Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Главное // Новость

Иван Есин: «Мы будем прикладывать все усилия, чтобы осознанный выбор профессии стал нормой»

  • /
  • 28 декабря 2023

Иван Есин: «Мы будем прикладывать все усилия, чтобы осознанный выбор профессии стал нормой»
Фото: vo.apkpro.ru

Внедрение Единой модели профориентации во всех школах страны осуществляется при участии Фонда Гуманитарных Проектов – некоммерческой организации, в этом году отмечающей десятилетие своей просветительской деятельности. В числе проектов, успешно реализованных фондом, – создание сети мультимедийных исторических парков «Россия – Моя история». С 2021 года организация выступает оператором Всероссийского проекта ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее». В интервью журналу «Время образования» управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов Иван Есин рассказал, какие задачи решает Единая модель профориентации, какую роль в ее становлении играет проект «Билет в будущее» и каких результатов в этой работе предстоит достичь в ближайшее время.

– Иван Владимирович, почему, на Ваш взгляд, интерес к теме профориентации в России за последние несколько лет значительно возрос?

– Наша страна в лице Минпросвещения России строит суверенную систему образования, которая основана на качестве знаний, на приоритете вопросов воспитания и особой роли профориентации в школе. Фактически сегодняшние условия подталкивают нас к тому, чтобы школа стала центром нового экономического роста. Это невозможно без профориентации.

Приоритеты развития современной экономики диктуют задачи, чтобы все школьники с 6 по 11 класс были охвачены профориентационной работой. Мы точно знаем, что экономическое развитие России в ближайшие годы будет связано с увеличением спроса на специалистов в сфере рабочих профессий, специалистов с высшим образованием, а именно инженеров, IT-специалистов. Для того чтобы на рынок выходили ребята, самоопределившиеся, готовые к профессиональному выбору и связывающие свою судьбу и развитие с Россией, необходимо политику в области профориентации вывести на новый уровень.

Профориентация имеет огромное воспитательное значение и потенциал для экономического развития страны, для формирования кадрового и технологического суверенитета. В связи с этим впервые понятие профориентации для школьников в этом году появилось в законе «Об образовании в Российской Федерации».

esin-2.jpg

– Расскажите вкратце об истории проекта «Билет в будущее».

– Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» возник по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина и реализуется в России с 2018 года в 89 регионах страны и в г. Байконуре. Он входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Фонд Гуманитарных Проектов выступает оператором проекта с 2021 года. За три года его участниками стали более 4,1 миллиона школьников и более 60 тысяч педагогов вошли в пул навигаторов.

«Билет в будущее» – это углубленная профориентационная диагностика подростка под руководством педагога-навигатора онлайн, на цифровой платформе, и офлайн – на мероприятиях проекта. Все методические материалы были разработаны командой опытных профориентологов впервые. «Билет в будущее» с первого года реализации стал расти и привлекать все больше и больше участников, так как оказался востребованным. Напомню об исследованиях ученых пятилетней давности, согласно которым более половины школьников в стране не знали, куда им поступать и какую профессию выбирать. В результате участия в «Билете в будущее» школьник получает рекомендации по выбору профессии.

esin-4.jpg

– Охарактеризуйте основные элементы Единой модели профориентации. Какие содержательные приоритеты заданы Министерством просвещения Российской Федерации, лично Министром? Как Единая модель соотносится с «Билетом в будущее»?

– В мае 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил актуализировать программы профориентации школьников. Министерство просвещения Российской Федерации под руководством Сергея Кравцова поставило новую объемную задачу, к которой до этого никто не мог приступить, – «прошить» профориентацией всю урочную и внеурочную деятельность.

«Билет в будущее» – это всероссийский проект, охватывающий всю территорию России, но не всех школьников, в отличие от профориентационного минимума, стартовавшего во всех школах страны с этого учебного года. Профминимум, являясь минимальным профориентационным сервисом в отличие от углубленной профориентации в «Билете в будущее», вывел профориентацию на более масштабный уровень. Это новые перспективы и для школьников, и для родителей, которые уже с 6 класса могут увидеть, как ребенок может реализоваться в России, какие востребованные профессии есть в регионе и в стране.

Еще одно отличие профминимума в том, что эта Единая модель не носит проектный характер. Это постоянная системная работа, у которой есть начало – сентябрь 2023 года, но нет конца.

Профминимум реализуется во всех школах страны на трех уровнях: базовом, основном и продвинутом. Уровень в учебном заведении устанавливает региональный орган власти, учитывая обеспеченность школы ресурсами. Каждый уровень расширяет возможности для ребенка, включая взаимодействие с родителями, практику и даже профильные предпрофессиональные классы. Специально разработанный профориентационный курс «Россия – мои горизонты» входит во все уровни, занятия проводятся каждый четверг. Его основная задача – дать представление ребенку о ключевых достижениях России, о развитии разных отраслей экономики и сориентировать в построении профессиональной траектории.

Отмечу, что в процессе создания методических рекомендаций особое внимание уделялось тому, чтобы профориентация в школе не носила кабинетный характер. Это набор разных инструментов: от уроков, внеурочных занятий и практико-ориентированных мероприятий, таких как экскурсии на действующие заводы и фабрики, до профессиональных проб, которые, соответственно, реализуются на региональном уровне.

esin-5.jpg

– Как организована подготовка педагогов к работе в рамках Единой модели профориентации?

