для обучающихся 6–11 классов реализуется курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Каждый четверг в рамках внеурочной деятельности школьникам рассказывают о важности труда в жизни человека, о достижениях в области науки и технологий, современном рынке труда, перспективных профессиях и специальностях, а также о качествах и навыках, которые необходимы для разных профессий. Кроме того, в этом году многие отрасли будут показаны через материалы выставки-форума «Россия», которая по указу Президента России проводится сейчас на ВДНХ.

Курс адаптирован под возрастные группы с 6 по 11 класс, как и сама модель профориентации. Это обусловлено психофизическими особенностями молодых людей. В психологии считается, что самостоятельность и готовность к самостоятельному, осознанному размышлению о своем будущем у подростков формируется именно с 12 лет. До этого возраста можно, конечно, рассказывать детям о разных сферах деятельности, о профессиях – но это именно знакомство с профессиями, а не профориентация в том смысле, который в нее вкладывает Минпросвещения России, а ведущие эксперты-профориентологи, педагоги и психологи нас в этой позиции уверенно поддерживают.

– В каких регионах к моменту запуска проекта уже существовали успешные схемы взаимодействия «школа – СПО – вуз – работодатель»? Планируется ли тиражировать этот опыт в других регионах?

– Успешные практики, безусловно, существуют по всей России: где-то – на уровне региона, где-то – на уровне муниципалитета или даже конкретной школы. Вообще, самая эффективная схема взаимодействия «школа – колледж – работодатель» и «школа – вуз – работодатель» – это обучение школьников в профильных предпрофессиональных классах (в России функционирует уже больше 25 тысяч таких классов), где, помимо работы с социальными партнерами, осуществляется также углубленное изучение отдельных предметов. Предпрофессиональные классы создаются в каждом регионе в зависимости от приоритетных направлений развития, это, например, инженерные классы, в том числе судо- и авиастроительного профилей, IT-классы, медицинские, педагогические, аграрные и так далее. Предприятия-работодатели активно заходят в школы: например, ГК «Ростех», «Лукойл», «Роснефть», «РЖД», «ФосАгро» и другие представители крупного бизнеса развивают сети предпрофессиональных классов под свои долгосрочные кадровые потребности. Одной из целей профминимума на будущее является как раз выстраивание такой модели взаимодействия для каждой школы.

– Какие задачи предстоит решать регионам при подготовке педагогов к работе в рамках Единой модели профориентации?

– Задача подготовки и повышения квалификации школьных учителей, ведущих профориентационные занятия, – это, конечно, приоритет как для Минпросвещения России, так и для региональных органов власти в сфере образования. Сейчас для облегчения включения педагогов в системную профориентацию разработаны материалы, в том числе методические и информационные. В рамках курса «Россия – мои горизонты» мы обеспечиваем полный пакет материалов к каждому занятию – сценарий, видеоролики, презентации, рекомендации и так далее. В рамках Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее» мы также готовили педагогов-навигаторов. Больше 10 тысяч педагогов прошли повышение квалификации в прошлые годы, еще более 30 тысяч педагогов-навигаторов обучены в 2023 году. Эту работу мы будем продолжать и развивать, но регионам необходимо и самостоятельно включаться в обучение и развитие учителей. Нам известен ряд субъектов РФ, где региональные институты развития образования уже разработали программы повышения квалификации, учитывающие в том числе и региональный компонент профориентационной работы, и активно обучают своих педагогов. Надеюсь, что в дальнейшем эта практика распространится по всей стране.

– Когда, по Вашей оценке, можно ожидать эффект от реализации проекта по ранней профориентации? Каким будет этот эффект?

– Наша цель – выстроить преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессиональной ориентации на каждом из этапов: это не только школы, но и профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, семья обучающегося, центры занятости населения, а также компании-работодатели. При этом не забывать о необходимости всегда учитывать не только запрос экономики региона или страны в целом, но и индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, возможности и способности, а также особенности его возраста и состояния здоровья, имеющиеся ограничения.

Результаты, достигнутые в ходе системной работы, будут иметь не временный, а пролонгированный эффект, поскольку процесс профессионального самоопределения не является узко локализованным в старшем подростковом и юношеском возрасте и не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы.

Современный меняющийся мир является вызовом для образования и требует, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни человека

К долгосрочным эффектам можно отнести выработку у обучающихся определенного личностного отношения к процессу и задачам самоопределения (причем не только в сфере выбора профессии, но и в общем жизненном смысле), готовности к активному и самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения (а также понимание того, что в определенных условиях и контекстах может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных вариантов образовательно-профессиональной траектории, но и формировать ее самостоятельно, соотнося с общественными задачами).

Позитивными долгосрочными эффектами профориентационной работы являются также снижение показателей молодежной безработицы, лучшая закрепляемость кадров на рабочих местах, повышение производительности труда.

Как результат, такая работа способствует не только профессиональной самореализации обучающихся, предотвращению структурного кризиса на рынке труда, но и экономическому развитию страны и социальных институтов.

Интервью подготовила Наталья Харченко.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии