Главное // Новость
Павел Петрович Блонский: «Любите не школу, а детей, приходящих в школу»
- /
- 28 декабря 2023
Павел Петрович Блонский – российский и советский психолог, педагог, специалист в области возрастной и педагогической психологии и один из основоположников советской педологии и трудовой школы.
Российский и советский психолог, педагог, специалист в области возрастной и педагогической психологии и один из основоположников советской педологии (комплексной междисциплинарной науки о ребенке) Павел Петрович Блонский родился 26 мая 1884 г. в Киеве, в бедной дворянской семье. В 1901 г. с золотой медалью окончил Вторую классическую гимназию Киева. Еще во время обучения в гимназии заинтересовался «самообразованием, людьми и жизнью», что в дальнейшем привело к увлечению психологией и философией.
Обучение Павел Блонский продолжил на историко-филологическом факультете Киевского Императорского университета Святого Владимира, где в сфере его интересов оказалась древнегреческая и римская философия. Позднее он писал, что знание истории философии помогло ему в занятиях историей педагогики; по его словам, в педагогическую подготовку должно входить умение разбираться в философских вопросах.
По протекции своего наставника, профессора Г.И. Челпанова, в 1908 г. Блонский переезжает в Москву, становится аспирантом Московского университета и начинает преподавательскую деятельность, параллельно изучая труды педагогов-классиков: Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
Большое внимание в своей педагогической деятельности Павел Петрович уделял вопросам просвещения в области педагогики: публиковал статьи по актуальным вопросам современной российской педагогики и образования и новейшим течениям зарубежной педагогической мысли, выступал с лекциями, подготовил учебное пособие «Курс педагогики» для вузов.
Обширным трудом Павла Петровича после Октябрьской революции 1917 г. стало создание и теоретическое обоснование проекта трудовой школы, в котором он сформулировал основополагающие педагогические идеи. Так, во главу угла ставилось «раскрытие и обогащение» ребенка, целью школы было трудовое воспитание и развитие у ребенка «умения создавать из вещей и явлений природы предметы, полезные для человечества». При этом трудовое воспитание было неразрывно связано с нравственным, а также с интеллектуальным развитием детей; обучение выстраивалось с учетом возрастных возможностей воспитанников.
По мнению Блонского, образование должно быть «политехническим», разносторонним, должно отражать современный уровень науки и культуры и способствовать формированию мировоззрения учеников.
«…Школа – организация не только учения, но и всей жизни ребенка. Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни и вернуться к античному пониманию школы как школы жизни, выработки определенного поведения, определенных привычек. В народной школе ребенок должен прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Учиться же жить возможно, лишь живя определенным образом. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни», – считал ученый. В 1919 г. году свет увидела книга «Трудовая школа», которая рассматривалась руководителями и сотрудниками Наркомпроса РСФСР как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы и получила положительный отклик учителей.
В том же году П.П. Блонский первым возглавил Московскую академию народного образования, высшее учебное учреждение нового типа, предназначенное для подготовки новых педагогических кадров. Блонский принимал самое непосредственное участие в работе академии: читал лекции, выезжал со студентами на практику, был в курсе обстоятельств их личной жизни.
Практическую педагогическую деятельность Блонский сочетал с интенсивной теоретической работой в области педагогики и психологии.
Идеи Блонского, связанные с внедрением материалистического подхода к психологическим явлениям, использованием объективных методов исследования, генетическим подходом к исследованию человеческого поведения, сближением психологии с жизнью и практическим переустройством общества, оказали значительное влияние на развитие советской психологии.
Важной вехой в научно-педагогической деятельности Блонского была работа в области педологии, которую он рассматривал как самостоятельную науку об особенностях детского возраста, подчеркивая ее практическую направленность. Ученый считал, что воспитание массы детей следует выстраивать на основе педологии, а «…знание типичного массового ребенка даст возможность знания любого индивидуального ребенка». Такие сведения, по мнению Блонского, необходимы учителю на каждом шагу его работы.
В 1930-х гг. Блонский возглавлял лабораторию памяти, а позднее, в 1933–1941 гг., – лабораторию мышления и речи в Государственном научно-исследовательском институте психологии (ПИ РАО). В 1931–1938 гг. занимался научно-исследовательской работой в Национальном научно-исследовательском институте педагогики. В 1935 г. за труд «Память и мышление» Блонский удостоен звания доктора педагогических наук без защиты диссертации.
Павел Петрович Блонский за свою профессиональную деятельность выпустил свыше 200 трудов по педагогике, психологии и философии; ряд учебников, посвященных дошкольному воспитанию, национальным ценностям образования. Ученый также участвовал в разработке учебных программ и школьной реформы, оказав значимое влияние на становление отечественной педагогической науки. Скончался от туберкулеза в московской больнице 15 февраля 1941 г. В «Учительской газете» был опубликован некролог за подписью народного комиссара просвещения РСФСР В.П. Потемкина. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.