– За последние четыре года проект «Билет в будущее» многое сделал для подготовки в регионах кадров, которые могли бы реализовать профминимум. Обучение педагогов, которое мы вели на протяжении этих лет, ежегодно привлекая от 10 до 33 тысяч учителей, создало то ядро, которое может реализовать профориентационные задачи по всей стране.

В помощь педагогам разработаны методические рекомендации, загруженные на онлайн-платформу bvbinfo.ru, которые отвечают на все вопросы и позволяют легко подготовиться к уроку. Вдобавок есть дополнительные разъясняющие документы. Курс «Россия – мои горизонты» реализуется на базе онлайн-конструктора, который у нас на платформе называется «Конструктор будущего». Педагог может сформировать каждый урок под уровень оснащенности класса компьютерами, возраст учеников и их интересы. На данный момент более 700 тысяч педагогов работают на портале и проводят занятия по профминимуму.

Важным принципом профминимума стала согласованность всех участников процессов в школе: и педагогов, и классных руководителей, и замдиректора по воспитательной работе, и региональных операторов «Билета в будущее». В школе создается большая педагогическая команда под руководством директора школы, которая работает над вопросами профориентации, в том числе взаимодействуя с партнерами: институтами развития образования, вузами, ссузами.

esin-8.png

– Оцените промежуточные результаты внедрения профминимума в школах страны.

– Об итогах пока рано говорить, так как первые месяцы можно назвать тестовыми как для команды профминимума, так и для участников: педагогов, детей, родителей. Но цифры говорят сами за себя: профминимум охватил более 7 миллионов обучающихся в 38 тысячах школ, за три месяца количество просмотров на платформе составило 132 миллиона.

– Можно ли говорить о вовлеченности родителей в эту работу?

– Родители – основные партнеры школы по всем направлениям, и, безусловно, в профориентации, так как они в значительной мере определяют профессиональный выбор ребенка. Наш подход заключается в том, чтобы папы и мамы были союзниками детей в этом вопросе. Для этого на платформе созданы инструменты, организуются родительские собрания и онлайн-марафоны, чтобы они погружались в вопросы профориентации, понимали востребованные профессии, перспективные отрасли и смогли оказать помощь ребенку в этой сфере.

esin-6.png

– Возникают ли сложности при взаимодействии с партнерами?

– Поскольку Единая модель профориентации реализуется на базе проекта «Билет в будущее», то с партнерским взаимодействием проблем нет. Одно из направлений деятельности в проекте – это проведение экскурсий и профессиональных проб в регионах, организованных региональным оператором на учебных площадках вузов, ссузов, предприятий. В этой сфере у нас есть и федеральные партнеры, такие как «РЖД», Сбербанк.

Последние опросы свидетельствуют о росте интереса российского бизнеса к работе с подростками. По данным ноябрьского исследования, проведенного экспертами проекта «Билет в будущее» при участии платформ «Профилум» и hh.ru, более 60% отечественных компаний проводят молодежную политику, в том числе направленную на учащихся школ. Бизнес готов не только трудоустраивать подростков, но и активно развивать работу с ними: 61% российских компаний уже проводит молодежную политику, еще 34% планируют начать, 29% планируют привлекать или уже привлекают школьников до 14 лет на различные мероприятия.

Таким образом, по мнению опрошенных работодателей, компании формируют собственный кадровый потенциал, развивают молодежь внутри компании, просвещают и помогают ребятам в самоопределении. По нашим данным, к Единой модели профориентации подключились 2 700 предприятий. Это и корпорации, и региональные компании, обладающие необходимыми ресурсами для проведения профмероприятий.

esin-7.png

– Как и когда можно будет оценить эффективность внедрения Единой модели профориентации, ее вклад в развитие страны? Каких результатов ждет от Вас Министерство просвещения Российской Федерации?

– В своем послании Федеральному собранию Президент России обозначил приоритет рабочих специальностей. В ближайшие пять лет нам необходимо более миллиона ребят, владеющих рабочими специальностями на высоком уровне. Наша задача – популяризация рабочих профессий, профессий, связанных с инженерным делом, с конструированием, с изобретательством, профессий в сфере естественных и точных наук. Это то, что нужно стране сегодня.

Что касается эффекта от профориентации, то ученые давно установили, что он отложен. Между окончанием школы и выходом на рынок труда молодой человек проходит обязательный этап обучения в техникуме, колледже или вузе. Мы будем прикладывать все усилия, чтобы осознанный выбор профессии стал нормой, чтобы молодой человек, решивший получить профессиональное образование, четко понимал, что обучение связано с его будущей профессией и в этой сфере он будет развиваться. Да, современная экономика подразумевает, что ты можешь поменять несколько профессий, но базовые компетенции, необходимые для профессионального роста, ты должен выбрать после школы. Именно вот это самоопределение в той сфере, в которой ты хочешь расти, очень важно. И мы готовы помочь ребенку в этом выборе.

Раннюю профориентацию для школьников с 6 по 11 класс ждут масштабные изменения. С каждым годом эта работа будет усиливаться и углубляться, обогащаться новыми инструментами.

В идеале мы хотим выйти на возможность создания портфолио, связанного с профориентацией, для каждого школьника. Ребята получат опции выбора профессиональной сферы для развития, а их собственные устремления будут подкрепляться научно обоснованными тестами и диагностиками, которые они смогут пройти неоднократно. В результате они получат рекомендации по построению профессионального трека, что облегчит поступление и в колледж, и в вуз, поможет в будущем построить профессиональную карьеру, а значит, и счастливую жизнь.

Интервью подготовил Борис Старцев. 

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии