Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

Ученый, учитель, министр: большой путь Михаила Прокофьева

  • /
  • 28 декабря 2023

Ученый, учитель,  министр: большой путь  Михаила Прокофьева
Фото: vo.apkpro.ru

В Год педагога и наставника Академия Минпросвещения России реализовала просветительский проект по присвоению аудиториям имен выдающихся деятелей образования. Рассказываем о людях, чьи имена навсегда вошли в историю педагогики.

Как часто мы восхищаемся людьми, сумевшими добиться всеобщего признания и реализовать себя в профессии. А что, если речь пойдет об успехе сразу на нескольких поприщах? Именно таким человеком был первый министр просвещения СССР Михаил Алексеевич Прокофьев. 

Михаил Алексеевич Прокофьев родился 5 ноября 1910 года в семье крестьянина в селе Воскресенское Смоленской губернии; в 1922 году окончил четырехлетнюю начальную сельскую школу. Продолжить обучение мальчик смог в Москве, где проживал его дядя, и в 1927 году Михаил Прокофьев выпустился из школы-девятилетки с химическим уклоном с квалификацией химика-лаборанта. Получив трудовой опыт на Дербеневском химическом заводе в Москве, Прокофьев в 1930 году смог поступить на химфак МГУ. Помимо основной химической специальности, в университете преподавались и педагогические дисциплины, поэтому в 1935 году Прокофьев оканчивает университет со званием, как сам отмечал, «научного сотрудника и учителя».

prokofev-01.jpg

Карьера молодого специалиста развивалась стремительно: отучившись в аспирантуре НИИ химии при МГУ, в 1940 году Прокофьев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Синтез альфа-амино-бета-оксикислот и их дегидратация». Еще во время учебы в аспирантуре молодой ученый работал заместителем директора заочного института повышения квалификации учителей при МГУ, а также преподавал химию в одной из школ Московской области. По окончании аспирантуры Прокофьев занимал должность заместителя директора НИИ химии при МГУ, откуда в сентябре 1941 года добровольцем ушел на фронт. До 1946 года Михаил Прокофьев служил начальником отделения управления Наркомата военно-морского флота; награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, шестью медалями.

После демобилизации Прокофьев продолжил научную работу, а с 1951 года приступил к государственной службе в Министерстве высшего образования и среднего специального образования СССР на посту заместителя, а затем первого заместителя министра. В период с 1951 по 1966 год активно развивал университетское и высшее педагогическое образование, проведя реорганизацию ряда педагогических институтов в крупные региональные педагогические университеты.

Михаил Алексеевич Прокофьев получил назначение на должность министра просвещения СССР 24 декабря 1966 года. За неполные 18 лет во главе министерства Михаил Прокофьев добился существенного развития отечественной системы образования и ее выхода на одно из лидирующих мест в мире.

Под руководством Прокофьева был осуществлен переход к всеобщему бесплатному среднему образованию, разработаны единые для всех республик школьные программы и учебники, в соответствии с научно-техническими достижениями обновлено их содержание. Преподавание естественно-научных дисциплин тесно увязывалось с жизнью, образование стало более политехническим. «В наше время деятельность в любой сфере требует научного подхода, анализа жизненных явлений, выявления тенденций развития, обобщения опыта», – подчеркивал министр. По инициативе Прокофьева в школах внедряли специализацию; параллельно с обязательными дисциплинами разрабатывались углубленные курсы, факультативы, кружки.

В то же время как педагог-практик Михаил Прокофьев считал, что важно слышать голос учителя: по инициативе министра возобновились регулярные всесоюзные педагогические съезды, где обсуждались ключевые вопросы развития образования и обобщался самый лучший и эффективный педагогический опыт; учителя со всей большой страны стали встречаться и на всесоюзных педагогических чтениях. Менялась система подготовки учителей: в педвузах вводились курсы возрастной психологии и физиологии, перестраивались курсы педагогики, дидактики, принципы педагогической практики. «Важнейшей выступает перед учителем задача активизации мышления учащихся. Учитель должен обладать умением создать проблемную ситуацию», – считал Михаил Александрович.

 С подачи Прокофьева в СССР стали активно и широко публиковать методические пособия и научнопопулярную литературу не только отечественных, но и зарубежных авторов. Еще одной инициативой министра стал переход на бесплатное пользование учебниками в школе, а также полное оснащение школьных специализированных кабинетов. Кинофикация уроков помогала тиражировать лучший педагогический опыт, в образовательных целях широко использовались теле- и радиопередачи.

«Свою основную цель я видел в том, чтобы обеспечить условия для эволюционного развития образования. Мне кажется, что наше министерство работало без резких рывков, но и не отставая от требований времени и в какой-то мере оказывая хорошее влияние на развитие всей системы образования», – отмечал Михаил Алексеевич.

Будучи ученым-химиком, особое внимание Михаил Прокофьев уделял развитию химического образования: министр участвовал в разработке программ по химии для школ, химических факультетов педвузов и университетов, подготовке пособий и нормативных документов по химии. Прокофьев – автор свыше 300 публикаций на педагогические темы и более 200 научных работ по химии.

Огромен вклад Михаила Алексеевича в науку: он разработал методы синтеза нуклеоаминокислот и их олигомеров, изучил их физико-химические и фармакологические свойства; открыл реакции, позволяющие определять типы химических связей в природных структурах – ковалентных комплексах белков с нуклеиновыми кислотами; заложил основы химического синтеза олигонуклеотидов в растворе и на полимерных носителях, разработал метод, позволяющий синтезировать фрагменты природных генов. Им создано новое направление в молекулярной биологии – исследование структуры и функций природных соединений ДНК и РНК с белками и пептидами. Результаты его исследований широко использовались в генной инженерии, биотехнологии, медицине, получив мировое призвание.

О высоких заслугах Михаила Алексеевича говорят его звания и награды: Прокофьев награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета»; за труды по химии биополимеров и других природных соединений в 1966 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР; в 1967 году избран академиком Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. С 1991 года М.А. Прокофьев – членкорреспондент РАН, с 1994 года – заслуженный профессор МГУ.

20 декабря 1984 года, в возрасте 74 лет, Михаил Прокофьев вышел на пенсию, оставаясь действительным членом АПН (Российской академии образования).

Уникальный успешный опыт советской системы образования «прокофьевского» периода тщательно изучался мировым педагогическим сообществом.

Михаил Алексеевич Прокофьев ушел из жизни 29 апреля 1999 года, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института